Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -37 oC

Растущий уровень дотаций районам и поселениям республики требует усиления контроля за исполнением местных бюджетов. Вместе с тем, необходимо упорядочить систему государственного управления бюджетным процессом.

Растущий уровень дотаций районам и поселениям республики требует усиления контроля за исполнением местных бюджетов. Вместе с тем, необходимо упорядочить систему государственного управления бюджетным процессом.

Дотации растут

На прошедшем в конце декабря прошлого года заседании Совета представительных органов муниципальных образований руководитель Счетной палаты Якутии Алена Федорова представила следующие данные. Общая численность населения муниципальных районов и городских округов республики по официальным данным Сахастата на начало 2024 года составляла 1 млн 001 664 чел. Наибольшая численность сосредоточена в юго-западных и центральных районах.

KVA_3010.jpg

Всего у нас 411 муниципальных образований. Наибольшее количество поселений в Мегино-Кангаласском (31), Сунтарском (26), Олекминском (23), Верхневилюйском, Вилюйском и Усть-Алданском улусах (по 21). Наименьшее в северных и арктических — Анабарском (2), Эвено-Бытантайском (3), Жиганском, Нижнеколымском, Оленекском улусах (по 4). 

И еще один существенный момент — основная часть населения проживает в городах и поселках городского типа. Соответственно, именно там расположены различные муниципальные учреждения. Всего их в республике 2 660. Из них 1183 — бюджетные, 377 - казенные, 52 имеют статус автономных. Больше всего муниципальных учреждений в Якутске — 196, Мегино-Кангаласском – 152, Намском – 137, Сунтарском – 130, Усть-Алданском улусах – 126. Наименьшее – в арктических районах и Жатае. 

«Здесь больше стоит вопрос по организационно-правовой форме. Они у нас все тоже разные, то есть нет унификации или каких-то общих требований.

Я хочу сказать о том, что если исходить из денег, то мы глубоко дотационная республика. То есть у нас 27 районов, где дотации составляют больше 50%. Исходя из этого, конечно, можно сделать вывод, насколько сложно исполнять свои полномочия», — отметила Федорова. 

Для сравнения, в целом по стране показатель дотационности составляет 24,4%, тогда как в Якутии он доходит до 89%. То есть из 411 муниципалитетов республики в 398 госдотации в местных бюджетах превышают 50%. Об этом свидетельствует динамика дотаций и субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за последние шесть лет. С 2018 года объем дотаций районов и городов вырос на 74%, сельских поселений – на 67%. При этом общий объем расходов госбюджета Якутии вырос на 67%, а собственные доходы – лишь на 39%. В целом практически треть расходов госбюджета республики направляется в муниципалитеты.

В частности, и.о. министра финансов Иван Алексеев отметил, что в бюджете 2025 года межбюджетные трансферты муниципалитетам увеличены на 6,5 млрд рублей. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности остались на прежнем уровне. При этом субвенции на выполнение отдельных полномочий составят 75 млрд, для сравнения в текущем году — 69 млрд рублей. Также предусмотрены иные межбюджетные трансферты на 3,2 млрд и субсидии на 8,6 млрд рублей, что также превышает текущий уровень.

KVA_2564.jpg

Неравномерный баланс

Сегодня при расчете дотаций учитываются два основных показателя — индекс доходного потенциала и индекс бюджетных расходов. По данным Счетной палаты РС(Я) сегодня по индексу доходного потенциала с большим преимуществом на первом месте Ленский район (3,15). Далее идут Оймяконский (1,98), Анабарский (1,56), Мирнинский (1,5), Нерюнгринский (1,3), Алданский (1,29), Оленекский (1,27), Якутск (1,16), Олекминский (1,15), Усть-Майский районы (1,06). Здесь в основном доходная часть формируется за счет налоговой базы промышленных предприятий (тот же НДФЛ) и в какой-то мере малого бизнеса. 

Совсем другая картина по сельским районам. Например, в Вилюйском, Среднеколымском улусах данный показатель составляет 0,41. В Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Эвено-Бытантайском, Таттинском, Горном, Верхневилюйском — чуть более 0,30. Ниже этого в Чурапчинском, Хангаласском, Намском, Амгинском. На последнем месте - Усть-Алданский улус (0,24). 

Если же взять индекс бюджетных расходов, то все 13 арктических районов, имеют самые высокие показатели расходов в расчете на одного жителя. Они по объективным причинам выше по сравнению с другими районами в 2-3 раза. К примеру, в Момском улусе на одного жителя они составляют 220, а в Оймяконском — 109 тысяч рублей. Значительно ниже среднего показателя в Якутске, Жатае и промышленных районах. 

В структуре совокупных расходов местных бюджетов в 2023 году 61% средств было направлено на образование. На экономику 12%, межбюджетные трансферты поселениям — 9%, культуру — 4%, ЖКХ и социальную политику — по 3%, физкультуру и спорт — 1%. 
«По итогам нашего анализа мы пришли к выводу, что нет четкой методики по расчету этих двух индексов. Особенно по бюджетным расходам. И мы предлагаем все-таки заняться этим вопросом вплотную», — обратилась Алена Федорова к республиканским и районным депутатам. 

KVA_2566.jpg

Контролировать и помогать

Таким образом, от надлежащей организации бюджетного процесса, планирования, исполнения местных бюджетов, контроля на всех этапах бюджетного процесса в муниципальных образованиях в конечном итоге зависит и качество управления в целом региональных финансов, считает глава Счетной палаты.

Нужно сказать, что этот вопрос неоднократно поднимается на уровне парламента. В первую очередь по организации внешнего финансового контроля на местах. Районы имеют право создавать свои муниципальные контрольно-счетные органы. Но не везде хватает квалифицированных специалистов, к тому же требуется не только доскональное знание бухгалтерского учета, но и экономики, правовых отношений, механизмов государственного управления. 

«Моя позиция, как руководителя Счетной палаты, заключается в том, чтобы передать эти полномочия на уровень республики. Особенно это касается дотационных районов», — подчеркнула Федорова. Несмотря на то, что в целом по стране система внешнего финансового контроля действует уже 30 лет, у нас в республике только сейчас на уровне парламента принимаются соответствующие нормативно-правовые акты.

«Хочу сказать, что на сегодняшний день основные полномочия контрольно-счетных органов – это анализ и мониторинг бюджетного процесса, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных нарушений и совершенствованию бюджетного законодательства. То есть то, что мы сегодня превратились в очередной контрольный орган, меня это совершенно не устраивает. Этот орган должен заниматься бюджетным процессом и должен акцент делать на это. У нас и так контрольных органов достаточно много. На сегодняшний день, пока мы не переломим ситуацию для того, чтобы бюджетный процесс был органичен, отвечал действующему законодательству, эта проблема и масса нарушений останутся», — высказала свое мнение Алена Афанасьевна. 

Замечания Счетной палаты касаются того, что многие муниципальные правовые акты не актуализированы. Выявлено их несоответствие действующему бюджетному законодательству. Речь идет, в том числе, практически обо всех муниципальных программах и документах стратегического развития. То есть когда-то их формально приняли и забыли. Бюджетный процесс на местах не регламентирован, отсутствует оценка эффективности реализации многих программ.

Сегодня главная задача, по словам Алены Федоровой, заключается в том, чтобы помочь районам сформировать нормальный бюджетный процесс. Для этого требуется поддержка со стороны депутатов районного и поселенческого уровня. Они должны активно инициировать на своих заседаниях рассмотрение муниципальных программ, освоение бюджетных средств.

Руководитель Счетной палаты республики напомнила основные принципы работы контрольно-счетных органов — содействовать справедливому и ответственному государственному управлению, как необходимому условию устойчивого развития общества и достойной жизни человека. «Для выполнения миссии Счетная палата строит свою деятельность в единстве трех ключевых функций — как эксперт, партнер и консультант. Я предлагаю, чтобы орган внешнего финансового контроля стал вашим другом, помощником и экспертом», — подчеркнула Федорова. 

Фото Василия Кононова

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением