Вот уже два года мы живем в реалиях пандемии коронавируса, а значит, именно столько времени ушло на освоение и принятие новых, ранее неведомых для всех условий быта, учебы и работы. Сегодня мы расскажем о полученном опыте в общем образовании.
На каком уровне находится цифровая грамотность учащихся старших классов в Якутии, каким образом на их учебу повлияло введение дистанционной формы обучения, какие плюсы и минусы в цифровизации школьного образования – это лишь часть аспектов, выявленных в результате опроса, охватившего средние школы (а также гимназии и лицеи) всех 34 улусов республики, а также города Якутск и поселка Жатай.
Завершился опрос 28 февраля текущего года, то есть данные на съезде представлены совершенно свежие.
Респонденты, учащиеся 10-11 классов, ответили всего на 26 вопросов. Кроме того, им предоставили возможность высказать свои пожелания и замечания.
Сегодня школьники вернулись к традиционному, очному обучению из-за улучшения эпидемиологической ситуации. Однако не стоит забывать, что в обратном случае онлайн-уроки будут возобновлены.
Что такое цифровые компетенции? Это навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, производство мультимедийного контента, синхронизацию устройств.
Помимо учителей и их учащихся, результаты этого исследования могут быть интересны для родителей, на чью долю выпали переживания о дальнейшей судьбе своих детей. Впереди у старшеклассников один из самых важных этапов в жизни – сдача единых государственных экзаменов (ЕГЭ), а затем получение высшего или же среднего специального образования. Какие плоды мы получим от дистанционного образования, а главное - что нужно предпринять уже сегодня, конечно же, зависит от правильно сделанных выводов.
В сухом остатке
Итак, остановимся подробнее на некоторых моментах опроса.
От общего охвата респондентов 81% - учащиеся средних школ, 10% - гимназий и 9% - лицеев.
Из них хорошо оценили свою адаптацию к условиям дистанционного обучения 37%, отлично – 24%, удовлетворительно – 28% и плохо – 11%, в том числе более 20% - в Анабарском, Верхоянском, Вилюйском, Эвено-Бытантайском улусах. Качеством ДО удовлетворены 24%, ответ «скорее да, чем нет» выбрали 44%, «скорее нет, чем да», - 17%, не удовлетворены – 9%, затруднились ответить – 6%. Качеством ДО не удовлетворены более 20% в Верхоянском, Нижнеколымском и Эвено-Бытантайском улусах.
К сожалению, выяснилось, что сегодня доступ к Интернету дома отсутствует у 30% учащихся 10 и 11 классов. При этом выяснилось, что домашний интернет отсутствует у 78,42% опрошенных школьников в Намском улусе, у 72% - в Аллаиховском улусе, у 68% - в Амгинском улусе, у 52% - в Мегино-Кангаласском улусе, у 60% - в Олекминском улусе, у 61% - в Хангаласском улусе, у половины опрошенных учащихся в Чурапчинском улусе.
С введением «удаленной» учебы у 58% старшеклассников проводят в Интернете более 6 часов в день, 4-6 часов – 22%, 17% - менее 4 часов, 3% затруднились ответить. При этом у 38% стоимость Интернета составила 1000-3000 рублей в месяц, более 3000 руб/мес. – у 14%, менее 1 тыс. руб/мес. – 28%, 20% ответили, что не знают об этом.
Для того чтобы учиться дистанционно 68% ребят используют мобильные телефоны, 17% - ноутбуки, 14% персональные компьютеры и 1% - планшеты.
На вопрос «удобно ли обучаться в дистанционном режиме?» преобладающее большинство (43%) опрошенных ответили «да, удобно (мне нравится)», чуть меньшее количество ребят (36%) выбрали вариант «да, но сложно», 17% склонились к ответу «нет, очень трудно», 3% из общего числа опрошенных затруднились ответить и всего 1% учащихся выбрали ответ «слишком легко». Труднее всего далось обучение в режиме ДО в Аллаиховском улусе – 36,36%, Жиганском улусе – 35,56%, в Нижнеколымском улусе – 62,79% и в Эвено-Бытантайском улусе – 30,77%.
Как и предполагалось, ограничение живого общения школьников повлияло на их мотивацию. Интерес к обучению в период дистанционного обучения, как выяснил опрос, не изменился у 47% старшеклассников, уменьшился – у 31%, увеличился – у 16%, остальные 6% затруднились ответить. На вопрос «удовлетворены ли вы процессом обучения в дистанционном режиме?» большее число (38%) ответили «скорее да, чем нет», 24% - удовлетворены, 20% - «скорее нет, чем да», 13% - не удовлетворены и 5% - затруднились ответить. Больше 20% опрошенных не удовлетворены процессом обучения в режиме ДО в Анабарском, Верхоянском и Эвено-Бытантайском улусах.
О дистанционных инструментах, применяемых в процессе обучения, преобладающее большинство (5415) выбрали – видеоконференции Zoom, Skype, Discord и другое. У 2765 учащихся – презентации, 2783 – система дистанционного обучения школы. Наименьшее число выбрали сайт СДО Moodle (3%). При этом мы обратили внимание на то, что у 853 учащихся отсутствуют все перечисленные организаторами опроса инструменты дистанционного обучения – у них нет системы дистанционного обучения школы, электронно-информационной образовательной среды, сайта СДО Moodle, онлайн-уроков в Zoom, Skype, Discord, вебинаров, презентаций. Остается гадать, каким образом в их школах организуется дистанционное обучение. Наверное, посредством мессенджера WhatsApp. Кстати, по результатам опроса, чаще всего выполненные задания отправляются учителям именно по WhatsApp, об этом отметили 6206 учащихся (78%).
Не секрет, что «удаленка» увеличила нагрузку, как у работников различных сфер деятельности, так и у всех обучаемых.
По данным опроса, учебная нагрузка в период карантина увеличилась у 40% старшеклассников, по мнению 15% обучаемых нагрузка не изменилась, и даже уменьшилась - у 15% опрошенных, 12% затруднились с ответом.
Что касается оценки работы педагогов школы во время дистанционного обучения, большинство из опрошенных (44%) выбрали вариант ответа «отлично, все понятно и интересно», 24% - «удовлетворительно, но я полностью не осваиваю материал», 15% учащихся – «хорошо, но хотелось бы больше дополнительных материалов по изучаемым темам», 11% - затруднились ответить и 6% выбрали ответ «плохо, темы не понимаю». В данной связи нетрудно догадаться, что проблемы возникли в районах, где плохое качество Интернета. Но все же ощутимая доля трудностей возникла также из-за цифровой неграмотности учителей.
На вопрос «с какими трудностями вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?» преобладает число выбравших ответ «большой объем задаваемых материалов» - 29%, следом идет вариант «сложность выполнения практических заданий без объяснений учителя» - 26%, другое – 21%, всего 6% - неудобство пользования платформой ДО, также 6% респондентов думают о том, что сложность в недостаточном владении компьютерными технологиями, 5% выбрали вариант «несвоевременное выставление учителями материалов и заданий» и 2% - недостаточное количество тестовых заданий.
Ответы о том, с какими техническими проблемами столкнулись учащиеся в процессе дистанционного обучения, выглядят следующим образом: необходимость иметь доступ к Интернету – 1880 (24%); недостаточное знание ПК –536 (7%); не отображались некоторые уроки – 699 (9%); не было понятно, что мне надо сделать и куда нажать – 755 (9%); невозможность скачать себе на ПК учебные материалы – 367 (5%);технические перебои в процессе воспроизведения материала – 1197 (15%); плохая обратная связь – 1440 (18%); низкая скорость Интернет-подключения (2949 (37%); проблем не было – 2541 (32%); другое – 701 (9%).
В период обучения в дистанционной форме плюсом для преобладающего большинства учащихся (61%) считается низкий риск заражения коронавирусом, на втором месте положительных сторон ДО (40%) - самообучение и на третьем – индивидуальный темп обучения (38%).
Также мы обратили внимание, что среди преимуществ дистанта 2325 ребят (29%) считают возможность совмещать работу с учебой.
«Не хочу стать никем…»
Евгения Исаевна также рассказала о пожеланиях и замечаниях учащихся 10-11 классов.
Организаторы опроса отметили наиболее повторяющиеся ответы, в том числе:
1. Много домашних заданий.
2. Интернет недоступный и дорогой.
3. Устаревший учебный материал.
4. Хотелось бы, чтобы число технических неполадок у учителей сократилось. Постоянные нарушения связи очень мешают обучению. Также было бы лучше, если бы учителя, хотя бы периодически, во время урока проверяли чат, так как не у всех есть возможность отвечать устно.
5. Повысить интернет-грамотность возрастных учителей. Очень часто сталкиваюсь во время дистанционного обучения с различными техническими проблемами со стороны учителей, которые не могут решить или же говорят, что это проблемы у нас, а не у них.
6. Хочу очное обучение, я таким образом стану никем! (г. Якутск)
7. Зум медленный, долго грузит, иногда не заходит.
8. Я ненавижу дистант, мне нечего добавлять.
9. Было бы удобно, если бы учителя все выставляли и вещали в одном устройстве (например, по WhatsApp), а то раз за разом переходить куда-то, заново писать пароли, регистрироваться неудобно.
10. Физкультура – сдача нормативов только в специально оборудованном помещении на очном обучении (я не стану сдавать норматив по прыжкам на тумбу на кол-во раз за 30 секунд дома, т.к. тумба сломается).
11. Хочу, чтобы всё продолжалось в своём духе, всё нравится. Будут у меня дети, будут учиться дистанционно (г. Якутск).
Что из этого следует?
По итогам опроса Евгения Михайлова внесла свои предложения.
Министерству образования и науки РС (Я), совместно с Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я) и муниципальными образованиями, обеспечить:
- разработку единой модели онлайн-обучения, которая будет применима по всем учебным дисциплинам и практически во всех образовательных организациях;
- разработку стандартов для онлайн-обучения по учебным предметам и запуск отдельной программы стимулирования их создания, вовлекая широкое участие научных и образовательных организаций;
- принятие мер по созданию равного доступа в Интернет обучающимся, не имеющим социально-экономических возможностей для подключения и обучения в целях недопущения углубления цифрового разрыва и снижения когнитивных способностей детей (предоставление цифрового оборудования, снижение оплаты пользования интернетом и др.);
- разработку методики оценивания эффективности оцифрованных образовательных технологий и школьной резильентности;
- разработку моделирования образовательного взаимодействия (в триаде «учитель-ученик-родитель») на основе оцифрованных образовательных технологий с использованием онлайн-технологий и др.
2. Обеспечить укрепление и развитие воспитательной компоненты в системе общего образования, обеспечивающей распространение традиционного мировоззрения, семейных ценностей, разнообразия языков и культуры народов РФ.
Активу женских организаций Якутии: до 1 мая т.г. обсудить результаты проведенного опроса с родительскими комитетами, педсоветом школ, внести предложения, копии направить на e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Также проконтролировать заявки школ (в соответствующие органы управления) по созданию равного доступа в Интернет: приобретению цифрового оборудования; снижению оплаты услуг за пользование Интернетом; обучению учителей-предметников.
На наш вопрос «для чего нужны такие опросы?» Евгения Исаевна ответила:
- Во-первых, внедрение новейших технологий, цифровая трансформация и переход к цифровой экономике, и возникающие при этом новые модели взаимодействия человека и технологий становятся бескомпромиссным вызовом в век развития искусственного интеллекта и технологий в разных сферах, поэтому, понятное дело, мы – родители, взрослые не можем соглашаться с низким уровнем знаний и компетенций у наших детей и молодежи! Вечный вопрос – что делать? Действовать!
Например, опрос показал, что у 30% опрошенных Интернет дома отсутствует, скоростного Интернета нет, постоянно зависает, тексты заданий долго грузятся и т.п. Вопросов много. Мне даже пришлось напоминать некоторым руководителям школ об их недальновидном согласии с распространением высокоскоростного ковида-19 вместо высокоскоростного интернета, столь необходимого для образовательного процесса, и самоустранении управлений образования в некоторых улусах от контроля за имеющимися домашними условиями у детей, да и у учителей.
Опрос показал, что у большого количества учащихся 10-11 классов нет надежного доступа в Интернет, что дети и учителя с трудом участвуют в ДО. Наблюдается разрыв, в отдельных семьях нет возможностей подключения к Интернету, в многодетных семьях возникли проблемы из-за отсутствия достаточного количества компьютеров (в семье – один ноутбук, а учащихся - 3, например, и обучаются одновременно). Поневоле дети становятся уязвимы для отставания. Директора школ и учителя должны говорить об этих проблемах открыто, должны стремиться к созданию равного доступа для всех детей.
В этом плане меня очень порадовало конкретное действие нового министра образования Ирины Любимовой о безвозмездном предоставлении школьных компьютеров детям из многодетных семей во временное пользование. Все главы улусов и городов, наслегов, радеющие на деле за благополучие населения, должны быть обеспокоены недопущением цифрового разрыва и снижением когнитивных способностей детей. Конечно, есть главы, которые официально обращаются к населению и просят, например, с 10 до 17 ч. не пользоваться интернетом, ввиду учебных занятий. Есть главы, которые оказывают материальную помощь семьям в оплате расходов за интернет и др. Вообще, по логике, каждая школа должна иметь программу для учителей и родителей проясняющую – каким детям и почему требуется персонализация образовательного маршрута, что требуется для перехода на дистанционное обучение и др. Надо признать, что дистанционный формат обучения прочно вошел в систему образования, появились онлайн-школы, семейные формы обучения, есть родители, которые хотят оградить детей от школьного буллинга, выросли дети, которые не хотят ходить в школу, так как дома комфортнее и т.п.
В любом случае, за качество знаний и компетенций у учащихся ответственны учителя, педколлектив школы, а заинтересованы в качестве знаний и компетенций сами обучающиеся и их родители. Значит, вместе надо искать пути решения проблем.
Во-вторых, важным критерием стабильности и успешности учебного заведения (школы, училища или вуза) является индивидуальная устойчивость каждого субъекта образовательного процесса – обучающегося, его родителей и педколлектива, учителей в экстремальных условиях, например, при пандемии. И тут взрослые (родители и педагоги) не должны пребывать в растерянности: кто-то от того, что не может помочь при решении задач или написании эссе, а кто-то, лишившись традиционных методов преподавания. В общем, подготовимся к серьезному разговору в августе с.г. Хочу заметить, что опрос будет продолжен среди учащихся и отдельно для учителей.
Опрос 10-11 классов выявил ряд серьезных проблем, которые необходимо преодолеть в кратчайшие сроки. В связи с нарастанием малоизученных проблем формирования человеческого капитала на персональном уровне и в обществе в период перехода к цифровой модели развития страны и возникающими при этом социально-политическими рисками, в том числе в сфере образования, республике нужны соответствующие проекты, но это отдельный разговор.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0