Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -6 oC

Пресс-служба Ил Тумэна продолжает публикацию серии интервью, посвященных 30-летию парламента Якутии. Гульсум Бейсембаева – председатель Совета Мирнинского отделения Ассамблеи народов Якутии, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) V созыва. 

Пресс-служба Ил Тумэна продолжает публикацию серии интервью, посвященных 30-летию парламента Якутии. Гульсум Бейсембаева – председатель Совета Мирнинского отделения Ассамблеи народов Якутии, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) V созыва. 

– Гульсум Агзамоновна, какие события в период работы вашего созыва считаете самыми яркими?

– Во-первых, отмечу, что парламентская пятилетка стала одной из самых ярких страниц моей биографии. Я бесконечно благодарна жителям города Мирного за оказанное доверие представлять их интересы в одномандатном округе № 21. Это, конечно, большая ответственность перед избирателями. Еще большая публичность. И незаменимый политический опыт, приобретенный за годы работы на государственном уровне.

В V созыве Госсобрания я работала в состав трех профильных комитетах. Но, несомненно, работа в комитете по вопросам местного самоуправления, где я была заместителем председателя, была для меня основной. К наиболее важным событиям, пожалуй, можно отнести проведение I Cъезда депутатов муниципального уровня Республики Саха (Якутия). Это была инициатива нашего комитета. И, естественно, комитет провел большую организационную работу по его подготовке. Было поддержано мое предложение по приглашению на съезд доктора юридических наук, ведущего эксперта в области местного самоуправления Екатерины Сергеевны Шугриной и, конечно, нашего уважаемого аксакала МСУ, одного из теоретиков муниципальной науки, вице-президента Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, кандидат экономических наук, профессора Кемеровского госуниверситета Роальда Владимировича Бабуна. Участие таких ученых и практиков подняло уровень нашего съезда и позволило депутатам, особенно, вновь избранным, получить ответы на волнующие их вопросы из первых уст.

2806

Кроме того, как народному депутату, мне дважды довелось представлять парламент республики в Государственной Думе Российской Федерации. Это были публичные слушания по проектам федеральных законов, организованные Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. И я выступала там с позицией Госсобрания (Ил Тумэн)  по внесению изменений в закон о МСУ. Кроме того, имела отдельную встречу с председателем (на тот момент) профильного комитета Госдумы В.Б. Кидяевым и сенатором С.М. Киричуком.

Это было время бурных обсуждений вопросов о внесении изменений в основной закон ФЗ-131 от 6 октября 2003 года. В том числе об отмене выборов глав муниципальных образований. Закон позволил применять различные способы формирования органов МСУ, и регионы шли на это. Тогда Республика Саха (Якутия) в результате бурных дискуссий отстояла свою позицию, и выборность глав была сохранена. Моя личная позиция по этому вопросу не изменилась. Я считаю выборы величайшим достижением человеческой цивилизации и возможностью конкретного гражданина через свой голос участвовать в решении вопросов местного значения. Это очень важный постулат для местного самоуправления, самого близкого к населению, конкретному жителю уровня власти. Власти, до которой, выражаясь словами нашего Президента В. В. Путина, можно дотянуться рукой.

Но в целом в регионах России поддержан способ назначения глав (мэров). И в настоящий момент только в пяти субъектах сохранены прямые выборы глав столиц. Это Абакан, Анадырь, Улан-Удэ, Хабаровск, Якутск. В 2023 году отменены выборы мэра города Новосибирска. В январе этого года Глава Бурятии Алексей Цыденов внес в Народный хурал республики законопроект об отмене прямых выборов в Улан-Удэ. Он предложил перейти на конкурсную систему, в рамках которой главу выбирают депутаты. Причем, что интересно, выборы мэра Улан-Удэ уже отменяли в 2011 году, а в 2015-м восстановили. В Бурятии прямые выборы также проводятся в Кабанском, Бичурском, Селенгинском, Кяхтинском и Окинском районах. Отсюда вопрос: парламент поддержит только отмену выборов мэра или это коснется и муниципальных районов.

Таким образом, в местном самоуправлении идут постоянные процессы по изменению законодательной базы. Всей страной мы обсуждали законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». По нему поступили сотни поправок, с которыми продолжает работать профильный комитет Госдумы.

– Какой закон, принятый в годы Вашей парламентской работы, вы считаете наиболее важным?

– За весь период деятельности V созыва Ил Тумэном было принято свыше 800 республиканских законов, из них 200 базовых. Постоянно вносились изменения и дополнения в действующую нормативную базу – это более 500 законов.  Из знаковых отмечу внесение изменений и дополнений в закон по дальневосточному гектару. Народными депутатами, в том числе Владимиром Михайловичем Прокопьевым, была проделана большая работа в Государственной Думе по учету национальных и территориальных особенностей нашей республики. В соавторстве с другими депутатами мной были подготовлены 17 законов. В основном эти были законы в сфере защиты прав ребенка, несовершеннолетних, социальной защиты, развития физической культуры и организации местного самоуправления. Не могу не отметить законы «Об охране общественной нравственности», «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)». Инициатором этого закона выступил Иван Иванович Шамаев, который и пригласил меня в авторскую группу, как представителя алмазной провинции. Также хочу отметить важное для местного самоуправления нашего региона принятие базового Закона «Об избрании главы муниципального образования на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)». Авторами закона мы выступили вместе с председателем комитета по вопросам местного самоуправления Василием Александровичем Местниковым.

В число достижений хочу еще включить следующее. Это непринятие изменений в республиканский закон о местном самоуправлении по введению института старост населенных пунктов. В 2017 году Сибирский региональный центр МЧС России определил 10 приоритетных задач по комплексной безопасности. И одной из них было создание на общественных началах института местных старост.  Законопроект бурно обсуждался народными депутатами. Я была категорически против такого нововведения. Во-первых, местное самоуправление имеет свои органы – главу, депутатов. Во-вторых, существуют общественные институты в виде объединения граждан по месту жительства. И создавать еще один институт старост для «обеспечения первичных мер пожарной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций» я считала абсолютно неоправданным. В итоге законопроект не дошел до принятия в окончательном чтении.  Но, справедливости ради, надо отметить, что в 2018 году в ФЗ-131 все-таки были внесены изменения, и институт старост введен. Формулировки были несколько смягчены. А для меня и моих коллег это стало опытом работы с федеральным законодательством.

– Ваши пожелания молодым депутатам.

– Мое пожелание молодым депутатам – изучать законодательство. Иметь свою позицию. А для этого тщательно изучить вопрос. Не пропускать по возможности заседания профильных комитетов, где идут предварительные рассмотрения. Участвовать в парламентских или публичных слушаниях. Не бояться задавать вопросы более опытным старшим коллегам. 

Изучайте основы государственного и муниципального управления, чтобы принимать законы осознанно. Проводите встречи со своими избирателями, прислушивайтесь к ним. Ведь власть начинается с места, где мы живем. И от того, как активно мы будем участвовать в жизни местного сообщества, будет зависеть и качество нашей жизни.

Источник iltumen.ru

  • 4
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением