Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -7 oC

В эти дни исполнилось 20 лет, как в сквере имени Гагарина был установлен боевой самолет «Аэрокобра». Сегодня мы предложили одному из тех, кто принимал участие в его создании, историку авиации Василию Гоголеву, ныне старшему референту редакционно-издательского отдела Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я), вспомнить и рассказать, как они работали над созданием боевого самолета в натуральную величину.

В эти дни исполнилось 20 лет, как в сквере имени Гагарина был установлен боевой самолет «Аэрокобра». Сегодня мы предложили одному из тех, кто принимал участие в его создании, историку авиации Василию Гоголеву, ныне старшему референту редакционно-издательского отдела Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я), вспомнить и рассказать, как они работали над созданием боевого самолета в натуральную величину.

– Василий Васильевич, расскажите, как возникла идея установления копии боевого истребителя?

– В ноябре 2001 года мы предложили установить памятник самолету Р-39 «Аэрокобра» в сквере имени Гагарина, в центре мемориала погибшим перегонщикам. Я тогда работал в Департаменте начального и среднего профобразования, а до этого, более десяти лет, трудился в АТБ – авиационно-технической базе Якутского аэропорта. Вместе со мной были инженер цеха АТБ Александр Шахнин, техник АТБ НАК «Саха Авиа» Спиридон Угаров.

Василий Гоголев

Еще при проектировании памятника погибшим перегонщикам предусматривалась установка разбитого самолета в центре мемориала. Для этой цели предполагалось привести в Якутск обломки истребителей «Аэрокобра», которые были обнаружены поисковыми группами в труднодоступных районах якутской тайги. Но из-за проблем безопасности отказались от этой затеи.

– То есть вначале вы хотели из обломков истребителей воссоздать копию боевого самолета?

– На сбор сведений о самолётах, потерпевших во время перегона катастрофы и аварии, в основном, из-за отсутствия таких данных, на их поиск, перевозку и восстановление ушло бы слишком много времени и средств. Поэтому после долгих обсуждений, расчетов и прикидок мы решили построить полномасштабный макет «Аэрокобры».

Опыт у нас уже был. К 75-летию авиации Якутии, в 2000 году, мы создали макет самолета «Сопвич-полуторастоечный» – первенца в небе Якутии в масштабе 1 : 5. Сейчас макет самолета можно увидеть в здании Якутского аэровокзала.

– С чего начали свою работу?

– Постепенно собрали все доступные сведения об этом самолете - книги, журналы, чертежи, фотографии, технические описания, инструкции по эксплуатации и ремонту. Перед нами стояла задача построить не просто макет, а обязательно скопировать машину, принадлежавшую конкретному летчику, т.е. возвратить из небытия не только самолет, но и имя пилота.

– Чей самолет был взят за основу?

– Остановились на самолете P-39Q-10-BE «Аэрокобра» с серийным номером ВВС США 42-20613. Здесь необходимо отметить следующее: по правилу, принятому в США, на хвостовую часть самолетов серийный номер наносился без первой цифры и дефиса. Вот почему номер самолета на хвосте написан как 220613.

На этом самолете 6 ноября 1943 года погиб заместитель командира эскадрильи 4-го перегоночного авиаполка 1-й перегоночной авиадивизии, майор Павел Фёдорович Морозов, 17.11.1909 года рождения, уроженец г. Харькова. В тот день после вылета из Якутска в Киренск, в районе Витима, его самолет столкнулся в воздухе с другим самолетом. 

– А дальше как работали?

– За короткое время я разработал проект, который и был принят за основу.

– Какая часть работы была самой сложной?

– Работать приходилось днем и ночью, на сон, зачастую, оставалось по 3-4 часа, поэтому взял на работе неоплачиваемый отпуск.

Из-за отсутствия заводской документации мне пришлось самому разрабатывать чертежи самолета: делать наброски, вести расчеты, а затем сопоставлять их с исходными данными и теми размерами, что приводились в описании самолета, просмотреть сотни фотографий. В конечном итоге, делались эскизные проекты, по которым изготавливались рабочие чертежи.

002

И пока решались вопросы финансирования проекта, мы решили за свой счет начать постройку самолета. Так как у нас не было опыта строительства цельнометаллического самолета такого размера, для накопления опыта и освоения некоторых технологий мы начали с изготовления отдельных, относительно простых, частей самолета - киля, стабилизатора, рулей управления, лопастей воздушного винта, стоек шасси и т.д

– Что означает красная звезда в белом круге? Красная звезда - понятно, а почему белый круг?

– Здесь надо сказать о специфике опознавательных знаков. Опознавательные знаки ВВС СССР - в виде красной звезды в белом круге - наносились прямо на заводах США (а не, как принято считать, советской приемной комиссией), в соответствии с требованиями, принятыми в ВВС США, т.е. звезды по обеим сторонам фюзеляжа: одна звезда - на левой верхней, другая - на правой нижней частях крыла. Только в конце войны американские самолеты поставлялись с опознавательными знаками, принятыми в ВВС СССР.

– Сколько человек делали, точнее, работали над копией истребителя?

– Нам помогали как работники аэропорта, авиатехники и авиамеханики, так и энтузиасты в свободное от работы время.

В сварочных работах нам помогал опытный специалист из участка главного механика АТБ Сергей Аргунов. После изготовления каркаса начали работы по обшивке самолета дюралевыми листами. Здесь неоценимую помощь оказал слесарь цеха №3 АТБ Виктор Осинцев. Его советы и технические решения помогли нам преодолеть немало трудностей в строительстве самолета. А главными специалистами в клепальных работах были слесари-клепальщики цеха №3 Василий Говоров и Евгений Козлов. Они в процессе работы так заинтересовались строительством самолета, что остались вместе с нами, вплоть до установки самолета на постамент.

Нам также помогали энтузиасты авиации: Эдуард Борисенков – инструктор-парашютист РПСБ и Виктор Мазуренко – сотрудник службы безопасности ювелирного завода «Кристалл». Каждый вечер и в выходные дни они работали вместе с нами допоздна.

004

Была проведена колоссальная работа: всю «Аэрокобру» мы сделали своими руками. Нам пришлось реализовать все приобретенные навыки по проектированию, работе с металлом, деревом, пластиком и авиационными лаками.

По шаблонам и пресс-формам мы изготовили, при помощи термической обработки, остекление фонаря кабины, выклеили из композиционного материала воздухозаборник двигателя.

Много времени ушло на изготовление деталей с двойной кривизной, таких как законцовки крыльев и оперения, панели носовой части фюзеляжа, форкиля, зализов стабилизатора и крыльев, нижней поверхности центроплана.

001

– И вот самолёт собран...

– Погодите, еще не всё. Далее предстояла его покраска. Задача осложнялась тем, что у нас в наличии не было красок необходимого цвета.

В годы войны американские самолеты поставлялись в СССР окрашенные, в соответствии с принятым в ВВС США камуфляжем: все верхние поверхности машин имели темный, оливково-коричневый цвет, а нижние – нейтрально-серый.

В этой ситуации пригодился опыт известного в Якутии моделиста-стендовика Евгения Козлова. Модели-копии, собранные и покрашенные его руками, вызывают восторг и восхищение моделистов всей республики. С его помощью нам удалось приобрести краски, необходимого цвета и количества, для подбора колера камуфляжа.

После покраски самолёта мы нанесли серийные номера, опознавательные знаки, технические надписи и эмблемы.

– Действительно, нелегко было, даже учитывая, что копию боевого самолета делали профессионалы - авиатехники, авиамеханики.

– После завершения покраски самолета мы столкнулись с неожиданной проблемой. Из-за низкой температуры в цехе, где собирали и красили самолет, красная звезда вдруг начала сжиматься и трескаться. Все произошло настолько быстро, что у нас руки опустились, и даже закралась тень сомнения - успеем ли закончить работу к сроку. Ведь к тому времени почти все работы были завершены, и через два дня предстояло открытие памятника. Но мы с Евгением, преодолев безумную усталость, ночью все-таки сумели переделать звезды по новой технологии.

Накануне открытия памятника самолет выкатили из цеха, погрузили на трейлер и привезли к месту вечной стоянки.

Постамент высотой 3,5 метра и шириной 4 метра был изготовлен из железобетона силами администрации Гагаринского округа. Вначале предполагалось сделать постамент в виде стилизованных гор с небольшим углом наклона, но из-за экономии средств, пришлось его упростить.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Отметим, что мемориал в виде боевого самолета времен Великой Отечественной войны, созданный энтузиастами авиации и истории, стал не только достойным напоминанием о героическом прошлом страны, но и визитной карточкой города Якутска.

***

- Наш замысел поддержали в те годы глава администрации округа «Гагаринский» Владислав Новгородов, народный депутат Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Дружинин. С проектом ознакомился и оказал всемерную поддержку тогдашний глава администрации города Якутска Илья Михальчук. Ощутимую поддержку оказал генеральный директор ГУП «Аэропорт Якутск» Андрей Илларионов.

Руководство НАК «Саха Авиа» и АТБ предоставили место для строительства самолета. Материальную помощь оказала фирма «Прогресс-Ресурс», выделив на спонсорской основе металлопрокат, необходимый для изготовления стапелей и силовой фермы самолета. За что им всем огромное спасибо!

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением