Спектакль поставил Национальный театр танца по мотивам единственного записанного олонхо «Кулан кугас аттаах Куллустай Бэргэн» знатока якутского фольклора Сергея Зверева – Кыыл Уола.
На сцене были представлены славные героические подвиги молодого, смелого и отважного охотника Куллустай Бэргэн. Вместе с героями зрители побывали в срединном и нижнем мирах, где происходят священное ритуальное действо, воскрешение якутского многоярусного язычества, единение человека с природой, борьба с миром Зла – борьба богатыря Куллустай Бэргэн с богатырем из Нижнего мира.
Эмоции и переживания героев можно было прочувствовать через движения и мимику, а настроение – по живой музыке оркестра и игре света. В спектакле практически не используются слова – все сказано танцем.
В ролях Анна Попова, Дьулустан Харлампьев, Эдуард Жирков, Капитон Ильин, Дмитрий Артемьев, Валентина Аммосова, Василий Эверстов и другие. Режиссер – Александр Титигиров, дирижер – Николай Петров. Для постановки этнобалета были привлечены научные консультанты по фольклору Ксенофонт Уткин и Варвара Обоюкова.
Автор либретто Юрий Фёдоров работает в театре 37 лет. За многолетнюю деятельность он был артистом балета, ставил детские спектакли, переносил на сцену произведения авторов КНМС, и «Куллустай Бэргэн» – его первый большой полнометражный спектакль. К слову, этот этнобалет ставился в Москве на сцене Молодежного театра на протяжении двух недель, в Санкт-Петербурге на сцене Эрмитажного театра, где вызвал большой резонанс и окупил дорогую поездку.
Юрий Михайлович рассказал нам о проделанной колоссальной работе:
– Я, как современный человек, отошел от старинного якутского языка. Олонхо – это устное сказание, и, если его написать на бумаге, одно описание персонажа может растянуться на три-четыре страницы. Я проштудировал каждую страницу, написанную Сергеем Зверевым, выделил сюжетные линии и написал сценарий.
Коллектив нашего театра решил освежить спектакль и подобрал звучание и видение питерских музыкантов и художников. Мне помогал композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории и доктор искусствоведения Игорь Воробьев. Мы провели огромную работу, чтобы познакомить его со всем многообразием нашей культуры, особенностями нутра якутского человека, работами местных музыкантов. Он написал композицию, опираясь на наши народную, исконно-инструментальную, фольклорную музыку, а мы добавили нотки крымпы и хомуса для более аутентичного звучания.
Также Игорь Воробьев познакомил нас с художником Олегом Молчановым, который сотрудничает с театрами из разных уголков мира. Он сделал костюмы и декорации для нашего спектакля, полюбил наш край и вдохновился образами якутских богатырей и абаасы.
Я изменил хореографию и сократил сценарий после консультации с питерским композитором, и повествование стало более динамичным. Это не просто XVI век якутской жизни, а видение его современным якутом из XXI века!
Директор Национального театра танца Александр Алексеев, поздравляя с юбилеем и желая дальнейших творческих успехов, торжественно вручил Юрию Федорову грамоты и памятные подарки. Также поздравления подготовили руководитель Сунтарского землячества, земляк и давний друг юбиляра Владимир Лазарев и преподаватели Арктического государственного института культуры и искусств.
Нарыйа ИВАНОВА
29 апреля - Международный день танца.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0