Развитие промышленного и логистического потенциалов Якутии обсудили на выездном заседании Комитета Совета Федерации РФ
Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -38 oC

Андрей Шевченко провел в Якутске выездное совещание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Участники совещания обсудили актуальные вопросы развития промышленного и логистического потенциалов Якутии в изменившихся экономических условиях.

Андрей Шевченко провел в Якутске выездное совещание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Участники совещания обсудили актуальные вопросы развития промышленного и логистического потенциалов Якутии в изменившихся экономических условиях.

В работе выездного заседания приняли участие сенаторы РФ Александр Акимов, Анатолий Широков, Егор Борисов, Александр Башкин, Александр Высокинский, Денис Гусев, Глава Якутии Айсен Николаев, депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) под руководством спикера парламента Якутии Алексея Еремеева, члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители исполнительных органов власти и ведущих отраслевых предприятий республики.

В своем выступлении председатель Комитета СФ Андрей Шевченко отметил, что Дальневосточные регионы, в первую очередь, Республика Саха (Якутия) имеет особо стратегическое значение для экономики страны и обеспечения её безопасности.

KVA 1482

«Уникальные природные богатства – ее конкурентное преимущество. При этом Якутия характеризуется экстремальными, природно-климатическими условиями – практически вся территория находится в зоне вечной мерзлоты. Якутия является примером успешной реализации возможности развития в объективно сложных условиях. Последние 6 лет темпы роста экономики региона опережают среднероссийские. Резкое изменение геополитической, экономической ситуации диктует новые вызовы, требует объединения усилий федеральных и региональных властей», - сказал председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

Он сообщил, что в декабре 2022 года в Совете Федерации пройдут Дни Якутии. В этом году отмечается 390-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и 100-летие образования республики.

Дни республики пройдут в верхней палате российского парламента в третий раз. «Это уникальный пример активного использования региона площадки Совета Федерации для решения актуальных задач. Сегодняшнее заседание мы во многом рассматриваем как возможность сверить часы,  наметить направления дальнейшей совместной работы. Дни Якутии показывают огромный потенциал республики и очень полезны для дальнейшего взаимодействия региона с федеральными органами власти», - сказал Шевченко.

В том числе, как считает председатель Комитета СФ, подобные встречи помогают понять законодателям, чем палата может помочь региону в решении конкретных задач. Он заверил, что сенаторы готовы и дальше поддерживать интересные и полезные инициативы региона.

Сенатор отметил, что Совет Федерации поддержал предложение дальневосточных регионов о пролонгации нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче олова для инвесторов, вкладывающих средства в эту работу. Такая рекомендация правительства была включена в постановление палаты.

Кроме того, председатель Комитета СФ Андрей Шевченко напомнил, что на VII Восточном экономическом форуме состоялась дискуссия на тему «Северный завоз: новая система снабжения» с участием всех профильных министерств, депутатов Госдумы,  сенаторов РФ и глав дальневосточных регионов.

Эксперты и участники обсудили разрабатываемый федеральный законопроект о северном завозе, который предусматривает создание системы мониторинга движения грузов, упрощение закупочных процедур, проработку категорий грузов и перечня опорной транспортно-логистической сети. Также предполагается создание единого морского оператора и генерального экспедитора, который поспособствует созданию инфраструктуры и определению ответственного за северный завоз.

По мнению участников дискуссии, предлагаемые пути решения устранят существующие проблемы, но при этом необходимо предусмотреть и дополнительные меры финансовой поддержки, уделить внимание льготному кредитованию и новым санкционным рискам, разграничению ответственности и полномочий между федерацией и регионами, а также учесть в законе региональную специфику логистики грузов.

Участники сошлись во мнении, что необходимо нормативное финансирование опорной инфраструктуры «дороги жизни».

В своем выступлении сенатор говорил о строительстве моста через реку Лена, развитии внутреннего водного транспорта, модернизации региональных аэропортов и др.

KVA 1383 1

«Мы готовы оказать всю необходимую поддержку, рассмотреть вопрос строительства моста в рамках Дней республики в декабре этого года», – заключил Андрей Шевченко.

Он добавил, что перед тем, как внести вопросы в проект постановления, комитет посетил все объекты, которые планируется внести на рассмотрение на федеральном уровне. «Мы договорились, что кроме озвученных вопросов, в том числе по Ленскому мосту и аэропортной системе, есть локальные задачи, которые определит руководство региона. Мы надеемся, что постановление, которое выйдет в декабре, будет полным и включит вопросы, которые необходимо решать для республики. Будут выбраны наиболее жизненно необходимые и срочные вопросы. Стоит отметить, что регион идёт по многим вопросам впереди многих субъектов страны», — заявил Шевченко.

Глава Якутии Айсен Николаев в своем выступлении обозначил основные задачи, которые необходимо решить для реализации промышленного потенциала.

KVA 1502

«За последние двадцать лет республика стабильно наращивает промышленные показатели. А в последние годы мы ежегодно обновляем исторические максимумы добычи золота, нефти, газа и угля. За 8 месяцев этого года индекс промышленного производства составил 113,3 % по уровню прошлого года, самого успешного в постсоветской истории. И сейчас по росту промышленного производства мы занимаем пятое место в стране», – сказал Глава Якутии.

Важнейшей задачей является обеспечение транспортной доступности и развитие энергетики. Именно эти факторы, по его мнению, замедляют рост промышленности и экономики в целом.

«Широкомасштабное освоение ресурсов сдерживается серьезнейшими факторами. В первую очередь, это слабость транспортно-логистического и энергетического каркаса, сформированного еще в 60-е годы прошлого века. Их функционал безнадежно устарел. А новый вектор развития России требует быстрого разворота транспортных магистралей на Восток, максимально быстрого и широкого развертывания логистической инфраструктуры», - отметил глава.

Среди ключевых проектов, которые необходимо реализовать, Айсен Николаев назвал строительство железной дороги до Магадана, Ленского моста, круглогодичной автодороги «Амга», которая должна обеспечивать выход к порту Аян на Охотском побережье и реконструкцию аэропортовой инфраструктуры. Более подробно по ссылке.

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Алексей Еремеев отметил, что это уникальный случай, когда профильный Комитет Совета Федерации выезжает в субъект РФ прежде чем, как пройдут Дни Якутии в верхней палате российского парламента. Спикер Ил Тумэна поблагодарил почетных гостей за визит и поддержку.

KVA 1656

«Сегодня будут обсуждены важные вопросы, решение которых будет способствовать дальнейшему динамичному развитию промышленного и логистического потенциалов Республики Саха (Якутия) – крупнейшего из регионов Российской Федерации. В проект будут включены те локальные пункты по отдельным объектам, которые будут ставить республика. Уверен, что в будущем мы получим хорошее рабочее постановление, которое будет реализовываться всеми органами федеральной и региональной власти», - подчеркнул парламентарий.

Вместе с тем спикер Ил Тумэна отметил, что целый ряд действительно актуальных проблем пока еще не решен. По его словам, республика обладает естественными конкурентными преимуществами и богатым природным потенциалом, но очевидно, что улучшить положение дел, как в хозяйственном комплексе республики, так и в ее социальной сфере, можно лишь через качественные изменения.

«Ключевую роль в укреплении хозяйственного потенциала Якутии играет транспортная система. Это не только одна из «кровеносных артерий» якутской экономики. Ее развитие прямо влияет на обеспечение мобильности жителей региона и повышает качество жизни граждан России, проживающих в Якутии. Вот почему сегодня необходима модернизация аэродромов и речных портов, увеличение объемов пассажирских и грузовых перевозок на авиа– и водном транспорте», - сказал Алексей Еремеев.

Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) также выразил слова благодарности первому заместителю министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеду Гусейнову за непосредственное активное участие в подготовке данного постановления и продвижение законопроекта о северном завозе.

KVA 1493

Далее с основным докладом выступил первый заместитель Председателя Правительства Якутии Кирилл Бычков.

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов рассказал о разработке федерального закона о северном завозе.

Он сообщил, что в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина по итогам апрельского совещания по вопросу социально-экономического развития Арктической зоны РФ Правительству страны было поручено разработать проект федерального закона о северном завозе. Данная задача была адресована Министерству РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В целях разработки законопроекта по поручению Алексея Чекункова была создана экспертная группа, в состав которой вошли все заинтересованные регионы.

В Якутске сегодня проведено первое выездное заседание экспертной группы. Место проведения было выбрано не случайно, поскольку более 50 % завоза грузов жизнеобеспечения приходится на данный регион. Кроме того, Гаджимагомед Гусейнов отметил, что Якутия – единственный регион, который принял уникальный региональный закон о северном завозе, создал нормативно-правовую базу и занимается широким спектром вопросов по северному завозу, от планирования, финансирования и до поддержки всех его участников.

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики отметил, что с принятием федерального закона будет законодательно введено понятие «северного завоза», определены полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также закреплены за федеральным органом исполнительной власти полномочия как координатора северного завоза. Кроме того, в законе предлагается обеспечить финансирование в соответствии с нормативами, которые также необходимо разработать. На уровне Правительства РФ будет утверждена опорная сеть транспортно-логистической инфраструктуры, куда войдут все виды транспорта, склады, базы и т.д., в том числе будет создан единый морской оператор с государственным регулированием тарифов.

На текущий момент законопроект разработан и направлен профильным органам власти и 25 регионам, получены предложения от 13 регионов. Параллельно ведется процедура согласования проекта закона с федеральными органами власти. Законопроект будет внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ в первом квартале 2023 года.

В конце своего выступления Гаджимагомед Гусейнов поблагодарил всех депутатов, представителей региональных властей за содержательную работу.

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов в своем докладе отметил, что водные пути Ленского бассейна являются для Росморречфлота самыми крупными. Из 4 млн. тонн перевозимых по ним грузов – 1,5 млн. тонн составляет северный завоз. Он рассказал подробно о перевозке пассажиров и грузов, об итогах навигации 2022 года, о выполнении путевых работ, о работе с судоходными компаниями и сотрудничестве с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Якутии. Рассказал о планах дальнейшей работы, в частности, подчеркнув, что дальнейшее развитие водных путей Ленского бассейна связано с перспективами развития промышленного сектора Якутии.

Далее выступил директор Департамента промышленного и гражданского строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Галямин.

Он поблагодарил руководство региона за успешное сотрудничество, отметив, что для реализации проектов по строительству социальных, промышленных объектов, выполнения планов жилья вводимых в огромных количествах в Якутии, в том числе для строительства Ленского моста и т.д. имеется большой потенциал, для которого нужны огромные транспортные ресурсы и хорошая логистика.

В ходе выездного совещания посредством видеоконференцсвязи также выступили, озвучили свои предложения директор департамента региональной промышленной политики и проектного управления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Иван Куликов, начальник федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» Наталья Богомолова, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Владимир Потешкин, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов и многие другие.

В совещании нашли отражение вопросы, связанные с портовой, речной и морской инфраструктурой, в том числе развитием Северного морского пути и внутренних водных путей. Были обсуждены вопросы строительства Ленского моста, новых дорог до Хабаровского края, а также строительство железной дороги от Нижнего Бестяха до Магадана.

Подводя итоги выездного совещания, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко отметил, что законопроект о северном завозе отразит перечень опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры и дальнейшее её финансирование. Главная задача документа – минимизировать различие в ценовой политике между арктическими регионами и центральной Россией.

Он также отметил, что предложения республики будут отражены в законопроекте о северном завозе. «На сегодня документа, который описывал бы весь механизм взаимодействия работы северного завоза, нет. И благодаря совместной работе министерств, сенаторов, депутатов и руководства Якутии законопроект уже готов. Он проходит согласование. Мы приехали в республику, чтобы получить обратную связь от местных жителей. Мы услышали предложения и надеемся, что после рассмотрения законопроекта в первом чтении, поправки будут вноситься», – подчеркнул Андрей Шевченко.

Отметим, что законопроект должны внести в правительство до 30 октября. В разработке законопроекта участвуют представители Совета Федерации, Госдумы. Кроме того, создана экспертная группа, первое выездное заседание которой прошло в Якутске, поскольку объём северного завоза на 50% реализуется в республике.

В завершении Андрей Шевченко поблагодарил всех собравшихся за участие в выездном заседании Комитета, а также выразил признательность Главе Якутии Айсену Николаеву и Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Алексею Еремееву за помощь в организации выездного заседания.

Пресс-служба Ил Тумэна

Фоторепортаж Василия Кононова

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

Другие новости