Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 8 oC

Прошлый год стал невероятно сложным для малого и среднего бизнеса Якутии. Пандемия, локдаун, последовавшие за ними кассовые разрывы, просто парализовали работу большинства объектов предпринимательства. Бизнес, стиснув зубы, терпел огромные убытки и надеялся, что вот в следующем году жизнь наладится. Но 2021 год стал для предпринимателей не менее сложным и катастрофичным.

Прошлый год стал невероятно сложным для малого и среднего бизнеса Якутии. Пандемия, локдаун, последовавшие за ними кассовые разрывы, просто парализовали работу большинства объектов предпринимательства. Бизнес, стиснув зубы, терпел огромные убытки и надеялся, что вот в следующем году жизнь наладится. Но 2021 год стал для предпринимателей не менее сложным и катастрофичным.

Терминальная стадия

Выражаясь медицинскими терминами, зачастую не так страшна сама болезнь, как её последствия. А они, даже не смотря на то, что, казалось бы, экономическая жизнь страны возвращается к норме, для истощённого пандемийными ограничениями малого предпринимательства едва ли не катастрофичные.

Неумолимая статистика говорит о том, что за шесть месяцев 2021 года в России закрылось 545,8 тыс. индивидуальных предприятий, что почти в два раза больше по сравнению с первым полугодием коронавирусного 2020 года. Количество закрытых ИП в первом полугодии 2021 почти в два раза превысило ту же метрику в коронавирусном 2020-м.

Количество закрытых ИП возросло во всех регионах от Кавказа до Крайнего Севера. В наиболее так называемых дотационных регионах. К которым относится и Якутия. К примеру, в Чечне (закрылось в3,5 раза больше — 5,8 тыс.), Дагестане (в 3,3 раза — закрылось 13,1 тыс. ИП), на Чукотке (в 2,5 раза — хотя закрылось всего 170 ИП).

Предыдущий рекорд по закрытым индивидуальным предприятиям был в 2013 году — 594,2 тыс. предприятий. Кстати, в тот раз столь массивная смертность ИП была вызвана тем, что в рамках пенсионной реформы в 2 раза повысили страховые взносы, что и привело к их массовым закрытиям.

mini procedura bankrotstva ip

Трезвый расчёт

Основной причиной для столь тяжелого положения малого бизнеса стали последствия локдауна. Специфика ИП, как представителей малого бизнеса, делает их очень зависимыми от любого дополнительного расхода или уменьшения дохода — поэтому не все в состоянии выдержать коронавирусный режим.

Но не только. Здесь и наше законодательство, которое имеет привычку постоянно менять требования к бизнесу, каждое из которых требует затрат.

И чисто расчёт предпринимателей, связанный с реформой налогообложения с самозанятыми. Напомним, что в 2019 году начался эксперимент с переходом на новую систему, который был проведен в четырех регионах России. А с 1 сентября 2020 года эксперимент был введен на территории ещё 19 региональных центров, Якутия также вошла в число первопроходцев.

Можно не сомневаться, что часть ликвидировавшихся индивидуальных предпринимателей, которые вели деятельность без наемных работников и чей уровень доходов не превышал 2,4 млн. руб. в год ушли в режим самозанятости, который подразумевает отсутствие кассы, страховых взносов и крайне выгодный налоговый режим (4% с доходов физ.лиц и 6% от доходов с юр. лиц и ИП).

Впрочем, самозанятость занимает довольно ограниченный сектор предпринимательства и здесь весьма ограниченные объёмы производства.

В малом бизнесе сегодня, в большей мере, довлеют старые и наболевшие проблемы, которые обострились в силу пандемийных ограничений. А это ограниченный и снижающийся спрос населения на товары и услуги из-за сокращения реальных доходов граждан. И имеющиеся по факту расходы (как производственного, так и фискального характера).

Если говорить о производственных тратах, то они имеют тенденцию неумолимого роста. Цены на газ, электричество, бензин, аренду помещений и т.д. на месте не стоят… Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Ярмо налогов

Если же говорить о имеющихся у бизнеса налогах, то ситуация здесь также далека от идеала. Бытует тезис о том, что налоговая нагрузка в России – одна из самых низких в мире. Так как ставка НДФЛ в России не превышает 15%, в то время как во многих странах она достигает 35%.

Но, увы, это далеко не так. РФ на самом деле крепко стоит в ряде стран с самой высокой нагрузкой на бизнес. Ведь российская налоговая система ещё та матрёшка. Часть наших просто могут обнаруживаться в самых разных местах, к примеру, сборы, зашитые в расходы, как, к примеру, транспортные… Есть ещё страховые сборы, которые у нас составляют 30% от зарплаты.

А если к этому прибавить неких волонтёров, которые приходят к бизнесмену и требуют от него внести свою лепту, допустим, в тушение пожаров, либо чиновников, обращающихся с письмом оказать спонсорскую помощь в организации того или иного культурного мероприятия… Так что действительные расходы предпринимателей это ещё то непосильное ярмо, которое они несут.

190641 72d39d904b5fc

Рука помощи

Хотя совсем уж ругать федеральные или региональные власти за невнимание к бизнесу в период пандемии не стоит. Напротив, помощь малому и среднему бизнесу в условиях распространения коронавирусной инфекции и усложняющейся экономической ситуации в 2020 году была просто беспрецедентной.

Список впечатляющий: здесь и налоговые послабления, упрощение закупочных процедур, уменьшение размера обеспечения контрактов. Мораторий на плановые проверки малого бизнеса, отсрочка по налогам и страховым взносам для пострадавших на фоне пандемии коронавируса отраслей.

Плюс к тому гособеспечение кредитов на зарплаты, авансы по госконтрактам, право на отсрочку выкупных платежей на срок от шести месяцев до одного года, в случае приобретения арендуемого государственного или муниципального имущества. Поддержка предпринимателей арендаторов.

Также годовая рассрочка взыскания задолженности по налогам, сборам, страховым взносам или кредитному договору, если сумма долга не превышает 15 млн рублей. Список можно продолжать долго. Тем более, что многое из него перешло или было продлено и на 2021 год.

Тем не менее, малый бизнес как мы говорили выше, чувствует себя не столь бодро как бы желалось. А где-то даже тихо умирает.

И здесь возникает резонный вопрос: а есть ли резервы и возможности для того, чтобы помочь бизнесу, помочь реально, чтобы досталось всем, а не, допустим, отдельным отраслям?

Нужный закон

А они кстати есть. Причём на самом фундаментальном уровне власти у муниципалитетов.

Так, например, муниципальными образованиями Якутии могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

И могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.

nalogi maly biznes

Поскольку предоставление указанных преференций отводится Кодексом представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.

Сейчас, кстати, в правительстве идет обсуждение налоговых заявок от министерств и ведомств, на основании которых будет формироваться закон "О налоговой политике РС(Я)" на 2022 г.

Минпред выступил с инициативой о снижении налоговых ставок в два раза - в качестве меры поддержки, которая коснется большинства предпринимателей.

Увы, в том, что касается муниципальной поддержки данной инициативы, то её фактически нет. Включая ключевой муниципалитет республики городской округ Якутск.

Именно здесь концентрируется большая часть малого и среднего бизнеса Якутии. И собственно основные выпадающие доходы придутся на столицу. В масштабах бюджета Якутска это меньше 0,5% от доходной части бюджета на 2022 г.

Слово омбудсмену

По вопросу снижения налогового бремени мы обратились к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в РС(Я) омбудсмену Альбине Кычкиной.

4e6ea0f6

«Мне кажется, -  ответила нам Альбина Егоровна, что проблема в том, что муниципалитеты представляют малое предпринимательство как источник дохода. Соответственно считают, что могут получать с налогов от предпринимателей большие поступления. Действительно для отдельных муниципалитетов эти доходы имеют значение.

Но я считаю, что муниципальная политика должна придерживаться иной парадигмы, а именно создания благоприятной среды для предпринимателей, борьбы с нелегальным бизнесом, способствовать легализации бизнеса, помогать развивать инвестиционную среду.

Ведь малое предпринимательство это не только налоги, но ещё и занятость населения. Развитое предпринимательство для муниципалитета если не решение, то снижение остроты такой социальной проблемы, как безработица. Рост благосостояния населения муниципалитетов. Это должны понимать все главы поселений.

И когда появляется налоговое послабление, то мы ожидаем за ним рост и развитие бизнеса. Но здесь, конечно, не всё зависит от налогов, но и от самого развития бизнес среды в каждом отдельно взятом муниципалитете. Об этом тоже надо не забывать.

Замечу, что с прошлого года минэкономики РС (Я) проводит рейтинг привлекательности для бизнеса муниципальных районов путём опроса предпринимателей: как чувствует себя бизнес. И руководителям муниципалитетов стоит обращать внимание на то, что думает о них родное бизнес сообщество.

Сегодня бизнесу действительно надо пережить проблемы, связанные с пандемийными мероприятиями. Выбраться из той экономической ямы, в которую они попали. И это не исправляется одним днём. Нужна последовательная и долговременная политика благоприятствования.

Бизнес ждёт действительно сильных мер поддержки от региональной и муниципальной власти. В нашем случае регион не возражает, но сегодня мы столкнулись с сопротивлением муниципалитетов.

И здесь дело не в одном Якутске, увы, на сегодня это солидарная позиция всех крупнейших муниципалитетов республики. По крайне мере на обсуждениях и совещаниях по этому вопросу я не слышала желающих пойти навстречу малому бизнесу.

Что касается в целом вопросов налогов, то я считаю абсолютно несправедливыми по отношению к нашему бизнесу требования, которые сегодня заложены в налоговом кодексе РФ, касающиеся лимита годового дохода по упрощенной системе налогообложения.

Этот лимит одинаков для всех территорий страны. Но мы все прекрасно понимаем, что на Севере, в Арктике, да и в целом по Дальнему Востоку выше и себестоимость, и цены, потому здесь предприниматели достигают своих лимитов куда быстрее, чем их коллеги в средней полосе России.

По этому поводу я общалась с руководством города Якутска, которое меня поддерживает в этом вопросе. И если бы было изменение, для Дальнего Востока по повышению лимитов на уровне Госдумы, то город Якутск не потерял бы налоговые поступления от предпринимателей, вынужденно перешедших с единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения».

Подводя итоги

Судя по всему, правительству республики, придётся ещё повоевать за предпринимателей. Пути решения вопроса - как сделать бизнес-среду республики более устойчивой, несомненно, имеются. Работа идёт.

Тем более не забудем, что никто не отменял национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», которое предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса России должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%.

Понятно, что когда верстался нацпроект и ставились задачи, никто и не предполагал с какими вызовами и проблемами столкнётся бизнес-сообщество страны в 2020 году.

Тем не менее, власть, в том числе и главы муниципалитетов должны и обязаны сделать все, чтобы бизнес, который едва оправился от удара пандемией, не рисковал закрыться вовсе или, разуверившись, снова массово не ушёл в серую зону, из которой его неимоверными усилиями вытаскивали десятилетиями…

Аламжи БУДАЕВ

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением