Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Сахамин Афанасьев, первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Виктор Романов 12 сентября  приняли участие в круглом столе на тему «Реализация реформы ТКО в районах Крайнего Севера». Круглый стол организован Комиссией Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, Комитетом Госдумы по экологии, природным ресурсам  и охране окружающей среды и Ленским клубом.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Сахамин Афанасьев, первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Виктор Романов 12 сентября  приняли участие в круглом столе на тему «Реализация реформы ТКО в районах Крайнего Севера». Круглый стол организован Комиссией Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, Комитетом Госдумы по экологии, природным ресурсам  и охране окружающей среды и Ленским клубом.

Сахамин Афанасьев является членом Ленского клуба. В своем докладе он рассказал о ходе реализации реформы ТКО в Республике Саха (Якутия).

Принятие закона об отходах поставило некоторые субъекты перед трудноисполнимыми задачами по созданию инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами в условиях отсутствия финансирования с федерального бюджета. В связи с дотационным характером бюджетной системы ряда регионов, в том числе Республики Саха (Якутия), исполнение требований федерального закона по сравнению с другими регионами невозможно без дополнительной меры поддержки.

Экстремальные природно-климатические условия, особенности географического положения, отсутствие круглогодичного транспортного сообщения со многими населенными пунктами, а также отдаленность многих населенных пунктов от районных и промышленных центров отрицательно влияют на создание объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе на сроки и стоимость строительства. При введении в эксплуатацию новых объектов обращения с отходами на территории республики, дополнительно к существующим расходам добавятся высокие эксплуатационные затраты в условиях низких температур. Учитывая тарифные ограничения, есть вероятность возникновения потребности в дополнительных источниках финансирования эксплуатационных затрат.

Сахамин Афанасьев предложил предусмотреть средства в федеральном бюджете на предоставление межбюджетных трансфертов на создание объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами для регионов Дальневосточного федерального округа.

На сегодняшний день на территории города Якутска Республики Саха (Якутия) сбор полезных фракций твердых коммунальных отходов осуществляется субъектами малого и среднего предпринимательства с целью дальнейшей транспортировки в другие регионы.

В 2022 году субъекты малого и среднего предпринимательства – «заготовители вторсырья» столкнулись с тем, что стоимость вторичного сырья в России значительно снизилась в связи со сложившейся ситуацией в Российской Федерации и прекращением импорта и экспорта с зарубежным рынком.

Ввиду того, что Республика Саха (Якутия) расположена в значительной отдаленности от других регионов Российской Федерации, в существующих реалиях, транспортирование накопленного вторичного сырья является довольно сложной и нерентабельной. Отмечаем, что субъекты малого и среднего предпринимательства – «заготовители вторсырья» являются важной частью поэтапного внедрения раздельного сбора и в целом формирования устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) до 2030 года.

Также существует риск того, что все накопленные вторичные фракции отправятся на объект размещения твердых коммунальных отходов, что противоречит требованиям действующего законодательства, направленного на приоритет утилизации (использования) отходов над их захоронением.

Народный депутат предложил рассмотреть механизм перекрестного регулирования тарифа на перевозку вторичных материальных ресурсов ОАО «РЖД» по отношению ко всем остальным категориям грузов.

К объективным обстоятельствам, препятствующим внедрению мусорной реформы, в труднодоступных, отдаленных и мало населенных пунктах, является отсутствие санкционированных мест размещения отходов, отсутствие лиц, готовых предоставлять транспортные услуги, отсутствие экономической целесообразности осуществления внутрипоселкового сбора отходов автотранспортом и последующего вывоза на санкционированное место размещения отходов, которое находится на значительном расстоянии.

Отсутствие на федеральном уровне готовых, реализованных технических решений по оптимизации обращения с отходами в труднодоступных территориях, невозможность строительства новых полигонов, высокая стоимость энергоресурсов, отсутствие автомобильных дорог, нецелесообразность вывоза отходов воздушным или водным транспортом не позволяет по объективным причинам провести реформу в труднодоступных районах.

Так, практика применения законодательства в области обращения с отходами показала, что необходимо при установлении требований в этой области учитывать особенности субъектов Российской Федерации, особенно Арктической зоны и Дальнего Востока.

«Считаем, что необходимо внесение ряда изменений в 89 федеральный закон в части дополнения Арктическим разделом, что позволит отдельными решениями разрешить проблемные вопросы тарифообразования, транспортирования, а также увеличить количество разработок технологий, направленных на уменьшение полигонного захоронения путем их термического обезвреживания», - сказал Сахамин Афанасьев.

В апреле 2022 года Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)  внесло на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», которым предлагается внести изменения в части организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории субъекта Российской Федерации и эксплуатации объектов размещения отходов, подлежащих рекультивации до 1 января 2023 года.

В соответствии с установленными санитарными правилами и нормами от 28 января 2021 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки в местах накопления ТКО.

В связи с тем, что вследствие сложных климатических условий в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях, затруднителен процесс строительства новых объектов по сортировке, обезвреживанию, захоронению и утилизации ТКО, а негативное воздействие от накапливаемых отходов на окружающую среду в таких районах незначительное из-за экстремальных природно-климатических условий и вечной мерзлоты законопроектом предлагается увеличить срок накопления отходов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на срок до двадцати четырех месяцев.

Местные региональные операторы не могут в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с труднодоступностью и отдаленностью некоторых населенных пунктов осуществлять свою деятельность.

Для решения этого вопроса, законопроектом предлагается:

– внести изменения, согласно которым субъекты Российской Федерации наделяются правом определять оператора по обращению с ТКО, исполняющего функции регионального оператора в труднодоступных населенных пунктах без круглогодичного транспортного сообщения, без проведения конкурсного отбора, установленного Правительством Российской Федерации.

– установить обязательную отчетность для отказавшихся от заключения договора с региональным оператором юридических лип об отходах, образованных в процессе деятельности указанных лиц, а также лишение указанных лиц права отказаться от заключения договора с региональным оператором за нарушение действующего законодательства;

– установить нормы, согласно которым юридическое лицо, которое отказалось от заключения договора с региональным оператором, предоставляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации правоустанавливающие документы на объект размещения и (или) объект обезвреживания отходов, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором находится указанный объект, техническую документацию по оборудованию и специализированной технике, которые будут использоваться при эксплуатации объектов по обращению с ТКО, что должно быть отражено в порядке, принимаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

– увеличить срок эксплуатации объектов размещения ТКО, указанных в пункте 8 статьи 29.1 Федерального закона, до 1 января 2030 года. Предлагаемый срок синхронизируется со сроком, установленным в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», по обеспечению ста процентов сортировки отходов и уменьшения вывоза отходов на полигоны в два раза.

Сахамин Афанасьев предложил профильному Комитету Госдумы поддержать законодательную инициативу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Справочно:

В планах до 2030 года обустройство 203 пунктов временного накопления, строительство 44 объектов обработки, 16 объектов обезвреживания (в т.ч. 13 для арктических районов), 17 объектов размещения отходов, 13 площадок временного хранения для отходов не подлежащих сжиганию и зольного остатка (для арктических районов).

Сумма требуемых капитальных вложений оценочно составляет более 15 млрд. рублей (в ценах 2021 года) без учета затрат на небольшие населенные пункты.

В настоящее время реализуется 16 стратегически важных для республики объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, из них 11 объектов обработки и размещения, 5 объектов обезвреживания:

- на стадии разработки задания на проектирование – 4 объекта (МегиноКангаласский, Нерюнгринский, Хангаласский, Верхневилюйский);

-  на стадии разработки проектно-сметной документации – 4 объекта (мусороперегрузочная станция с элементами сортировки в г. Якутске, Алданский, Вилюйский (г. Вилюйск и п. Кысыл-Сыр Вилюйского улуса));

- прохождения государственной экологической экспертизы – 1 объект (Мирнинский);

- прохождения главной государственной экспертизы проектно- сметной документации – 1 объект (Нюрбинский);

-   на стадии строительства – 1 объект (полигон г. Якутска).

По данным объектам источники финансирования строительства не определены, кроме двух объектов.

Это Полигон ТКО в г. Якутске (за счет средств субсидии из госбюджета республики и заемных средств ГУП «ЖКХ РС(Я)», которые в последующем планируется возместить из госбюджета республики) и Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки (концессия)) на общую сумму 4,7 млрд. рублей.

«Полигон размещения твердых коммунальных отходов в г. Якутске Республики Саха (Якутия)» - первый уникальный объект на вечной мерзлоте в области обращения с ТКО, с проектной мощностью размещения отходов – 131 938 тонн ТКО в год. Нами инициировано проведение научно-исследовательской работы с целью выполнения теплотехнических расчетов грунтов основания участков захоронения отходов. Проектная документация данного объекта получила положительные заключения государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации в кратчайшие сроки без особых замечаний, получено разрешение на строительство от 09 февраля 2022 г. Финансирование строительства производится за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

- «Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки в г. Якутске с линией производства альтернативного топлива» - подписано концессионное Соглашение с ООО «Айылга» о проектировании, финансировании, строительстве и эксплуатации МПС, подписан договор аренды земельного участка, проектно-изыскательские работы завершены и направлены на госэкспертизу. На текущий момент ООО «Айылга» ведутся работы по разработке проектно-сметной документации.

Дефицит средств составляет более 10 млрд. рублей.

В целом на территории республики общее количество населенных пунктов с численностью менее 1000 человек составляет 163 муниципальных образования из 411 муниципальных образований республики, что составляет 40%. При этом стоит отметить на низкую плотность населения 0,32 чел/кв. км. (на 82 месте из 85 регионов).

Годовой объем твердых коммунальных отходов в 13 арктических районах составляет по нормативным расчетам 23 000-24 000 тонн, по факту региональным оператором ГУП «ЖКХ РС(Я)» за 2021 год в районных центрах арктических районов транспортировано 18 000 тонн (или 120 000 куб.м).

Средняя стоимость строительства объектов твердых коммунальных отходов по другим проектируемым объектам-аналогам варьируется от 50 000 рублей до 150 000 рублей за 1 тонну. При доставке материалов в отдаленные районы в стоимости строительных и инертных материалов значительную долю будут занимать транспортные расходы.

Пресс-служба Ил Тумэна

Фото ЯСИА

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением