Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 6 oC

 На сегодняшний день в целой плеяде степных народов мало у кого сохранилась исконная вера (тенгрианство) и культовые праздники. На ум, прежде всего, приходит татаро-башкирский Сабантуй и бурятский Сурхарбан. Если первый в силу влияния ислама превратился в последние годы больше в фестиваль, то второй с годами потерял свою ритуальную и религиозную основу и сейчас воспринимается как праздник национальных видов спорта. Что же касается якутского Ысыаха, то он смог сохранить свою древнюю основу.

 На сегодняшний день в целой плеяде степных народов мало у кого сохранилась исконная вера (тенгрианство) и культовые праздники. На ум, прежде всего, приходит татаро-башкирский Сабантуй и бурятский Сурхарбан. Если первый в силу влияния ислама превратился в последние годы больше в фестиваль, то второй с годами потерял свою ритуальную и религиозную основу и сейчас воспринимается как праздник национальных видов спорта. Что же касается якутского Ысыаха, то он смог сохранить свою древнюю основу.

Во время празднования можно увидеть традиционную картину мира народа Саха, отраженную в обрядах и ритуалах, фольклоре, одеждах и угощениях, традиционных занятиях и многом другом.

3b0421ee f59b 4de4 997c f20079896fc3

 Истоки ысыаха

 Происхождение праздника связано с прародителем народа – Эллэем. В монументальном труде Г.В. Ксенофонтова «Эллэйада» на основе легенд представлен сюжет того самого первого Ысыаха. «В начале лета, когда богиня Иэйэхсит вновь обращается и Айыысыт вещает, Эллэй имел обыкновение устраивать праздник, собирая старых и малых, сирых и бедных. Устанавливал тогда священную мачту, обвязанную конским волосом, и в течение 10 дней и ночей устраивал увеселения и игры, говоря: "Пусть таков будет удел наших детей!».

33663556548 ae949f0249 o

«…Выдаивая кобылиц своего тестя, он накопил большой запас кумыса и устроил Ысыах. К своему празднеству он пригласил Омогойа с женой и при этом сказал: "Настал день поминовения предков и Юрюнг Айыы и подношения им жертвенной чаши». Раньше Омогой и его люди не видели такого обряда…Придя на ысыах, Омогой увидел кумыс, напиток раньше ему незнакомый, невиданные прежде посуды, украшенные резьбой. Поверх кумыса плавало масло. Эллэй поднял чашу с такой молитвой: «Господь, Юрюнг Айыы, настал день твоего воспоминания! Я, созданный тобою человек, угощаю тебя через чистый огонь. Почитаю тебя через огонь солнца!» Говоря так, он капал кумыс на огонь. В заключение призывал божее благословление возгласами «урууй», «айхал».

Исходя из мифологических текстов об Ысыахе, можно прийти к заключению, что по представлениям якутов на праздник с небес спускались светлые божества Айыы, именно от них зависела дальнейшая жизнь человеческого рода. В день летнего солнцестояния якуты встречали небесных божеств и устраивали обряд поклонения божествам Айыы и духам природы.

 Религиозная составляющая

 С исторический точки зрения, понятно, что Ысыах имеет более древние истоки, что он зародился не на долине Туймаада, а связан со степной культурой и некогда единым тенгрианством. Тезис Г.В.Ксенофонтова, что "Ысыах есть центральная ось и символ веры древних религиозных воззрений якутов, унаследовавших самое последнее достижение степного номадизма" этому, полностью соответствует. Якуты-коневоды в новых для себя условиях севера сумели сохранить систему религиозных верований, отчетливо отражавших их хозяйственный цикл.

П.А. Ойунский определял Ысыах как праздник коневодства и изобилия. Конь у якутов – животное божественного происхождения. Считалось, что хозяйство верхнего мира основано на разведении лошадей, и поэтому якуты посвящали коней небесным божествам.

b511ab1d d9d7 4254 8bb1 cc584257d0b7

Обряды

 Обрядовая часть начиналась рано утром. Двое юношей вставали лицом к востоку, держа в руках чорон с кумысом, за ними садились четверо мужчин с чоронами, за ними еще четверо с кумысом в берестяных сосудах. Белый шаман, сев впереди собравшихся с кубком кумыса в руках, начинал произносить алгыс. В конце речи трижды издается радостный клич «Уруй!» Затем все присутствующие по два раза отпивают кумыс. После этого белый шаман, обмахиваясь конским хвостом, произносит алгыс в честь божеств, духов-хозяев земли. При этом помощник шамана жертвенной ложкой набирает верх кумыса из двух кубков, которые держат мальчики и окропляет им все вокруг. Тем же порядком призывали и угощали духа-хозяйку местности и покровителей рогатого скота. Имя каждого призываемого существа украшалась эпитетами, характеризующими его образ, славящими его добродетели, например:

С масляными полянами,

С молочными озерами,

С солончаками из варенца,

Обитающая в зарослях травы,

С красивым, что лисица, скотом

Госпожа Ынахсыт коровница…

У них же просили наделить счастьем и скотом устроителей Ысыаха. Завершив действие, шаман подбрасыванием жертвенной ложки гадал на будущее хозяину- испрашивал ему у духов счастье и благоденствие. Затем собравшиеся выходили из жилища и садились вокруг нескольких березок, около которых выставлялся весь запас кумыса. Садились кругами – знать, менее важные гости и отдельно женщины. Кумыс разносили юноши и собравшиеся отпивали, передавая чорон по кругу из рук в руки. После общего распития кумыса начиналось веселье: пели, водили осуохай, мерялись силами и своими умениями.

1248416

После развала Советского Союза в республике наступил культурный ренессанс. Одним из главных столпов возрождения национальной культуры стал Ысыах, в 1992 году ставший в республике государственным праздников. С тех пор «Ысыах Туймаады» стал эталонным, где собраны все разрозненные знания об этом старинном празднике.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением