Провел заседание председатель профильного комитета Сахамин Афанасьев. В заседании приняли участие министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко, директор по работе с органами госвласти АО «Полюс Алдан» Татьяна Гладкова, директор Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Иннокентий Охлопков, первый замминистра экологии Джулустан Хон, в качестве эксперта был приглашен промышленник Владимир Кычкин. По ВКС приняли участие глава Усть-Майского района Александр Антипин, глава Иенгры Юрий Юхновец и другие.
Скажу сразу: почти все выступающие отмечали, что законопроект в таком виде принимать нельзя, недостатков в нем больше, чем достоинств. Выслушав мнения специалистов, было принято решение вынести его на пленарное заседание, которое состоится 8 июня.
Уже сейчас очевидно, что заключение по нему будет отрицательное. В Якутии знают о чем говорят: у республики давнишняя история с золотодобычей и, между прочим, наиславнейшая. Что касается нашего времени, то с 2019 года Южная Якутия входит в тройку лидеров по объемам добычи, уступая только Магадану и Красноярску. Основным бенефициаром закона, говорят, является Магаданская область, хотя не очень понятно, зачем им такой закон?
Однако с законом торопятся и подгоняют: Вячеслав Володин, направляя проект в регионы (официально он был получен 15 мая), рекомендовал направить отзывы, предложения и замечания до 30 числа. Вот куда такая спешка? Хотя республика, судя по заседанию, более чем подготовилась: получены заключения от Министерства промышленности и геологии РС (Я), ТТП Якутии, МВД по РС (Я) и других ведомств, вплоть до Росохотрыболовсоюза.
Десять лет, по словам депутата Игоря Григорьева, мы уже его принимаем, а вопросов по нему больше, чем ответов. Если в двух словах, непонятно, что там с налогами (хотя на этот счет принимается закон-спутник, который должен разъяснить ситуацию).
Можно начать с того, что закон, если будет принят, нанесёт очевидный экологический ущерб и, пожалуй, он будет невосполним. Только представьте себе армию старателей из 10 000 человек с лопатами, которым разрешено ископать землю до пяти метров глубиной. Обещают, что именно с этим законом у нас появится такое количество рабочих мест. Что весьма сомнительно, учитывая, что работать им предлагается по старинке: лоток, лопата и кайло — их инструменты, тяжелая техника запрещена.
Велик соблазн пройтись по старым следам советского времени, чтобы извлечь из отходов остатки золота, перемыть их еще раз, а водичку, конечно же, слить в речушку. Проблема в том, что для отделения золота от породы тогда использовали ртуть.
Вот уже и не получается в двух словах, потому что старателям будет разрешено вырубить тридцать кубов леса — вот где золотая жила для незаконных заготовщиков древесины, потому что кто там что будет учитывать, если за территорией в 45 тыс. км закреплен один участковый. И кто будет определять, который лес можно рубить, а который нет. У нас же есть и аласы, и охотугодья — вот вам и конфликт интересов.
Вырубят лес - и ищи-свищи. Кто пойдет ловить в стране 10 000 нелегалов с лопатами?
Пункт 1 статьи 15 гласит, что старатель обязан за свой счет восстановить участок, на котором работал, а как это будет в реальности — большой вопрос: ведь и саженцы надо где-то взять, а они, как известно, у нас в дефиците. Лично я с трудом представляю себе, что старатель вместо того, чтобы продолжать добывать себе золото, будет сажать деревья.
Второй момент, на который обратили внимание участники заседания - это налоги. Ведь, если старателем по законопроекту может стать любой житель страны, то и налоги, соответственно, он будет платить там, где прописан. То есть он придёт в республику порыхлить якутскую почву, загрязнять водоёмы, вырубать лес, а республике за это что? Налоги пройдут мимо нашей кассы.
Ну и третий момент - это ухудшение криминогенной обстановки. Леса, как сказал Алексей Ефимов от Союза промышленников Якутии, будут завалены трупами. Понятно, это гипербола, но все мы прекрасно понимаем, что рост преступности обеспечен.
По мнению министра внутренних дел, генерал-майора Владимира Прокопенко, в условиях сложившихся кризисных явлений и экономической нестабильности в случае принятия закона «О старательской деятельности» прогнозируется рост преступлений, связанных с «золотой лихорадкой». Во-первых, с наплывом наёмных работников. При этом наёмными работниками, скорее всего, будут безработные, ведь кому еще нужна такая тяжёлая работа в суровых таёжных условиях. Во-вторых, из-за недобросовестных работников золотодобывающих предприятий, которые занимаются незаконной скупкой промышленного золота. «При любой добыче золота, — подчеркивает Владимир Николаевич, — нужен контроль и порядок, в артелях ее обеспечивает собственная служба безопасности».
Ну и надо понимать, что практически все добывающие предприятия находятся в труднодоступных районах, куда ОВД не всегда доберется. И старатели, естественно, тоже будут работать подальше от контролирующих органов. Выходит, рост преступности в золотопромышленных районах неизбежен.
Кто сказал, что старатель честно объявит, сколько золота он добыл. Где гарантии, что сверхплановое золото не окажется у нелегальных скупщиков? Принятый в таком виде закон рискует превратиться для них в законодательную базу. Нелегальные скупщики как раз и станут первыми владельцами лицензий на добычу россыпного золота, а старатели будут делать вид, что работают на участках. Их хозяевами будут владельцы подпольных скупочных пунктов.
Есть и еще один момент: предлагаемый закон о старателях может привести к развалу мелких золотодобывающих предприятий. Ведь зачем горбатиться там, где куча разных инструкций и рекомендаций, когда можно уйти на «вольные хлеба»?
Министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко в своем выступлении заявил, что в таком виде законопроект принимать нельзя. Один из основных аргументов «против» — это то, что закон не предусматривает согласования выделенных для старателей участков с регионами, а с муниципалитетами тем более. Предоставление участков не должно быть хаотичным. Только по согласованию с субъектами и если это не будет мешать инфраструктуре, позволит обеспечить контроль, безопасность и т.д.
Если подвести выступление Елены Голомаревой к общему знаменателю, пользы от этого законопроекта для республики она не видит. Субъекта там нет, налогов нет и что будет с территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера - непонятно. Директор по работе с органами госвласти АО «Полюс Алдан» Татьяна Гладкова, говоря об экологическом ущербе, привела пример с мамонтовой костью: не просто проходили мимо и взяли — добыча мамонтовой кости велась агрессивным способом, с применением тяжелой техники. Неужели же старатели из другого теста — станут аккуратно копать, без ущерба природе, а затем зарывать свои ямы и высаживать деревья?
Выступая на заседании, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по госстроительству и МСУ Владимир Прокопьев заметил: всем понятно, что авторы законопроекта стремятся наполнить бюджет, но недостатков у законопроекта много. Неправильно, что органы МСУ отстранены от процесса: каждое муниципальное образование имеет план своего развития. Вызывает серьёзную озабоченность охрана окружающей среды. Необходимо, чтобы у субъекта было право проводить соответствующие проверки.
Промышленник Владимир Кычкин уверен: добыть 30 кг золота в год без тяжёлой техники невозможно. Видно, что закон писали люди, оторванные от земли.
В ходе развернувшегося обсуждения депутат Иван Данилов задался вполне резонным вопросом: республика добывает в год 50 тонн золота, но стали ли жить лучше наши жители?
Резко отрицательное отношение к законопроекту выразил директор Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Иннокентий Охлопков. А вот глава Иенгры, кстати, бывшей Золотинки, считает, что законопроект назрел давно и надо его принимать. Чего мы боимся? Китайцев? Они уже пятый год работают под прикрытием артелей.
Председатель профильного комитета парламента Сахамин Афанасьев подвел итоги: «Республика обладает большим опытом в сфере золотодобычи. С экспертами - учёными, общественниками, экологами - мы обсудили все аспекты этого законопроекта и пришли к мнению, что законопроект сырой, в таком виде он работать не сможет и подлежит серьезнейшей доработке с учётом мнения специалистов и экспертов. Отзыв, конечно, будет отрицательный. И, конечно, мы привлечём к этому вопросу депутатов Госдумы и наших сенаторов.
Елена СТЕПАНОВА
Газета "Ил Тумэн", 26 мая 2023 г.
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0
- 2