Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -6 oC

В парламенте республики 9 октября состоялось заседание постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под руководством Елены Голомаревой.

В парламенте республики 9 октября состоялось заседание постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под руководством Елены Голомаревой.

Первым вопросом народные депутаты рассмотрели  проект закона  Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов» по законодательной инициативе Главы Республики Саха (Якутия).

Проект закона представил первый заместитель министра финансов Якутии Иван Алексеев.  

Докладчик  проинформировал, что изменения в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов вносятся в связи с изменением оценки прогноза основных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2023 году, уточнением прогнозных показателей, уточнением безвозмездных поступлений, уточнением отдельных направлений расходов в целях финансового обеспечения первоочередных и социально значимых расходов.

По информации заместителя министра, в соответствии с законопроектом в 2022 году общий объем доходов государственного бюджета республики на 2023 год (налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления) увеличен на 26 545 371,2 тыс. рублей и составит по прогнозным показателям 322 954 572,5 тыс. рублей. При этом собственные доходы (налоговые и неналоговые) планируются с увеличением на 23 693 470,6 тыс. рублей и составят 196 189 299,5 тыс. рублей.

Общий объем доходов государственного бюджета республики на 2024 год уточнен в сторону уменьшения на 576 616,8 тыс. рублей и составит по прогнозным показателям 267 951 885,7 тыс. рублей за счет субсидий из федерального бюджета, в том числе:

- субсидии на создание модульных некапитальных средств размещения при реализации инвестиционных проектов увеличены на 3 000,0 тыс. рублей;

- субсидии на обеспечение комплексного развития сельских территорий уменьшены на 579 617,1 тыс. рублей.

В представленном законопроекте расходы государственного бюджета в 2023 году увеличиваются на сумму 30 542 654 тыс. рублей и составят 369 562 829 тыс. рублей, в том числе учтено:  увеличение расходов за счет целевых безвозмездных поступлений  по их целевому назначению;  увеличение расходов на организацию проведения этнологической экспертизы в связи с целевым поступлением средств на проведение этнологической экспертизы материалов и документаций по оценке воздействия на этнологическую среду в местах традиционного проживания и традиционной деятельности КМНС.

В 2024 году расходная часть государственного бюджета уменьшается на сумму 872 217 тыс. рублей и составит в сумме 270 551 106 тыс. рублей.

В 2025 году расходная часть государственного бюджета остается без изменений и составит 256 535 953 тыс. рублей.

Что касается государственной программы «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», то  план по законопроекту на 2023 год составит  1 074 630 тыс. рублей, или увеличен на сумму  48 012 тыс. рублей по сравнению с утвержденным планом в соответствии с Законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).

Председатель комитета Елена Голомарева при обсуждении государственного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 попросила обратить особое внимание  на   обеспечение эпизоотического благополучия республики и продовольственной безопасности продукции сельского хозяйства.

«Перед выборами ездила по своему округу, который охватывает 5 отдаленных районов республики. Сегодня, когда ситуация в стране особенно тревожная, выявление заболеваний и недопущение возникновения и распространения заболеваний различной этиологии становится все более актуальным. Тревогу вызывает падеж оленей в Оленекском районе, а руководитель ветуправления находится в Мирнинском районе, который до сих пор не посетил Оленек и Анабар. Не хватает вакцины и лекарственных препаратов на местах. Остро стоит кадровый вопрос, а мы при реорганизации сократили опытных работников на местах, хотя мы не раз предупреждали последствия таких необдуманных шагов. Существенной экономии нет, а ситуация на местах довольно тревожная. Пока не поздно, надо вернуться к этому вопросу и восстанавливать прежнюю структуру  ветеринарной службы на местах»,- сказала Елена Голомарева.

Также председатель комитета подняла вопрос о бесправном положении родовых общин на своей исконной земле. Проведение аукционов на землях ТТП приводят к тому, что изымаются исконные охотничьи угодья и рыболовные участки. Родовые общины не смогут конкурировать с предпринимателями и большим бизнесом, которые приходят на льготных условиях в Арктику. Сегодня идет обсуждение проекта федерального закона о старателях, если примут этот закон, будет большой наплыв старателей со всех концов страны. А коренные народы даже не имеют возможности воспользоваться таким правом на своей исконной земле. 

Кроме того она затронула вопрос о необходимости совершенствования господдержки по оленеводству, по индексации заработной платы оленеводов, которая сегодня целиком зависит от падежа оленей. Нужно пересмотреть методику расчёта субвенции на развитие северного домашнего оленеводства. В среднем заработная плата оленевода в месяц варьируется от 25 до 40 тысяч рублей. Как мне рассказали на местах, есть случаи, когда оленеводы фактически остаются без заработной платы, если при нашествии хищников уменьшается поголовье оленей, так как по методике расчета заработная плата зависит  от сохранности и  делового выхода оленей. Какой стимул может быть у оленевода при постоянном росте цен на снаряжение (на севере очень дорогое топливо для снегоходов и генераторов) и продовольствие, и тяжелом труде, за который они получают 22 тысячи рублей? Оттуда еще высчитывают за продукты.

Заместитель министра экономики Татьяна Лебедева ответила, что к вопросу о реорганизации ветуправлений необходимо вернуться и нужно этот вопрос рассмотреть комплексно и обсудить проблему совместно с министерством сельского хозяйства республики. Вопрос об обеспечения вакциной  поднимали и на отчетах правительства,  и вопрос обеспечения кадрами стоит довольно остро. 

Министр финансов Валерий Жондоров на вопрос о взаимодействии с недропользователями ответил, что промышленность в республике очень серьезно развивается.

«И в прошлом году порядка 14 тыс. молодых ребят через службы занятости трудоустроены в ведущих промышленных предприятиях республики - «Алмазы Анабара», АК «Алроса», в угледобывающие компании. Деятельность от наших добывающих компаний составляет значительную часть валового внутреннего продукта республики, значительное поступление налогов в государственный бюджет, которое в расходах трансформируется в финансировании всех наших социальных расходов, в том числе государственных программ по развитии Арктической зоны».

Виктор Губарев  положительно оценил общий объем доходов государственного бюджета республики на 2023 год, который увеличен на 26 млрд. 545 тыс. рублей.  При этом по собственным доходам  увеличение  составило 23 млрд. 693  тыс. рублей. Прогноз по налоговым доходам увеличен на 23 млрд. 308 тыс. рублей.

«Но почему при этом по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» финансирование уменьшено на 40 млн. 393 тыс. рублей по сравнению с утвержденным планом? - спросил парламентарий. Сельские территории по‑прежнему отстают по социальной обустроенности, бытовому комфорту, развитости инфраструктуры.

Валерий Жондоров ответил, что по программе «Комплексное развитие сельских территорий» финансирование этой статьи из федерального бюджета носит волнообразный характер. Это федеральная программа и уменьшение произошло по итогам экономии за счет федеральных торгов и эту сумму еще можно вернуть.

Член  комитета Сергей Сивцев  указал на необходимость дифференцированного подхода государственной поддержки для  развития животноводства, табунного коневодства в условиях крайнего севера, где заготовка кормов, содержание скота проходит в экстремальных природных условиях. К примеру, субсидию на молоко люди получают в таком же размере, как и в центральных улусах.  

Вторым вопросом народные депутаты рассмотрели проект закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Члены комитета задали ряд уточняющих вопросов и с учетом высказанных замечаний  одобрили проекты внесенных законов.  

Третьим вопросом члены комитета обсудили организационные вопросы и план работы комитета. 

Источник iltumen.ru

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением