– Василий Васильевич, расскажите, как возникла идея установления копии боевого истребителя?
– В ноябре 2001 года мы предложили установить памятник самолету Р-39 «Аэрокобра» в сквере имени Гагарина, в центре мемориала погибшим перегонщикам. Я тогда работал в Департаменте начального и среднего профобразования, а до этого, более десяти лет, трудился в АТБ – авиационно-технической базе Якутского аэропорта. Вместе со мной были инженер цеха АТБ Александр Шахнин, техник АТБ НАК «Саха Авиа» Спиридон Угаров.
Еще при проектировании памятника погибшим перегонщикам предусматривалась установка разбитого самолета в центре мемориала. Для этой цели предполагалось привести в Якутск обломки истребителей «Аэрокобра», которые были обнаружены поисковыми группами в труднодоступных районах якутской тайги. Но из-за проблем безопасности отказались от этой затеи.
– То есть вначале вы хотели из обломков истребителей воссоздать копию боевого самолета?
– На сбор сведений о самолётах, потерпевших во время перегона катастрофы и аварии, в основном, из-за отсутствия таких данных, на их поиск, перевозку и восстановление ушло бы слишком много времени и средств. Поэтому после долгих обсуждений, расчетов и прикидок мы решили построить полномасштабный макет «Аэрокобры».
Опыт у нас уже был. К 75-летию авиации Якутии, в 2000 году, мы создали макет самолета «Сопвич-полуторастоечный» – первенца в небе Якутии в масштабе 1 : 5. Сейчас макет самолета можно увидеть в здании Якутского аэровокзала.
– С чего начали свою работу?
– Постепенно собрали все доступные сведения об этом самолете - книги, журналы, чертежи, фотографии, технические описания, инструкции по эксплуатации и ремонту. Перед нами стояла задача построить не просто макет, а обязательно скопировать машину, принадлежавшую конкретному летчику, т.е. возвратить из небытия не только самолет, но и имя пилота.
– Чей самолет был взят за основу?
– Остановились на самолете P-39Q-10-BE «Аэрокобра» с серийным номером ВВС США 42-20613. Здесь необходимо отметить следующее: по правилу, принятому в США, на хвостовую часть самолетов серийный номер наносился без первой цифры и дефиса. Вот почему номер самолета на хвосте написан как 220613.
На этом самолете 6 ноября 1943 года погиб заместитель командира эскадрильи 4-го перегоночного авиаполка 1-й перегоночной авиадивизии, майор Павел Фёдорович Морозов, 17.11.1909 года рождения, уроженец г. Харькова. В тот день после вылета из Якутска в Киренск, в районе Витима, его самолет столкнулся в воздухе с другим самолетом.
– А дальше как работали?
– За короткое время я разработал проект, который и был принят за основу.
– Какая часть работы была самой сложной?
– Работать приходилось днем и ночью, на сон, зачастую, оставалось по 3-4 часа, поэтому взял на работе неоплачиваемый отпуск.
Из-за отсутствия заводской документации мне пришлось самому разрабатывать чертежи самолета: делать наброски, вести расчеты, а затем сопоставлять их с исходными данными и теми размерами, что приводились в описании самолета, просмотреть сотни фотографий. В конечном итоге, делались эскизные проекты, по которым изготавливались рабочие чертежи.
И пока решались вопросы финансирования проекта, мы решили за свой счет начать постройку самолета. Так как у нас не было опыта строительства цельнометаллического самолета такого размера, для накопления опыта и освоения некоторых технологий мы начали с изготовления отдельных, относительно простых, частей самолета - киля, стабилизатора, рулей управления, лопастей воздушного винта, стоек шасси и т.д
– Что означает красная звезда в белом круге? Красная звезда - понятно, а почему белый круг?
– Здесь надо сказать о специфике опознавательных знаков. Опознавательные знаки ВВС СССР - в виде красной звезды в белом круге - наносились прямо на заводах США (а не, как принято считать, советской приемной комиссией), в соответствии с требованиями, принятыми в ВВС США, т.е. звезды по обеим сторонам фюзеляжа: одна звезда - на левой верхней, другая - на правой нижней частях крыла. Только в конце войны американские самолеты поставлялись с опознавательными знаками, принятыми в ВВС СССР.
– Сколько человек делали, точнее, работали над копией истребителя?
– Нам помогали как работники аэропорта, авиатехники и авиамеханики, так и энтузиасты в свободное от работы время.
В сварочных работах нам помогал опытный специалист из участка главного механика АТБ Сергей Аргунов. После изготовления каркаса начали работы по обшивке самолета дюралевыми листами. Здесь неоценимую помощь оказал слесарь цеха №3 АТБ Виктор Осинцев. Его советы и технические решения помогли нам преодолеть немало трудностей в строительстве самолета. А главными специалистами в клепальных работах были слесари-клепальщики цеха №3 Василий Говоров и Евгений Козлов. Они в процессе работы так заинтересовались строительством самолета, что остались вместе с нами, вплоть до установки самолета на постамент.
Нам также помогали энтузиасты авиации: Эдуард Борисенков – инструктор-парашютист РПСБ и Виктор Мазуренко – сотрудник службы безопасности ювелирного завода «Кристалл». Каждый вечер и в выходные дни они работали вместе с нами допоздна.
Была проведена колоссальная работа: всю «Аэрокобру» мы сделали своими руками. Нам пришлось реализовать все приобретенные навыки по проектированию, работе с металлом, деревом, пластиком и авиационными лаками.
По шаблонам и пресс-формам мы изготовили, при помощи термической обработки, остекление фонаря кабины, выклеили из композиционного материала воздухозаборник двигателя.
Много времени ушло на изготовление деталей с двойной кривизной, таких как законцовки крыльев и оперения, панели носовой части фюзеляжа, форкиля, зализов стабилизатора и крыльев, нижней поверхности центроплана.
– И вот самолёт собран...
– Погодите, еще не всё. Далее предстояла его покраска. Задача осложнялась тем, что у нас в наличии не было красок необходимого цвета.
В годы войны американские самолеты поставлялись в СССР окрашенные, в соответствии с принятым в ВВС США камуфляжем: все верхние поверхности машин имели темный, оливково-коричневый цвет, а нижние – нейтрально-серый.
В этой ситуации пригодился опыт известного в Якутии моделиста-стендовика Евгения Козлова. Модели-копии, собранные и покрашенные его руками, вызывают восторг и восхищение моделистов всей республики. С его помощью нам удалось приобрести краски, необходимого цвета и количества, для подбора колера камуфляжа.
После покраски самолёта мы нанесли серийные номера, опознавательные знаки, технические надписи и эмблемы.
– Действительно, нелегко было, даже учитывая, что копию боевого самолета делали профессионалы - авиатехники, авиамеханики.
– После завершения покраски самолета мы столкнулись с неожиданной проблемой. Из-за низкой температуры в цехе, где собирали и красили самолет, красная звезда вдруг начала сжиматься и трескаться. Все произошло настолько быстро, что у нас руки опустились, и даже закралась тень сомнения - успеем ли закончить работу к сроку. Ведь к тому времени почти все работы были завершены, и через два дня предстояло открытие памятника. Но мы с Евгением, преодолев безумную усталость, ночью все-таки сумели переделать звезды по новой технологии.
Накануне открытия памятника самолет выкатили из цеха, погрузили на трейлер и привезли к месту вечной стоянки.
Постамент высотой 3,5 метра и шириной 4 метра был изготовлен из железобетона силами администрации Гагаринского округа. Вначале предполагалось сделать постамент в виде стилизованных гор с небольшим углом наклона, но из-за экономии средств, пришлось его упростить.
Отметим, что мемориал в виде боевого самолета времен Великой Отечественной войны, созданный энтузиастами авиации и истории, стал не только достойным напоминанием о героическом прошлом страны, но и визитной карточкой города Якутска.
***
- Наш замысел поддержали в те годы глава администрации округа «Гагаринский» Владислав Новгородов, народный депутат Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Дружинин. С проектом ознакомился и оказал всемерную поддержку тогдашний глава администрации города Якутска Илья Михальчук. Ощутимую поддержку оказал генеральный директор ГУП «Аэропорт Якутск» Андрей Илларионов.
Руководство НАК «Саха Авиа» и АТБ предоставили место для строительства самолета. Материальную помощь оказала фирма «Прогресс-Ресурс», выделив на спонсорской основе металлопрокат, необходимый для изготовления стапелей и силовой фермы самолета. За что им всем огромное спасибо!
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0