Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -7 oC

Егор Михайлович Ларионов относится к поколению детей войны, на долю которых выпало немало испытаний. В годы войны полуголодные дети трудились на колхозных полях наравне со взрослыми, а после – восстанавливали народное хозяйство и поднимали страну.  Война отняла у них детство, но не смогла отнять непоколебимую веру в Победу.

Егор Михайлович Ларионов относится к поколению детей войны, на долю которых выпало немало испытаний. В годы войны полуголодные дети трудились на колхозных полях наравне со взрослыми, а после – восстанавливали народное хозяйство и поднимали страну.  Война отняла у них детство, но не смогла отнять непоколебимую веру в Победу.

Это было особенное поколение, опаленное войной, но не потерявшее жизнелюбие, оптимизм и непоколебимую тягу к знаниям. Могла ли тогда многодетная семья предугадать, что из босоногого непоседы мальчишки вырастет крупный государственный деятель, который будет формировать высший нормативный правовой акт –  Конституцию Российской Федерации.

Е.М. Ларионов имеет большие заслуги не только в становлении института парламентаризма, но и в строительстве новой государственности Якутии и укреплении позиций республики в политическом, экономическом и правовом пространстве Российской Федерации. Он был заместителем Председателя Верховного Совета Республики Саха (Якутия) XII созыва, членом Совета Федерации РФ, народным депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I и II созывов, первым Председателем Палаты Республики. Егор Ларионов является лауреатом Госпремии РС (Я) имени М.К. Аммосова, заслуженным работником народного хозяйства Республики Саха (Якутия). 

В преддверии 30-летия парламента – наше интервью с Егором Михайловичем об истории становления парламентаризма в Якутии, о времени и о себе.

–  Егор Михайлович, Вы оказались у руля власти в нелегкий переломный период развития страны. Что вас побудило взвалить на себя такую ответственность?

–  К сожалению, не мы выбираем, а нас выбирает время. А время было непростое: в девяностые распался Советский Союз, всюду царил экономический хаос.  Вместе со всей страной наша республика искала свой путь развития. Но мы делали это так, чтобы социальные, политические, экономические катаклизмы, которые буквально сотрясали страну, наименее болезненно отражались на нашем населении. На кону стоял судьбоносный вопрос распада России по тогдашнему плану наших зарубежных «друзей». Некоторые попались на эту уловку. Но мы – нет. Куда Якутия пойдет без России?  Я родился и вырос при советской власти. Моя семья всегда чувствовала на себе всю полноту ее заботы, благодаря которой из сельской глубинки, несмотря на жизненные трудности, я смог получить хорошее образование.  Мы помним и глубоко чтим свою историю: именно при советской власти за короткий период времени была полностью ликвидирована безграмотность населения, повсеместно появились школы, медицинские пункты.

Благодарная якутская земля и ее народ никогда не забудут имена духовных лидеров и национальной интеллигенции. Их идеи, дела были продолжены нашими славными земляками, выдающимися государственными и политическими деятелями: М. К. Аммосовым, П. А. Ойунским, И. Н. Бараховым, С. М. Аржаковым, С. В. Васильевым и их единомышленниками и соратниками. В те суровые двадцатые годы в стране была сплошная безграмотность, болезни, нищета, крайняя экономическая отсталость – будущее нашего народа было беспросветным и представлялось по существу, борьбой за выживание. Передовая интеллигенция во главе с Максимом Аммосовым понимала, что без самостоятельности, государственности народ не возродится. Историческая заслуга наших великих сыновей в том, что ни не только приблизили долгожданный Декрет о ЯАССР – как емко определил Максим Кирович, «великий исторический акт», – они его добились и вручили своему народу

Недавно общественность Якутии отметила 100-лет этому величайшему событию – образованию Якутской АССР. Событию, которое побуждало и мое поколение продолжать дела великих земляков М. К. Аммосова, И. Е. Винокурова по укреплению государственности. Задатки будущего государственного деятеля проявлялись во мне еще в детстве. Всегда с благодарностью вспоминаю своих наставников: первую учительницу Анну Яковлевну Туласнову, ветерана народного просвещения Гаврила Николаевича Попова, первых секретарей райкома комсомола Рума Дмитриевича Ушницкого, Иннокентия Захаровича Кривошапкина, Климента Иннокентьевича Корякина, первых секретарей райкома партии Степана Николаевича Платонова, Василия Егоровича Колмогорова, первых секретарей обкома партии Гавриила Иосифовича Чиряева и Юрия Николаевича Прокопьева и многих других. Их универсальные знания о жизни, человечность, простота в общении, исключительная патриотичность сыграли большую роль в моем становлении как политика.

Да, мое поколение оказалось у руля власти в переломный, нелегкий для страны период. Политическая обстановка того времени – это предательство Михаила Горбачева в пользу США и Запада, что породило закономерное сопротивление в виде организации Государственного комитета по защите Родины. Это был государственный переворот, который совершили, так называемые «демократы», которые воспользовались отсутствуем Генсека ЦК КПСС, отдыхающего от тяжести предательства на курорте «Форос». Это расстрел из танков последнего оплота власти – Верховного Совета РФ – в октябре 1993 года. И все это – под аплодисменты Запада, различных мастей советников, которые на сегодняшний день показали свое истинное звериное лицо.

Это сейчас с уверенностью можно сказать: «Второго «Фороса» и спуска государственного флага больше не будет – не дождетесь!», а тогда… Вслед за Верховным Советом РФ был ликвидирован и наш, можно смело сказать легендарный, Верховный Совет XII созыва. В результате, на пять месяцев республика осталась без представительного органа власти – такого не было даже в годы Великой Отечественной войны.

Были выстроены конструктивные взаимоотношения с Госдумой

–  Вы были первым Председателем Палаты Республики. С чего все начиналось?

– Первый созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) представлял собой двухпалатный парламент. Даже непросвещенному было ясно, что мы пошли по пути, предлагаемому западными советниками, которые в то время кишмя кишели в структурах власти. И это не преувеличение – об этом не раз говорил в своих выступлениях В. В. Путин, да и мы сами видели их своими глазами на всевозможных совещаниях, круглых столах, дискуссиях – под руководством Чубайса они творили «чудеса». 

Депутатский корпус Палаты Республики и Палаты Представителей на эти «пряники» не поддались – наоборот работа кипела по всем направлениям. Для нас – «первопроходцев» парламентаризма в республике, – безусловно, есть что вспоминать. Во-первых, парламент был превращен в представительный, законодательный и контрольный орган. Он выполнял не только законодательные функции – он превратился в полномасштабный высший орган государственной власти. Народные депутаты I, II созывов берегли как зеницу ока государственный суверенитет, Конституцию Республики Саха (Якутия), которые были приняты легендарным, историческим Верховным Советом XII созыва в архисложнейшее время. Мы не отклонялись ни на йоту от действующего законодательства и интересов избирателей, высоко держали планку народного депутата.

Во-вторых, I созыв выработал и принял механизмы реализации основополагающих принципов суверенитета, укрепляющие государственность, согласно статьи 5 Конституции Российской Федерации. Так были приняты законы «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)», «О Правительстве Республики Саха (Якутия), «О местных органах государственной власти и самоуправления Республики Саха (Якутия)», закон о выборах. Были проведены выборы районных глав администраций и представительных органов после трехлетнего перерыва. Начали работу Конституционный суд РС (Я) и в контрольный комитет парламента.

В соответствии с законом республики все государственные программы, подпрограммы, уже не говоря о государственном и инвестиционном бюджете, находились под контролем парламента.

После известных октябрьских событий надо было установить взаимодействие с Федеральным Собранием РФ. Заслуга I созыва состоит в том, что руководство обеих палат, народные депутаты начали первыми в Российской Федерации налаживать рабочую обстановку с Госдумой и Советом Федерации. Неоценимую помощь и непосредственную организацию этой ответственной работы провел легендарный депутат Государственной Думы РФ, Государственного Собрания (Ил Тумэн) I созыва, полномочный представитель нашего парламента в Госдуме и Совете Федерации А. В. Кривошапкин.

Мы установили хорошие деловые отношения с председателями Госдумы И. П. Рыбкиным, Г. Н. Селезневым, председателем Совета Федерации Е .С. Строевым. Большой парламентской делегацией мы дважды с рабочим визитом были в Госдуме, Совете Федерации. Плотно, на постоянной основе сотрудничали с московскими коллегами и наши председатели комитетов, комиссий. Соответственно, мы более эффективно могли добиваться прохождения тех или иных федеральных законов в интересах регионов, в том числе республики. Ярким примером являются непростые истории принятия федеральных законов «О драгметаллах и драгоценных камнях», «О судебной системе Российской Федерации» и ряд других.

По «недрам» удалось включить положение, что все богатства принадлежат народу

– Вы в составе рабочей группы в Москве участвовали в разработке новой Конституции Российской Федерации. Что вам запомнилось?

–  Постановлением Верховного совета Республики Саха (Якутия) XII созыва я, как заместитель Председателя Верховного Совета, и Анатолий Дмитриевич Петраков, заместитель председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия), были утверждены полномочными представителями по разработке Конституции РФ в качестве членов и экспертов рабочей группы. Рабочая группа состояла из 101 человека, а после известных октябрьских событий численность была сокращена до 24 человек. Фактически до июля 1993 года мы работали в Кремле. Большинство наших замечаний и предложений новой редакции, ряд статей были приняты, и мы с приподнятым настроением вернулись на родину. Но после расстрела Белого дома нас срочно пригласили в Москву. Когда мы просмотрели проект текста Конституции, над которой работали, то выяснилось, что все наши предложения исчезли: и то, что республики являются государствами, и то, что на недра будет действовать принцип «двух ключей», и по бесплатному образованию, и по языкам. По прокуратуре вообще не осталось ни слова, поскольку ее хотели передать Минюсту или Верховному суду. Конечно, мы принципиально не согласились с такими поправками, и нас поддержали представители ряда республик, областей, а также ученые. Разговор проходил на повышенных тонах, иногда в знак протеста мы уходили из зала. Власть торопилась. В декабре должен был состояться референдум. Борьба была нешуточная. Но мы все-таки добились, чтобы в тексте после слова «республика» в скобках было написано «государство». По «недрам» нам удалось включить положение, что все богатства принадлежат народу, проживающему на данной территории. Было оговорено, что Федеративный договор станет частью Конституции, было учтено предложение о доступности и бесплатности дошкольного, основного и общего среднего профессионального образования, о государственной гарантии на сохранение, изучение и развитие родных языков всех народов Российской Федерации. Осталась прокуратура: Ельцин требовал лишить ее самостоятельности, включив в состав Минюста или Верховного Суда. А причина была простая – Дума приняла закон об амнистии, Ельцин дал задание генпрокурору без его разрешения ГКЧП-истов не освобождать, но тот поступил по закону. Мы со своими единомышленниками отстояли самостоятельность прокуратуры. Думаю, что мы сделали все правильно, в том числе установив необходимость согласования прокуроров субъектов, федеральные судьи утверждались местными представительными органами.

Власть должна опираться на народ – это самый верный ориентир

–  В переломное для страны время Вы оказались в числе первых, кто взял на себя судьбоносную для своего народа и республики ответственность. Ваши пожелания новому поколению народных депутатов.

–   Новое время диктует новые законы. Мы живем в очень динамичное время, когда все меняется, обновляется, активизируется гражданское сознание людей. Идет процесс модернизации экономики, технологическое обновление производства, в том числе в политической системе и в законодательстве. Меняется и сознание людей, соответственно активизируется и гражданское общество. Сегодня вновь наступили трудные времена, в такие моменты наш народ всегда сплачивался вокруг своего лидера, вокруг идеи консолидации, патриотизма, сохранения исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации.

Именно Ил Тумэн принимает законы, по которым живут якутяне, утверждает республиканские программы, активно взаимодействует с коллегами в Дальневосточном округе, с Федеральным Собранием. Парламент  –  становой хребет республики,  поскольку законодательные органы определяют экономическую стратегию и тактику любого государства. Хочу предупредить и напомнить, что разные восстания, революции начинаются, как правило, с разрушения парламента – возьмите всю мировую историю: свежий случай – со штурмом Капитолия, из относительно недавнего российского прошлого – расстрел Верховного Совета РСФСР. Таким образом, при серьезных изменениях затрагивается основа государственности, именно поэтому любой реформаторский вопрос, относящийся к парламенту, надо принимать сверхосторожно. Я против того, чтобы сокращалось число народных депутатов до 30-35 человек – наоборот, расходы будут большими… Неужели у нас нет гордости, что мы живем в самом богатом субъекте Российской Федерации. Считаю, что Глава республики Айсен Сергеевич Николаев поступил мудро, поставив точку в этом споре.

В Конституции РС (Я) четко прописано, что Ил Тумэн – это представительный, законодательный и контрольный высший орган власти. К слову, на федеральном уровне по инициативе президента В. В. Путина Госдуме и Совету Федерации переданы дополнительные функции, чтобы все кадровые вопросы, в том числе по составу правительства, принимал сам парламент, чтобы депутаты были ответственны перед своим народом.

Именно парламент – зеркало государства, региона, города. Как он обеспечивает государственную и национальную политику, как он защищает своих граждан от трудностей, от всех бед – это все отражается в законах. Власть, на мой взгляд, прежде всего, должна опираться на народ – это самый верный ориентир. Наш путь первопроходцев не был простым, народные депутаты I и II созывов не шли по проторенной дороге под гром аплодисментов. Были крутые повороты, ухабы, бесконечные судебные тяжбы не по вине парламента, но мы были решительно настроены действовать по букве Основного закона – Конституции Республики Саха (Якутия). Для нас решающим мерилом была судьба республики, судьба многонационального народа, родной Якутии.

Я со всей принципиальностью должен сказать, что у народных избранников I созыва не было иного критерия, кроме верного служения родному народу.  Всегда преклоняюсь и горжусь тем, что работал вместе с В. А. Филатовым, Е. Г. Егоровым, Д. Д. Поповым, А. В. Кривошапкиным, Г. М. Артемьевым, И. Д. Черовым, И. И. Гороховым, М. Д. Гуляевым, А. Н. Алексеевым, У. А. Винокуровой, П. С. Ивановым, М. С. Санниковым,  В. П. Даниловым и другими. А также с моими коллегами I созыва Палаты Представителей РС (Я), незабвенными: А. П. Илларионовым, А. Н. Жирковым, М. М. Яковлевым, А. В. Власовым, А. А. Гольдманом, А. Р. Даниловым и многими другими.

Я всегда подчеркивал роль аппарата Государственного Собрания в организации работы народных депутатов. В. С.  Абрамов, М. Г. Малышев были для нас не только руководителями аппарата – мы их всегда считали государственными деятелями. М. Я. Антонова, Г. С. Москвина, П. И. Федоров, Ю. Н. Бацев, В. С. Долгунов, Е. Е. Сибиряков, Р. В. Лицай, В. Ф. Иванова – они составляли костяк аппарата I созыва, начали работу с нуля, но преодолев все трудности, внесли свой вклад укрепление государственности Республики Саха (Якутия). Сейчас эту задачу решает аппарат Государственного Собрания   под руководством А. И.  Антонена. Уверен, они справятся с этой ответственной задачей, ведь опыт, желание, патриотичность, дипломатичность у нынешнего руководителя имеются. 

Уважаемые ветераны, дорогие коллеги, я горжусь, что мы вместе с вами создали и укрепили правовой фундамент нашего государства! Поздравляю всех с 30-летием родного парламента! Государственное Собрание стало достойным правопреемником Верховного Совета XII созыва, что дало правовой простор для дальнейшей творческой деятельности последующим созывам Ил Тумэна. А молодым народным депутатам хочу пожелать: говорить с высокой трибуны парламента только правду, не боятся указывать должностным лицам на допущенные ошибки, и смело отстаивать интересы своих избирателей. Никогда не меняйте принципы служения своему народу и республике!

Наталья ПОПОВА

Источник iltumen.ru

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением