Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -34 oC

В ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ», наряду с реабилитационными услугами для детей и подростков, проводятся консультации, тренинги, занятия арт-терапии и другие мероприятия для всех желающих родителей. Эту работу возглавляет педагог-психолог Ульяна Винокурова. По образованию она - клинический психолог, до прихода в Центр более 10 лет работала в ФКУ ГБ МСЭ по РС (Я). Мы поговорили с Ульяной Васильевной и попросили дать советы родителям.

В ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ», наряду с реабилитационными услугами для детей и подростков, проводятся консультации, тренинги, занятия арт-терапии и другие мероприятия для всех желающих родителей. Эту работу возглавляет педагог-психолог Ульяна Винокурова. По образованию она - клинический психолог, до прихода в Центр более 10 лет работала в ФКУ ГБ МСЭ по РС (Я). Мы поговорили с Ульяной Васильевной и попросили дать советы родителям.

Запросы родителей

– Для оказания помощи родителям с детьми с особенностями перед психологом стоит задача оценить психоэмоциональное состояние родителя, затем определиться с подходом, методами, инструментами работы.

Запросы родителей бывают разные: как справиться со стрессом, страхом, как принять диагноз ребёнка, уход из семьи второго родителя, решать вопросы об опекунстве, как помочь ребёнку-выпускнику сдать экзамены, лучше построить отношения с подростком, определиться с его будущей профессией и другое. Бывает, конкретно спрашивают: когда можно сказать ребёнку, что он - приёмный в их семье. В пять-шесть лет наступает наиболее подходящий период, когда ребёнок всё воспринимает как игру. Если этот срок упущен, надо заранее психологически подготовить ребёнка.

Свою работу строю так, чтобы родители сами находили ответ на свой запрос. На такие индивидуальные консультации уходит 1-1,5 часа. Есть и групповые занятия, где родители участвуют в разных тренингах.

Цель работы педагога-психолога

– Целью моей работы является оказание психологической помощи родителям, в семьях которых воспитывается ребенок с особенностями. Для этого сначала выявляю проблему, далее разрабатываю план работы с данным клиентом.

Моя задача – формирование эмоционально зрелого родительства, выстраивание адекватных, психологических границ «родитель-ребёнок», обучение родителей психологическим приёмам саморегуляции и самоконтроля. 

Ульяна Васильевна 

Главная задача родителя

– В основном, матери чувствуют страх, тревожность, растерянность, обиду, эмоциональную напряженность, которые мешают жить, развиваться, воспитывать, заботиться о близких. Отцы, как правило, более увлечены работой, таким образом, уходят от каждодневного стресса, но и они испытывают чувства вины и утраты, связанные с развитием, воспитанием, обучением, лечением особенного ребёнка.

Надо понять одно: когда родитель находится в гармоничных отношениях с самим собой – он сможет помочь другим. Поэтому главная задача родителя – понять, осознать, принять и действовать, чтобы устранить проблему.

Восполнение энергии

– Стоит сказать, что наша работа - весьма энергозатратная. Нужен постоянный энергообмен, но его иногда не бывает… Хорошо, что моя семья - муж, трое детей - это понимают, создают условия для восстановления.

Энергию восполняю, бывая на природе, но это не всегда получается. Летом хорошо, когда на все выходные уезжаешь на дачу. Люблю читать - это тоже помогает.

Метод арт-терапии

– Считаю, что все методы хороши, но мне больше по душе метод психологической поддержки – арт-терапия. Данный метод способствует повышению самооценки у родителей, даёт возможность осознать свои ощущения и чувства, что, в свою очередь, позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных ситуаций. Я сама очень люблю читать притчи. По мере надобности использую их в своей работе для повышения самооценки, саморазвития.

Также использую групповые методы работы с семьей. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку, одобрение в группе - так развивается активность и уверенность родителей. 

Кроме этого, провожу индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, различные тренинги, визуализацию, релаксацию, круглые столы. Недавно провела тренинг «Начнём с себя», где проводились такие упражнения как "Знакомство", "Дыхание – это для нас всё", игры "Мне кажется, когда...", "Паровозик". Игровые упражнения помогают снять психологическое напряжение, переключить внимание, ощутить своё состояние, снять мышечное напряжение, усталость, сформировать доверительные отношения ко всем участникам. В конце тренинга все пришли к общему выводу, что задача каждого родителя - быть в гармонии с самим собой, быть счастливой женщиной, мамой.

Случаи на тренингах

– Во время тренингов случаются, так называемые, выявления. У мамочек есть разные хобби, увлечения, с которыми они готовы делиться, проводить мастер-классы. Так, в прошлом заезде Ольга Николаевна Шестакова, мама Вики Шестаковой, провела круглый стол на тему «Наши возможности», на котором она поделилась опытом производства сувенирной продукции из эпоксидной смолы (она - самозанятая). Ольга Николаевна рассказала, как начала строить свой бизнес – как написала бизнес-план, защитила его, какие документы необходимы для этого, поделилась, с какими трудностями ей пришлось столкнуться, на что опиралась и во что верила. Участники обменялись контактными данными и обещали помогать друг другу.

Или же во время тренингов я могу сама дополнить свою методкопилку мудрыми приёмами. Например, был в одной группе дедушка, который строил из себя дурачка, чтобы внучка-инвалид ему всё объясняла. Она даже помогала ему одеваться! Тут и проявляются такие замечательные качества как забота о близком человеке, саморазвитие, в какой-то мере, ораторское искусство, актёрское искусство, подражание (то, чего мы стараемся добиться).

О результатах

– Результаты проделанной работы появляются иногда сразу, иногда – через определенное время. У всех индивидуально, каждый воспринимает, принимает это по-разному.

Вижу свет в конце тоннеля, когда замечаю какие-то изменения в жизни родителей и ребёнка. Состояние, настроение, настрой ребёнка напрямую зависят от состояния родителей.

Советы родителям

– Родителям, воспитывающим детей с особенностями, советую делиться своими переживаниями с семьей, близкими, психологом. Не надо замыкаться в себе и никого не подпускать.

Не стесняться просить помощи, иногда позволять себе быть слабой. Не бойтесь довериться близкому человеку, специалистам.

Моменты слабости, отчаяния будут и это нормально. Не нужно этого бояться и воспринимать как слабость.

Дарите ребёнку любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Помните: когда-нибудь ваш ребёнок повзрослеет – готовьте его к самостоятельной жизни, позволяйте ему самостоятельно действовать, принимать решения.

Следите за своим поведением, внешностью – ребёнок должен гордиться вами. Мама всегда должна быть красивой, милой, доброй и здоровой. Не отказывайтесь уделять себе внимание, удовлетворять свои потребности. Этим вы показываете своему ребёнку любовь к себе.

Папа для ребёнка должен быть авторитетом, с ним он чувствует себя защищённым, уверенным. Родители должны понимать: если они будут в ресурсе, в гармонии с самим собой, только тогда смогут помочь своему ребёнку, своим близким. Берегите друг друга!

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением