Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -10 oC

Сегодня у нас в гостях актриса Театра Олонхо Лена Оленова. Актриса блестяще владеет мастерством эпического слова и традиционного пения – тойук. По совместительству она работает педагогом и директором “Детской экспериментальной театральной студии”. Лена Семеновна рассказала о своем детстве, юности и о том, как нашла свой жизненный путь, став актрисой.

Сегодня у нас в гостях актриса Театра Олонхо Лена Оленова. Актриса блестяще владеет мастерством эпического слова и традиционного пения – тойук. По совместительству она работает педагогом и директором “Детской экспериментальной театральной студии”. Лена Семеновна рассказала о своем детстве, юности и о том, как нашла свой жизненный путь, став актрисой.

Судьба

12_copy.jpeg

- Лена Семеновна, почему вы решили стать актрисой?

- История становления меня, как актрисы началась в 7-ом классе в стенах родной 31-ой школы города Якутск. Моя учительница, Молукова Людмила Федоровна, руководила детской театральной студией «Мичил» при нашей школе. Она - учитель якутского языка и литературы. Часто приглашала к нам в класс своих выпускников, и в их числе была Тамара Обутова, актриса Саха Академического театра имени П.А.Ойунского.

Помню, когда впервые ее увидела, она была такой тонкой, нежной и красивой. Наша Людмила Федоровна умела находить общий язык с каждым из учеников. С Тамарой было видно, что у них сохранились теплые отношения. Наша учительница с гордостью нам ее представила, и весь класс замер, затаив дыхание и слушая ее рассказ.

В тот момент мне и в голову бы не пришло, что я когда-нибудь свяжу свою жизнь с театром. Я увлеченно слушала неведомую мне историю о профессии актрисы. Но если вдуматься, то какие-то предпосылки были уже тогда.

И вот в один прекрасный день Людмила Федоровна сказала нам, что наш класс поставит свой первый спектакль - отрывок из произведения П.А.Ойунского «Красный Шаман» и волею судьбы назначенный актер – мой одноклассник не пришел на репетицию. Наш педагог, как настоящий режиссер начала искать замену и тут ей пришла идея, что главного героя сможет прекрасно сыграть и девочка.

Так и началась наша череда школьных театральных постановок, участие во множестве республиканских конкурсов. В начале, как и у любого ребенка, был некий испуг внутри меня, но прочитав первый монолог, я поняла, что мне все очень сильно нравится. И огромную роль в моем начинании, как актрисы сыграла вера учителя в своего ученика. Я помню, как учительница говорила, что в будущем я стану актрисой.

Первое выступление прошло с большим успехом! Мы сильно обрадовались и начали помимо постановки учить стихи. Мой выбор пал на стихотворение Платона Ойунского «Бырастыы». Оно и по сей день мое самое любимое. Разучивали монологи из романа Далана «Тулаайах о5о». Каждый выученный материал из детства до сих пор живет в моем сердце.

Помимо этого, Людмила Федоровна давала нам писать научные доклады по автобиографиям якутских писателей, мы исполняли на ее уроках осуохай и тойук. В театральном кружке тоже было очень интересно, скучать она нам не давала. Я с большим трепетом вспоминаю те дни.

И вот после 11 класса моя учительница сообщила, что в Арктическом институте культуры и искусств будет открыт набор по специальности «актерское мастерство». Недолго думая, с полной уверенностью я начала готовиться к поступлению, знала что это точно мое и потому у меня было ярое желание попасть в АГИКиИ. Каждый шаг, который мы делаем, ведет нас по нашему пути, который уже заранее предрешен. Так и начался мой путь.

Первый опыт

123.jpeg

- Как родные отнеслись к выбору вашей профессии?

- Моя семья - творческая. И ни для кого не было большой неожиданностью, что я тоже выбрала творческий путь. Все свое детство я провела за кулисами, на сцене и в ожидании мамы с гастролей. Всегда было интересно, как все устроено изнутри, мне нравилось смотреть на процесс репетиций и выступлений, наблюдать за зрителями.

Детство у меня было ярким и насыщенным. Мама – певица, с раннего детства учила меня петь. Но я больше любила наблюдать. Какое-то время я занималась у Егора и Светланы Неустроевых. Как и другие дети участвовала в разного рода песенных конкурсах. Спасибо маме за то, что занималась со мной и многому меня научила.

Мама пела в ансамбле «Туймаада». У нее на работе я впервые увидела человека, сыгравшего затем большую роль в моей творческой карьере - Матрену Владимировну Корнилову. Оказывается, к тому времени они совместно с актерами Саха Академического театра П.А.Ойунского решили сделать музыкальный спектакль, где она была режиссером.

Я была тогда совсем маленькой, и мама задействовала меня в этом проекте. Впервые в жизни увидела профессиональных актеров - В.В. Апросимова, З.П. Багынанову, Г.С. Васильева, Д.В. Уйгурову, Д.Д. Михайлова. Помню, что на сцене царила очень теплая атмосфера, и это тоже осталось ярким воспоминанием.

С Матреной Владимировной мы встретились еще раз, когда я уже заканчивала учебу, работая над дипломным спектаклем в постановке Степаниды Борисовой «Олох долгуннара» («По волнам жизни»). Волею судьбы мы с ней сыграли в одной из сцен, и через несколько лет я выступала в ее спектакле «Дьырыбына Дьырылыатта» («Воительница-Джырыбына») по мотивам олонхо П.П. Ядрихинского-Бэдьээлэ.

О ролях

- Можете вспомнить свое дебютное выступление в театре? Вы волновались?

- Волнение ... Волнение и по сей день всегда есть перед каждым выступлением, но в первый раз, когда выходишь на сцену, оно навсегда запечатлевается в памяти. Это был спектакль «Снежная Королева» Руслана Игоревича Тараховского, и я играла там принцессу. Это был мой первый опыт на профессиональной сцене в качестве актера. Было сложно, волнительно и прекрасно.

- Какая из ваших ролей вам ближе? Какую меньше всего нужно играть?

- Из всех ролей я выделяю лишь одну - воительницу Джырыбына. До этого момента в моей жизни все было как в тумане, сыграв именно эту роль, я поняла свое предназначение. Много сил и энергии в меня вложила Матрена Владимировна, и как моя учительница она поверила в меня. Скажу одно, когда в тебя верят и надеются на твои силы, горы можно свернуть ради общей мечты и цели, что и случилось, думаю. Мы были единой командой, и в нашей жизни случилось то, о чем мы и мечтать не могли, за что Матрене Корниловой низкий поклон и благодарность на всю жизнь.

Театр Олонхо

- В 2010 году вы присоединились к Театру Олонхо. Что привлекает вас в этом театре?

- Судьба… Именно она распорядилась, что мастером моего курса был Андрей Саввич Борисов, а педагогами являлись Александра Гаврильевна Мучина, Ефим Николаевич Степанов, Герасим Семенович Васильев, Мария Маркеловна Маркова. Все они мастера своего дела, люди, которые вложили в нас всю свою любовь, знания и опыт.

Для учителя ученик - это словно птенец, в которого заложена надежда учителя на его светлое и яркое будущее. Когда мы поступали было уже ясно, что мы - будущая труппа Театра Олонхо. Это был первый опыт набора выпускников для национального театра с горловым пением-тойук.

Поэтому наша труппа молодых актеров уже с тех времен отличалась, так как до этого выпускались актеры для драматического театра. Нам несказанно повезло, что мастер курса сейчас является создателем Театра Олонхо и нашим художественным руководителем. Степанида Ильинична Борисова тоже в данное время тесно работает с нами над тойуком, и еще мы с ней трудимся над новыми постановками. Для молодых актеров работать с такими гениальными людьми на сцене - это большая удача и счастье.

- За это время работа не превратилась в рутину? Или это невозможно в актерской профессии?

- Творческая профессия окутывает и пронизывает всего тебя, она чувствительна и пленительна. В профессию актера ты влюбляешься раз и навсегда. Она всегда притягивает, и жизнь становится тусклее без нее. Актерская профессия сложна, как и любая другая работа. Есть и непростые периоды, и периоды, когда ты витаешь в облаках от счастья. Но слова «рутина» и «творчество» не сходятся. Для меня оно нечто такое, что несет в себе что-то негативное. А творчество рождается от любви, доброты и счастья. Любое искусство несет в себе свет и добро. Это сугубо мое личное мнение.

- У Вас уже есть достаточно киноработ, включая сериалы. Чему отдаёте предпочтение: театру или кино?

- Я всегда любила и люблю театр. Театр - это искусство, магическое взаимодействие с миром – «священнодействие». А Театр Олонхо - это, прежде всего, ритуально-обрядовый театр. Творчество в театре не сравнится с работой в кино, там есть очень тонкие моменты.

О Японии

- Вы прошли творческую стажировку в театрах Кабуки и Но в Токио. Расскажите об этом периоде. Как японцы принимали вас?

- Япония... Если говорить о тонкостях, то это о японцах и об их отношении к миру. В первый раз я ездила туда на гастроли со спектаклем «Кыыс Дэбилийэ». Меня тогда шокировало их отношение к театру, начиная со зрительного зала и сцены. Полы для сцены сделаны были из особой привезенной древесины, задник тоже был усыпан особым песком, обустройство сцены и значимость угла, из которого выходит актер, костюмы, жесты, маски. Театр для них поистине храм! Сам спектакль, как молитва.

Во второй раз мы поехали на стажировку в Театр Но. Мы проходили там обучение целый месяц. Актеры театра обучали нас пластике, жестам, символизирующим то или иное место действия, состоянию актера, были мастер-классы по гриму, театральным костюмам их театра, отдельную часть занимали маски. Также мы посещали спектакли театра Кабуки. Этот театр по-своему обворожителен.

Детская студия

- Вы по совместительству педагог и директор «Детской экспериментальной театральной студии». Расскажите об этой работе.

- Девять лет назад мы с моей коллегой, подругой решили открыть свою детскую «Экспериментальную театральную студию». Мы горели большим желанием зажечь в сердцах детей любовь к театру, и я думаю, что это у нас получилось.

Теперь у нас большая дружная творческая семья. За все это время наши некоторые дети выросли и уже пошли своей дорогой. Кто-то стал художником, кто-то драматургом, некоторые из ребят продолжили начатое дело и пошли учиться на актера.

Время летит, и дети быстро вырастают. За все это время мы поставили около 13 детских спектаклей. А в этом году за короткий период мы успели выпустить целых два спектакля: «Дьор5остой Бэргэн» по мотивам олонхо Н.К. Шамаева (с учениками из Октемской СОШ) и «Кыра Тойон» по мотивам произведения Антуана Де Сент Экзюпери «Маленький Принц».

Совсем недавно совместный спектакль Театра Олонхо и учеников Октемской школы «Дьор5остой Бэргэн» победил на Международном фестивале «Вдохновение. Лето» в городе Санкт-Петербург, удостоившись звания лауреатов 1-ой степени и став обладателями специального приза конкурса. Ребята большие молодцы, и я уверена, что это только начало!

О профессии и планах

- Быть артистом – это больше искусство и талант, или труд и работу?

- Быть артистом - это больше искусство, талант и труд. Это 70 процентов труда и 30 процентов таланта.

- Как у вас получается вжиться в роль, передать образ?

- Вжиться в роль – это иначе искусство переживания. Ты создаешь внутренний мир героя, важно понять характер, мысли, эмоции твоего персонажа и воссоздать подлинную сущность. Это очень сложный путь, но необычайно интересный. Ты будто превращаешься в другого человека.

- А на какие роли вы бы не согласились?

- Не согласилась бы на роли, которые далеки от понимания нравственных ценностей.

- Что вас вдохновляет в театре? Почему, по-вашему, у зрителя не угасает интерес к театру?

- В театре меня вдохновляют люди, с которыми я работаю, наши общие мечты и цели, к которым мы движемся.

- Что определяет успех спектакля?

- Спектакль в понимании моего коллектива, это словно ребенок, который вот-вот родился. У каждого ребенка своя судьба в этой жизни, то, как он живет и сколько он проживет знает лишь судьба.

- Есть ли у Вас кумиры в профессии? С кем из великих людей вы бы хотели побеседовать за обедом?

- Мой кумир в профессии - это мой учитель Андрей Саввич. Я бы пообедала со Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом либо с Питером Бруком.

Представляете ли вы себя в другой профессии?

- В профессии режиссера.

- Как Вы отдыхаете? Часто ли случаются моменты, когда нескольких часов отдыха явно недостаточно?

- Отдых и я - две несовместимые вещи.

- В каких проектах мы увидим вас в ближайшее время? Возможно, готовятся новые театральные и кинопроекты?

- Пока ничего не планирую, впереди у меня защита диплома режиссера, буду готовиться к нему. Театральный сезон еще не открыт, но думаю в нашем театре будут очень интересные спектакли! Приходите, будем вас ждать!

Владлена ОХЛОПКОВА
Фото предоставлено

героем материала

  • 5
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением