Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -12 oC

 Всего в нашей республике 15977 учащихся 10-11 классов, из них 7964 человек (то есть почти 50% от общего числа) участвовали в опросе на выявление цифровой компетентности. Результаты исследования, проведенного специалистами Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, озвучила эксперт Российского научного фонда, президент СВФУ Евгения МИХАЙЛОВА на XV съезде женщин Якутии.  

 Всего в нашей республике 15977 учащихся 10-11 классов, из них 7964 человек (то есть почти 50% от общего числа) участвовали в опросе на выявление цифровой компетентности. Результаты исследования, проведенного специалистами Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, озвучила эксперт Российского научного фонда, президент СВФУ Евгения МИХАЙЛОВА на XV съезде женщин Якутии.  

91e8a0aa 167f 4064 89de 7a6a8d85ceb3

Вот уже два года мы живем в реалиях пандемии коронавируса, а значит, именно столько времени ушло на освоение и принятие новых, ранее неведомых для всех условий быта, учебы и работы. Сегодня мы расскажем о полученном опыте в общем образовании.

На каком уровне находится цифровая грамотность учащихся старших классов в Якутии, каким образом на их учебу повлияло введение дистанционной формы обучения, какие плюсы и минусы в цифровизации школьного образования – это лишь часть аспектов, выявленных в результате опроса, охватившего средние школы (а также гимназии и лицеи) всех 34 улусов республики, а также города Якутск и поселка Жатай.

Завершился опрос 28 февраля текущего года, то есть данные на съезде представлены совершенно свежие.

Респонденты, учащиеся 10-11 классов, ответили всего на 26 вопросов. Кроме того, им предоставили возможность высказать свои пожелания и замечания.

Сегодня школьники вернулись к традиционному, очному обучению из-за улучшения эпидемиологической ситуации. Однако не стоит забывать, что в обратном случае онлайн-уроки будут возобновлены.

Что такое цифровые компетенции? Это навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, производство мультимедийного контента, синхронизацию устройств.

Помимо учителей и их учащихся, результаты этого исследования могут быть интересны для родителей, на чью долю выпали переживания о дальнейшей судьбе своих детей. Впереди у старшеклассников один из самых важных этапов в жизни – сдача единых государственных экзаменов (ЕГЭ), а затем получение высшего или же среднего специального образования. Какие плоды мы получим от дистанционного образования, а главное - что нужно предпринять уже сегодня, конечно же, зависит от правильно сделанных выводов. 

f7c37f54 ad3d 4ec6 a6eb 663ba3d1d6f4 1

В сухом остатке

Итак, остановимся подробнее на некоторых моментах опроса.

От общего охвата респондентов 81% - учащиеся средних школ, 10% - гимназий и 9% - лицеев.  

Из них хорошо оценили свою адаптацию к условиям дистанционного обучения 37%, отлично – 24%, удовлетворительно – 28% и плохо – 11%, в том числе более 20% - в Анабарском, Верхоянском, Вилюйском, Эвено-Бытантайском улусах. Качеством ДО удовлетворены 24%, ответ «скорее да, чем нет» выбрали 44%, «скорее нет, чем да», - 17%, не удовлетворены – 9%, затруднились ответить – 6%. Качеством ДО не удовлетворены более 20% в Верхоянском, Нижнеколымском и Эвено-Бытантайском улусах.

К сожалению, выяснилось, что сегодня доступ к Интернету дома отсутствует у 30% учащихся 10 и 11 классов. При этом выяснилось, что домашний интернет отсутствует у 78,42% опрошенных школьников в Намском улусе, у 72% - в Аллаиховском улусе, у 68% - в Амгинском улусе, у 52% - в Мегино-Кангаласском улусе, у 60% - в Олекминском улусе, у 61% - в Хангаласском улусе, у половины опрошенных учащихся в Чурапчинском улусе.

С введением «удаленной» учебы у 58% старшеклассников проводят в Интернете более 6 часов в день, 4-6 часов – 22%, 17% - менее 4 часов, 3% затруднились ответить. При этом у 38% стоимость Интернета составила 1000-3000 рублей в месяц, более 3000 руб/мес. – у 14%, менее 1 тыс. руб/мес. – 28%, 20% ответили, что не знают об этом.

Для того чтобы учиться дистанционно 68% ребят используют мобильные телефоны, 17% - ноутбуки, 14% персональные компьютеры и 1% - планшеты.

На вопрос «удобно ли обучаться в дистанционном режиме?» преобладающее большинство (43%) опрошенных ответили «да, удобно (мне нравится)», чуть меньшее количество ребят (36%) выбрали вариант «да, но сложно», 17% склонились к ответу «нет, очень трудно», 3% из общего числа опрошенных затруднились ответить и всего 1% учащихся выбрали ответ «слишком легко». Труднее всего далось обучение в режиме ДО в Аллаиховском улусе – 36,36%, Жиганском улусе – 35,56%, в Нижнеколымском улусе – 62,79% и в Эвено-Бытантайском улусе – 30,77%.

Как и предполагалось, ограничение живого общения школьников повлияло на их мотивацию. Интерес к обучению в период дистанционного обучения, как выяснил опрос, не изменился у 47% старшеклассников, уменьшился – у 31%, увеличился – у 16%, остальные 6% затруднились ответить. На вопрос «удовлетворены ли вы процессом обучения в дистанционном режиме?» большее число (38%) ответили «скорее да, чем нет», 24% - удовлетворены, 20% - «скорее нет, чем да», 13% - не удовлетворены и 5% - затруднились ответить. Больше 20% опрошенных не удовлетворены процессом обучения в режиме ДО в Анабарском, Верхоянском и Эвено-Бытантайском улусах.

О дистанционных инструментах, применяемых в процессе обучения, преобладающее большинство (5415) выбрали – видеоконференции Zoom, Skype, Discord и другое. У 2765 учащихся – презентации, 2783 – система дистанционного обучения школы. Наименьшее число выбрали сайт СДО Moodle (3%). При этом мы обратили внимание на то, что у 853 учащихся отсутствуют все перечисленные организаторами опроса инструменты дистанционного обучения – у них нет системы дистанционного обучения школы, электронно-информационной образовательной среды, сайта СДО Moodle, онлайн-уроков в Zoom, Skype, Discord, вебинаров, презентаций. Остается гадать, каким образом в их школах организуется дистанционное обучение. Наверное, посредством мессенджера WhatsApp. Кстати, по результатам опроса, чаще всего выполненные задания отправляются учителям именно по WhatsApp, об этом отметили 6206 учащихся (78%).

Не секрет, что «удаленка» увеличила нагрузку, как у работников различных сфер деятельности, так и у всех обучаемых.

По данным опроса, учебная нагрузка в период карантина увеличилась у 40% старшеклассников, по мнению 15% обучаемых нагрузка не изменилась, и даже уменьшилась - у 15% опрошенных, 12% затруднились с ответом.

Что касается оценки работы педагогов школы во время дистанционного обучения, большинство из опрошенных (44%) выбрали вариант ответа «отлично, все понятно и интересно», 24% - «удовлетворительно, но я полностью не осваиваю материал», 15% учащихся – «хорошо, но хотелось бы больше дополнительных материалов по изучаемым темам», 11% - затруднились ответить и 6% выбрали ответ «плохо, темы не понимаю». В данной связи нетрудно догадаться, что проблемы возникли в районах, где плохое качество Интернета. Но все же ощутимая доля трудностей возникла также из-за цифровой неграмотности учителей.

На вопрос «с какими трудностями вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?» преобладает число выбравших ответ «большой объем задаваемых материалов» - 29%, следом идет вариант «сложность выполнения практических заданий без объяснений учителя» - 26%, другое – 21%, всего 6% - неудобство пользования платформой ДО, также 6% респондентов думают о том, что сложность в недостаточном владении компьютерными технологиями, 5% выбрали вариант «несвоевременное выставление учителями материалов и заданий» и 2% - недостаточное количество тестовых заданий.  

Ответы о том, с какими техническими проблемами столкнулись учащиеся в процессе дистанционного обучения, выглядят следующим образом: необходимость иметь доступ к Интернету – 1880 (24%); недостаточное знание ПК –536 (7%); не отображались некоторые уроки – 699 (9%); не было понятно, что мне надо сделать и куда нажать – 755 (9%); невозможность скачать себе на ПК учебные материалы – 367 (5%);технические перебои в процессе воспроизведения материала – 1197 (15%); плохая обратная связь – 1440 (18%); низкая скорость Интернет-подключения (2949 (37%); проблем не было – 2541 (32%); другое – 701 (9%).

В период обучения в дистанционной форме плюсом для преобладающего большинства учащихся (61%) считается низкий риск заражения коронавирусом, на втором месте положительных сторон ДО (40%) - самообучение и на третьем – индивидуальный темп обучения (38%).  

Также мы обратили внимание, что среди преимуществ дистанта 2325 ребят (29%) считают возможность совмещать работу с учебой.

tild3861 3332 4634 b332 323362383134 2914142hhhh

«Не хочу стать никем…»

Евгения Исаевна также рассказала о пожеланиях и замечаниях учащихся 10-11 классов.

Организаторы опроса отметили наиболее повторяющиеся ответы, в том числе:

1. Много домашних заданий.

2.  Интернет недоступный и дорогой.

3.  Устаревший учебный материал.

4. Хотелось бы, чтобы число технических неполадок у учителей сократилось. Постоянные нарушения связи очень мешают обучению. Также было бы лучше, если бы учителя, хотя бы периодически, во время урока проверяли чат, так как не у всех есть возможность отвечать устно.

5. Повысить интернет-грамотность возрастных учителей. Очень часто сталкиваюсь во время дистанционного обучения с различными техническими проблемами со стороны учителей, которые не могут решить или же говорят, что это проблемы у нас, а не у них.

6.   Хочу очное обучение, я таким образом стану никем! (г. Якутск)

7.   Зум медленный, долго грузит, иногда не заходит.

8.   Я ненавижу дистант, мне нечего добавлять.

9.  Было бы удобно, если бы учителя все выставляли и вещали в одном устройстве (например, по WhatsApp), а то раз за разом переходить куда-то, заново писать пароли, регистрироваться неудобно.

10.  Физкультура – сдача нормативов только в специально оборудованном помещении на очном обучении (я не стану сдавать норматив по прыжкам на тумбу на кол-во раз за 30 секунд дома, т.к. тумба сломается).

11.  Хочу, чтобы всё продолжалось в своём духе, всё нравится. Будут у меня дети, будут учиться дистанционно (г. Якутск).

b9eb9740 7620 44ef 9442 420f52c5bd9f

Что из этого следует?

По итогам опроса Евгения Михайлова внесла свои предложения.

Министерству образования и науки РС (Я), совместно с Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я) и муниципальными образованиями, обеспечить:

- разработку единой модели онлайн-обучения, которая будет применима по всем учебным дисциплинам и практически во всех образовательных организациях;

- разработку стандартов для онлайн-обучения по учебным предметам и запуск отдельной программы стимулирования их создания, вовлекая широкое участие научных и образовательных организаций;

- принятие мер по созданию равного доступа в Интернет обучающимся, не имеющим социально-экономических возможностей для подключения и обучения в целях недопущения углубления цифрового разрыва и снижения когнитивных способностей детей (предоставление цифрового оборудования, снижение оплаты пользования интернетом и др.);

- разработку методики оценивания эффективности оцифрованных образовательных технологий и школьной резильентности;

- разработку моделирования образовательного взаимодействия (в триаде «учитель-ученик-родитель») на основе оцифрованных образовательных технологий с использованием онлайн-технологий и др.

2. Обеспечить укрепление и развитие воспитательной компоненты в системе общего образования, обеспечивающей распространение традиционного мировоззрения, семейных ценностей, разнообразия языков и культуры народов РФ.

Активу женских организаций Якутии: до 1 мая т.г. обсудить результаты проведенного опроса с родительскими комитетами, педсоветом школ, внести предложения, копии направить на e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Также проконтролировать заявки школ (в соответствующие органы управления) по созданию равного доступа в Интернет: приобретению цифрового оборудования; снижению оплаты услуг за пользование Интернетом; обучению учителей-предметников.

На наш вопрос «для чего нужны такие опросы?» Евгения Исаевна ответила:

- Во-первых, внедрение новейших технологий, цифровая трансформация и переход к цифровой экономике, и возникающие при этом новые модели взаимодействия человека и технологий становятся бескомпромиссным вызовом в век развития искусственного интеллекта и технологий в разных сферах, поэтому, понятное дело, мы – родители, взрослые не можем соглашаться с низким уровнем знаний и компетенций у наших детей и молодежи! Вечный вопрос – что делать? Действовать!

Например, опрос показал, что у 30% опрошенных Интернет дома отсутствует, скоростного Интернета нет, постоянно зависает, тексты заданий долго грузятся и т.п. Вопросов много. Мне даже пришлось напоминать некоторым руководителям школ об их недальновидном согласии с распространением высокоскоростного ковида-19 вместо высокоскоростного интернета, столь необходимого для образовательного процесса, и самоустранении управлений образования в некоторых улусах от контроля за имеющимися домашними условиями у детей, да и у учителей.

Опрос показал, что у большого количества учащихся 10-11 классов нет надежного доступа в Интернет, что дети и учителя с трудом участвуют в ДО. Наблюдается разрыв, в отдельных семьях нет возможностей подключения к Интернету, в многодетных семьях возникли проблемы из-за отсутствия достаточного количества компьютеров (в семье – один ноутбук, а учащихся - 3, например, и обучаются одновременно). Поневоле дети становятся уязвимы для отставания. Директора школ и учителя должны говорить об этих проблемах открыто, должны стремиться к созданию равного доступа для всех детей.

В этом плане меня очень порадовало конкретное действие нового министра образования Ирины Любимовой о безвозмездном предоставлении школьных компьютеров детям из многодетных семей во временное пользование. Все главы улусов и городов, наслегов, радеющие на деле за благополучие населения, должны быть обеспокоены недопущением цифрового разрыва и снижением когнитивных способностей детей. Конечно, есть главы, которые официально обращаются к населению и просят, например, с 10 до 17 ч. не пользоваться интернетом, ввиду учебных занятий. Есть главы, которые оказывают материальную помощь семьям в оплате расходов за интернет и др. Вообще, по логике, каждая школа должна иметь программу для учителей и родителей проясняющую – каким детям и почему требуется персонализация образовательного маршрута, что требуется для перехода на дистанционное обучение и др. Надо признать, что дистанционный формат обучения прочно вошел в систему образования, появились онлайн-школы, семейные формы обучения, есть родители, которые хотят оградить детей от школьного буллинга, выросли дети, которые не хотят ходить в школу, так как дома комфортнее и т.п.

В любом случае, за качество знаний и компетенций у учащихся ответственны учителя, педколлектив школы, а заинтересованы в качестве знаний и компетенций сами обучающиеся и их родители. Значит, вместе надо искать пути решения проблем.

Во-вторых, важным критерием стабильности и успешности учебного заведения (школы, училища или вуза) является индивидуальная устойчивость каждого субъекта образовательного процесса – обучающегося, его родителей и педколлектива, учителей в экстремальных условиях, например, при пандемии. И тут взрослые (родители и педагоги) не должны пребывать в растерянности: кто-то от того, что не может помочь при решении задач или написании эссе, а кто-то, лишившись традиционных методов преподавания. В общем, подготовимся к серьезному разговору в августе с.г. Хочу заметить, что опрос будет продолжен среди учащихся и отдельно для учителей.

Опрос 10-11 классов выявил ряд серьезных проблем, которые необходимо преодолеть в кратчайшие сроки. В связи с нарастанием малоизученных проблем формирования человеческого капитала на персональном уровне и в обществе в период перехода к цифровой модели развития страны и возникающими при этом социально-политическими рисками, в том числе в сфере образования, республике нужны соответствующие проекты, но это отдельный разговор.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (3)

This comment was minimized by the moderator on the site

Не правильно сделали вывод не только интернет плохой, но и дети не хотят сидеть на дистанте

This comment was minimized by the moderator on the site

Ни слова, что дистанционное обучение ни как не подходит для постоянного обучения детей

This comment was minimized by the moderator on the site

Опрос показал очень плозие результаты.
Нет скоростного интернета и плозо грузиться материал, это одно и тоже. более половины без нормального интернета.
на чем учиться тоже вопрос. телефон это не вариант. больше половины провал.

в целом опрос показали что более половины не готовы и не умеют. методики нет, контроля нет, интернета нет, ноутбуков и компьютеров нет.
зато есть отчеты чиновников, что все хорошо и замечательно. полный провал ДО в республике. 2 года балду пинали

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением