Она сравнила Фёдора Маркова с известным персонажем народного эпоса Олонхо:
— Он режет по бивню мамонта и дереву, рубит изо льда, плавит из серебра, делает монотипии и весь подобен мифическому кузнецу Кудай Бахсы. Не перестает полыхать его творческая космическая наковальня.
Он родился в селе Табага Мегино-Кангаласского улуса в 1948 году. В 1975-м окончил Якутское художественное училище, где учился у прекрасного народного мастера Николая Амыдаева. В 1992-1994 годах совершенствовался в творческой мастерской скульптуры Красноярского отделения Академии художеств России. В 2023 году народный художник Якутии, заслуженный художник РФ Фёдор Марков удостоился стипендии Главы Республики Саха (Якутия).
К своему 75-летию Фёдор Марков пришел с солидным чемоданом впечатлений, заслуг и наград: постоянный участник выставок косторезного искусства в России и за рубежом, фестивалей ледово- снежных скульптур в Китае, США, Финляндии, Италии хранит ворох воспоминаний. Его персональные выставки впечатляли зрителей Чехии, Исландии, Франции, Финляндии, а произведения можно найти в Национальном художественном музее РС(Я), Государственном музее этнографии в Санкт-Петербурге, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, в частных коллекциях разных стран мира.
Из прикладников в высокое искусство
Зампредседателя Союза художников Якутии Наталья НИКОЛАЕВА внесла одну тонкую и весьма существенную деталь в историю творческого становления мастера:
— Мы вместе учились в Академии художеств в Красноярске, и я видела, как он постоянно работал. Там была совершенно прекрасная мастерская, куда их с Константином Мамонтовым пригласил руководитель творческой мастерской скульптуры АХ Лев Головницкий. И это было удивительно, потому что в художественных творческих мастерских работают живописцы, графики, скульпторы, а тут — мастера декоративно-прикладного искусства. На моей памяти такого случая еще не было — в Красноярске это случилось один единственный раз.
Личный переводчик
У Фёдора Маркова, как оказалось, есть личный переводчик с английского — его дочь Саргылана, которая ездила с отцом на фестивали на Аляску, в Китай, Италию, Канаду и дважды — в Финляндию. Единственный раз, когда она пропустила поездку, связан с рождением сына. И вот мы с ней разговорились:
— С 2002 года я сопровождала отца на всяких международных ледовых конкурсах. Несколько раз мы ездили на Аляску (на выставке есть фото его работы на зелёном фоне, занявшей призовое место — «Зов тайги»). А всё началось с хабаровского конкурса в январе, затем был Санкт- Петербург и, наконец, в марте того же года — Аляска. В 2006 году мы побывали в Финляндии, а в 2009-м — в Италии, где я стала свидетелем его невероятного триумфа.
Тоro, toro!
...Фестиваль снежных скульптур проходил в северной части Италии на фоне живописных Доломитовых Альп в Сан-Мартино Ди Кастроцца и Кортина-д’Ампеццо, одном из самых красивых горнолыжных курортов Италии. Каждый год там собираются тысячи любителей зимних видов спорта и снежных скульптур — там мы и заняли два первых места.
Одна работа называлась «Бык зимы». А Бык, как вы знаете, символ Италии. И они кричали — по- итальянски, конечно — «Toro, Toro!», и были в полнейшем восторге.
А один итальянский скульптор, у которого в Кортина-д’Ампеццо своя мастерская по дереву, стал выпрашивать у отца флаг Якутии. Отец, конечно, сопротивлялся, но когда итальянец встал на колени, оторопел и сжалился. Флаг был передан в итальянские руки. Флаг потом мы, конечно, купили другой.
Если учесть, что итальянцы очень эмоциональный народ и общительный, можно надеяться, что тот человек до сих пор рассказывает историю о нашем флаге, якутско-итальянском быке из снега и его чудесном авторе.
На карте мира
В Сан-Мартино была сделана скульптура «По волнам жизни» (с девушкой-птицей), покорившая публику. В том же году отправились в Финляндию. Как первооткрыватель молодых талантов, Федор Марков взял с собой Алексея Андреева, Егора Степанова — впоследствии эти мастера стали чемпионами в одном из престижных фестивалей в Канаде, с тех пор они постоянно занимают первые места. В Канаде на ежегодном международном фестивале ледовых скульптур ICE ON WHYTE Федор Марков снова был лучшим. Его обычно приглашали на фестивали в трех городах — Лейк Луизе, Оттаве и Эдмонтоне. Сэргэ Федора Маркова сегодня стоят в Америке, в русской крепости Форт Росс. Якутские балаганы, построенные отцом, стоят в Исландии и Испании, сэргэ — во Франции, США и Латвии (в Риге). Ну и по республике много коновязей. В Якутске числе — перед АГАТУ, республиканским лицеем, на территории университета и краеведческого музея, в местности Ус Хатын, на ипподроме — входная арка. Сэргэ его авторства, посвящённое Победе в Великой Отечественной войне, стоит у подножия Ленских столбов.
Одна из последних крупных работ — «Ысыах» — хранится в Британском музее в Лондоне — он сделал её в 2020 году во время пандемии.
Отчий дом
Одна из последних работ Фёдора Маркова посвящена отцу — «Дорога в Аллах-Юнь». По ней во время войны Иван Гаврильевич возил на Север грузы на лошадях. Его вряд ли можно было назвать творческим, хотя всё, что он делал — строил ли дома, строгал ли грабли — сделано на совесть, аккуратно и качественно. Творческой, наверное, была мама: она любила шить, а из-под её ловких рук выходили легкие и красивые берестяные туески.
Очень простые, хорошие и гостеприимные люди были родители Фёдора, к любому делу относились со всей ответственностью. От них и передалась сыну любовь к кропотливому труду, внимание к деталям, трепетное отношение к материалу и высокая требовательность к самому себе.
Отчий дом, построенный Иваном Гаврильевичем, кстати, до сих пор стоит в Табаге. Рядом живёт старшая сестра Фёдора вместе с мужем, а на родовой усадьбе её старший сын построил себе новый дом — рядом с дедовым. Это родовое гнездо хранит очень много добрых воспоминаний, связанных с детством самого мастера и детством его дочерей.
Любовь всей жизни
Свою вторую половинку — Татьяну — Фёдор встретил в школе, и она стала любовью всей его жизни, матерью трёх дочерей, верным другом, надеждой, поддержкой, опорой. Освободив любимого ото всех домашних хлопот, она дала ему возможность совершенствоваться.
По профессии Татьяна Дмитриевна — швея, всю жизнь проработала на фабрике «Сардана», где поначалу ювелиром трудился и Фёдор. Но однажды он увлёкся японским искусством, стал резать нэцкэ и вскоре стал заниматься свободным творчеством. А Татьяна, начав с сувенирной продукции, стала шить шапки, потом — заведовать шапочным цехом, затем сувенирным и косторезным и так —до самой пенсии. И всегда поддерживала молодых косторезов.
В 20 лет Татьяна и Фёдор стали родителями. Старшую дочь назвали Александрой — в честь бабушки, Александры Фёдоровны. А средняя и младшая получили якутские имена — Нюргуяна и Саргылана. Саргылана-то и стала профессиональным переводчиком, и своего сына назвала в честь отца — Фёдором.
Фото автора
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0