Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -1 oC

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева приняла участие на панельной сессии «Душа Севера: устойчивое развитие коренных малочисленных народов Арктики» на X международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», прошедшем 10 декабря 2020 г. в Санкт-Петербурге.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева приняла участие на панельной сессии «Душа Севера: устойчивое развитие коренных малочисленных народов Арктики» на X международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», прошедшем 10 декабря 2020 г. в Санкт-Петербурге.

В своем выступлении Феодосия Габышева подчеркнула опыт Якутии в поиске новых путей Арктического образования, рассказала о реализации проектов по сохранению и развитию родных языков, проектах «Учитель Арктики», «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ арктических улусов», «Цифровая школа Арктики», «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля» в г. Нерюнгри, «Международная Арктическая школа» в г. Якутске.

При этом депутат от Якутии констатировала, что в настоящее время из-за отсутствия научно-обоснованной методики прогноза подготовки кадров в Арктике сохраняется заявительный принцип, который не всегда может быть объективным и востребованным. Одной из причин, приведших к кадровому голоду, она считает гуманитарную направленность профессионального образования для коренных малочисленных народов. А активное промышленное освоение северных территорий требует учета реальной потребности в специалистах технического направления, подготовки кадров, открытия новых специальностей и профессий именно на местах.

В связи с этим Габышева отметила необходимость изменения подходов к распределению бюджетных мест в учреждениях профессионального образования, участия крупных компаний, корпораций, бизнес-структур в целевой подготовке кадров, существенного расширения сети среднего профессионального образования. «Систему профориентации старшеклассников необходимо выстраивать через осознанное понимание ими получения профессионального образования с дальнейшим трудоустройством», - считает парламентарий.

«Для решения назревших проблем наряду с развитием региональных центров профессиональной подготовки и обучения необходимо создание системы доступного и непрерывного образования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов – удаленных точек профподготовки и профобучения по заочной, практикоориентированной форме (с наставниками на местах). В этой связи необходимо принять меры по модернизации сети учреждений среднего профессионального образования, актуализации организаций образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни, поддержки в обеспечении цифрового равенства», - предложила Феодосия Габышева.

Она подчеркнула, что в новых реалиях вынужденного перехода системы образования на дистанционный режим с конца 2019-2020 учебного года, выявился ряд существенных проблем. Востребованным стало создание единой учебной платформы с региональным компонентом, в том числе с контентом по родным языкам и арктиковедению.

В завершение своего выступления депутат от Якутии озвучила ряд предложений по блокам «Среднее общее образование», «Профессиональное образование» и «Кадры для Арктики».

Так, по блоку «Среднее общее образование» Феодосия Габышева предложила создать единую цифровую платформу «Российская Арктическая школа» по сохранению и развитию родных языков на базе Института развития родных языков народов России (Москва).

В рамках блока «Профессиональное образование» она предложила разработать целевую программу арктической направленности с учетом единой системы оценки качества программы и методики определения арктических профессий, ускорить разработку новых стандартов и описаний квалификаций по востребованным Арктике направлениям; восстановить механизм территориального заказа на подготовку кадров для освоения Арктики, механизма территориальных программ развития человеческого потенциала в рамках непрерывного обучения различных групп населения в логике «Индустрия 4.0»; ввести в учебные планы арктических вузов курсы по изучению этнографии региона; создать сеть учреждений среднего профессионального образования в Арктической зоне для обеспечения их интеграции и кооперации; включить их в проекты: «Традиционное природопользование», «Разведка и добыча углеводородов на арктических и субарктических акваториях», разработать проект «Стартап как диплом»; организовать активное сотрудничество и прямой диалог с компаниями, вовлеченными в освоение Арктической зоны.

Для решения направления подготовки кадров для Арктики парламентарий предложила отработать с Российским союзом предпринимателей и промышленников вопросы внедрения Национальной системы квалификации кадров, включая разработку профессиональных стандартов с учетом профессий будущего. Она предложила создать необходимые условия для организации курсов подготовки, переподготовки специалистов и рабочих кадров по модели World Skills, в том числе по профессиональным языковым компетенциям, необходимым для работы в условиях многоязычия; рассмотреть возможность законодательного закрепления и методического обоснования понятия «родной язык как язык профессиональной деятельности»; продумать мотивационные меры, социальные гарантии для работающих и проживающих в Арктике специалистов, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением