Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 1 oC

22 ноября — 80-летие со дня рождения народного художника Якутии Тимофея СТЕПАНОВА, чье имя тесно связано с якутским героическим эпосом Олонхо. Он первый и единственный пока из художников, кто создал целый цикл больших живописных полотен, написав таким образом ярчайшие эпизоды Сказания.

22 ноября — 80-летие со дня рождения народного художника Якутии Тимофея СТЕПАНОВА, чье имя тесно связано с якутским героическим эпосом Олонхо. Он первый и единственный пока из художников, кто создал целый цикл больших живописных полотен, написав таким образом ярчайшие эпизоды Сказания.

Символично, что 25 ноября в Якутии отметят день Олонхо. В связи с этим Национальный художественный музей проводит декаду Олонхо. Выставка «Волшебный мир Олонхо» из собрания НХМ, насчитывающая около трех десятков полотен якутского мастера и другие работы, продлится до 30 ноября.

В музее мы поговорили о самой выставке, а главное, о художнике, которого хорошо помнят те, кто с ним работал. Это два старейших работника, искусствоведы Галина САФРОНОВА и Галина НЕУСТРОЕВА. И вот что они рассказали.

2204

Галина САФРОНОВА:

— Всё своё творчество Тимофей Степанов посвятил нематериальной культуре якутского народа. Он очень много об этом читал и стал серьезно работать над Олонхо с 1976 года по 1986 годы, создав тридцать крупномасштабных композиций.

Обращаясь к этой теме, невозможно её раскрыть одной работой. И Тимофей Андреевич брал какие-то определённые яркие эпизоды и изображал их.

Олонхо для него — это образ сотворения мира. За жизнью Земли Олонхо сверху с небес наблюдают три апостола, которых он называл паломниками. Они смотрят, как рождается мир.

Тема его произведений актуальна и сейчас, когда мы видим, что на земле происходит борьба между добром и злом, и люди даже не всегда могут отличить одно от другого. Взгляните, например, на картину, где бьются два жеребца. Один из них — посланник тёмных сил, другой — небес. Кто победит?

Мир для художника представляется тёплым, ярким. Он пишет то, о чем рассказывают олонхосуты, которые ходят по домам и аласам, собирая народ. А поскольку Тимофей Андреевич был очень добрым человеком, то эта доброта влилась в его произведения. 

Он пришел работать в музей в 1977 году и до конца своей жизни им жил — искусство для него было самым главным. Художников, которых любил, называл великими — Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали, Александра Иванова, Сурикова. Музей — храмом: он придавал ему силы, мощный импульс для творчества.

Тимофей Андреевич был настоящим музейщиком и реставратором от Бога, единственным с академическим образованием: он учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. И как художник-реставратор он продлевал жизнь картинам своих собратьев по духу и по искусству. На его счету их около трёхсот.

Галина НЕУСТРОЕВА:

— Совсем ребенком, Тимофей Степанов воспитывался в яслях и детском доме.  Суровое детство ко многому его приучило. Он сам рассказывал, что, окончив седьмой класс, работал дояром, потом развозил воду и даже был дровосеком. А когда узнал, что существует художественное училище, приехал в Якутск и жутко опоздал на экзамены. И всё-таки его приняли. Это сейчас в музее есть целая мастерская, а на тот момент он оказался единственным высокообразованным реставратором по живописи.

2206

2205

Галина САФРОНОВА:

— Тимофей Андреевич нас всех по-настоящему обратил к Олонхо, чтобы мы читали первоисточники и узнавали, что изображено на его картинах. Он отличался мощной фантазией, но она всегда опиралась на факты. То есть он писал, не отходя от истины, но в то же время, она была преображённой его фантазией. Например, рассматриваешь полотно и вдруг видишь, что там изображён старец, и он что-то пишет. Кто он? О чём он пишет? И мы невольно обращались к первоисточнику. Это был дефицит, но уже можно было найти Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» в переводе Владимира Державина, а до него Олонхо издавалось в 30-е годы минувшего столетия, и было редкостью.

Галина НЕУСТРОЕВА:

— Несмотря на то, что детство Тимофея Андреевича прошло в детдомах, он никогда ничего плохого не вспоминал. Но примечательных рассказов у него было много. Как, например, про то, что в шесть лет у него болели глаза из-за трахомы, и он не мог смотреть на свет. Тогда будущий художник забирался под кровать и там рисовал своих богатырей...

В 1986 году была организована первая персональная выставка «Герои и сюжеты Олонхо». Выставку открыли в декабре — а музей тогда располагался на Хабарова, где всегда было холодно — несмотря на это, в музей тянулись огромные очереди. Он сам водил экскурсии и по три, по четыре часа рассказывал о сюжетах. Люди ходили за ним табуном.

Интересно, что он постигал всё сам — он же сирота, никто ему не помогал. В студенчестве он подрабатывал и покупал букинистику, собирая старинные издания, и с годами у него скопилась очень хорошая библиотека — это и были его учителя.

В его мастерскую частенько заглядывали учёные, которые смотрели, что он написал и спорили о том, что, на их взгляд, надо было изобразить как-то по-другому или добавить что-то еще. А ведь известно, что Олонхо существует в разных интерпретациях. У него же было на всё своё видение.

Кто-то подсчитал количество изображённых людей на картине «Срединный мир» из триптиха «Ысыах» — их оказалось более двухсот.

Тимофей Степанов стал самым молодым художником, удостоившимся персональной выставки в музее: в то время, когда он работал, выставки проводились, если художнику уже за пятьдесят. Но директор Виктор Григорьевич Петров, сам художник, наблюдая за тем, как работает Тимофей Андреевич, решил не дожидаться этой даты. И когда Степанову было сорок лет, его работы были представлены на суд публики. И тут же получили неоднозначную оценку. Поединки шли между профессионалами, об этом много писала пресса, но время рассудило, кто прав и всё расставило на свои места.

2207

2208

Галина САФРОНОВА:

— Музейные же работники сразу поняли, что это работы необычного человека. Самое главное в них — красота. Одна посетительница, помню, даже плакала перед его работой и сказала: «В первый раз вижу, чтобы якутскую женщину изобразили такой красавицей».

Людям всегда хочется видеть красоту.  Она — в его работах.

На выставке «Волшебный мир Олонхо» из собрания НХМ представлено 28 работ Тимофея Степанова, а также работа скульптора Семена Прокопьева и миниатюры костореза Терентия Аммосова. Это уникальная возможность погрузиться в действительно волшебный мир. Приходите!

От редакции:
В Национальной библиотеке РС (Я) состоялось торжественное мероприятие с участием потомков и родственников Тимофея Степанова, художников, общественных деятелей Якутии, посвященное юбилею художника, где была презентована книга «Уҥуор көстөр суһумнуур сулуспар...».
В книгу вошли воспоминания деятелей искусств и соратников о его жизни и творчестве. Авторы – Айталина Белолюбская, Феврония Егорова.
Торжественно открылась выставка работ Тимофея Степанова. Кроме того, родственники передали его картину «Благословение» в фонд Национальной библиотеки Якутии. Произведение станет экспонатом номер 1 будущей картинной галереи при Национальной библиотеке Якутии.

  • 5
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением