Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -7 oC

 Вы когда-нибудь задумывались, чем грозит деградация земли из-за таяния вечной мерзлоты? Правильно ли мы все делаем для того, чтобы избежать лесных пожаров в следующем году?  Повторится ли в следующем году аномальная жара в Якутии? Если нет, то предлагаем прочесть интервью с научным сотрудником Лаборатории изменений климата и экологии северных экосистем ИЕН СВФУ, ведущим Научным сотрудником Института мерзлотоведения им. академика П. И. Мельникова СО РАН, кандидатом географических наук Никитой Тананаевым.

 Вы когда-нибудь задумывались, чем грозит деградация земли из-за таяния вечной мерзлоты? Правильно ли мы все делаем для того, чтобы избежать лесных пожаров в следующем году?  Повторится ли в следующем году аномальная жара в Якутии? Если нет, то предлагаем прочесть интервью с научным сотрудником Лаборатории изменений климата и экологии северных экосистем ИЕН СВФУ, ведущим Научным сотрудником Института мерзлотоведения им. академика П. И. Мельникова СО РАН, кандидатом географических наук Никитой Тананаевым.

  - Никита Иванович, давайте познакомимся, расскажите немного о себе.

- Родился в Москве. Мать океанолог и тоже научный сотрудник, отец радиохимик, член-корреспондент РАН. По образованию я географ, по более узкой специальности – гидролог. Изначально учился на специалиста по изучению рек. Так получилось, что вначале мой интерес был прикован к рекам в зоне вечной мерзлоты. Это была тема моей кандидатской работы, еще в Москве, когда я учился в МГУ. Потом переехал в Якутск. Но затем шесть лет прожил на севере Красноярского края, где был начальником мерзлотной станции. Несколько лет назад вернулся в Якутск обратно. Здесь я по совместительству – ведущий научный сотрудник новой лаборатории изучения климата и экологии северных экосистем в институте естественных наук СВФУ. Соответственно, тема моих исследований эволюционировала за это время. Сегодня мы изучаем связь между таянием вечной мерзлоты, выделением парниковых газов и климатом. Сейчас много ведется разговор по этому поводу.

photo 2021 09 21 12 43 45 1

Недавно я занимался анализом прогнозов климата центральной Якутии до 2100 года, чтобы можно было сказать, как изменится климат к концу этого столетия или к середине, какая будет в среднем температура в тот или иной месяц, и как это все повлияет на температуру мерзлоты, будет ли она увеличиваться, если да, то каким образом.

-И каковы результаты анализа?

- Климатическое моделирование делается по нескольким сценариям.  Если в мире мы добьемся снижения выбросов парниковых газов, то есть при благоприятном сценарии, наблюдаемое сейчас глобальное потепление продлится примерно до 2050 года, после чего температура начнет стабилизироваться, и далее – плавно падать. Если же этого не произойдет, не будут приняты эффективные меры, то изменения ожидаются довольно значительные. В частности для центральной Якутии ожидается повышение среднегодовой температуры на три-четыре градуса. Особенно хорошо это видно в разбивке по месяцам. Возьмем нынешний самый холодный месяц январь, у которого средняя температура около -40, станет -29. Кто-то, конечно, скажет, что это хорошо - зимы станут теплее, однако для мерзлоты это не так. Самые заметные изменения произойдут еще в переходные сезоны, весна и осень станут длиннее. Сейчас октябрь у нас это практически зимний месяц – в начале месяца выпадает снег, наступают заморозки, становится холодно. Так вот к 2100 году октябрь станет месяцем с положительной средней температурой в Якутии. Фактически осень у нас продлится еще на месяц. Еще не очень понятно, как это отразится на других компонентах природной среды, например, что будет с лесными пожарами, пока можно только предполагать.                                                                                                                                                    photo 2021 09 21 12 43 50                                                                                                                                                                                                                                             - В этом году очень много писали про аномальную жару в Якутии. Есть ли связь между жарой и лесными пожарами?

 - Да, есть в этом прямая связь. Не обязательно климат – главная причина. Главная причина в том, что лес сухой. Если раньше непотушенный костер или окурок в лесу не могли навредить, то теперь в большей вероятности такие неаккуратные действия могут вызвать пожар. Министр природных ресурсов и экологии России в своем интервью на РБК сказал, что больше 2/3 лесных пожаров вызваны неосторожным обращением с огнем в лесу.

Даже без лесных пожаров, если климат изменится и температура воздуха в нашем регионе увеличится, как я рассказал, это повлияет на температуру мерзлоты.

- Как измерить деградацию мерзлоты?

 - Здесь есть несколько показателей. Один в науке называется «глубина сезонного оттаивания». Определяется наибольшим за год расстоянием по вертикали от поверхности грунта (без учета растительного покрова) до кровли многолетне-мерзлого грунта.

Какие порядки величин? В тундре это 30-40-50 сантиметров, ниже она остается мерзлой. В центральной Якутии, в песках, которые оттаивают лучше, сезонно таяние мерзлоты может достигнуть 2-3 метров. Такое измерить уже сложнее. Обычно мы измеряем металлическим щупом. Но одно дело 30-40 сантиметров, другое – 2 метра. В таких случаях применяются другие способы, приходится бурить скважины и измерять температуру – где положительная температура, там и глубина сезонного оттаивания. 

photo 2021 09 21 12 43 35

- Давайте поговорим о последствиях таяния вечной мерзлоты.

- Самое главное последствие – физическое нарушение земной поверхности. Из плоской лесной площадки вследствие таяния мерзлоты появляется либо термокарстовое озеро, либо бугристые поверхности. Видимые последствия важны для инфраструктуры, жизнедеятельности человека.  Такой ландшафт довольно легко нарушить, вывести из равновесия, и сложно вернуть обратно.  

                                                                                      photo 2021 09 21 12 44 11- А вырубка леса ускоряет процессы таяния вечной мерзлоты?

- Мы с коллегами недавно обсуждали этот вопрос, и пришли к общему мнению. Мы знаем, что лес сохраняет мерзлоту, то есть условия, благоприятные для поддержания мерзлоты в том виде, в котором она сейчас существует. Если лес просто срубить, понятно, что это будет иметь неблагоприятные последствия. И этому есть примеры, как в Чурапче, да и практически по всей центральной Якутии. Везде где есть сельскохозяйственные освоенные площадки, которые раньше были вырублены, сейчас показывают признаки нарушения поверхности (появились бугры), связанные с таянием мерзлоты. Естественно, эти земельные участки осваивать уже невозможно. Мы проехали от Усть-Алданского района до Мегино-Кангаласского – везде одно и то же.

Мерзлота разрушается, лед вытаивает, и поверхность разрушается. Как бы ее не ровняли, все равно лед будет таять, и все равно это будет понижаться. Мало просто выровнять эту поверхность, надо еще и засадить ее деревьями. Правда, еще не понятно, приживутся или нет эти саженцы. Вообще в центральной Якутии на вырубках лес восстанавливается очень плохо… 

photo 2021 09 21 12 43 58

- А как же саженцы, которые в рамках всероссийской акции «Сохраним лес» высадили у нас после масштабных пожаров?

- Вот в Якутске, к примеру, каждый год высаживают саженцы, а город от этого зеленее особо не становится. В городских условиях, где за ними ухаживают, приживаемость саженцев около 30%, то есть 70% в первый же год умирает.

- А что нужно, чтобы предотвратить или остановить эти глобальные процессы таяния вечной мерзлоты?

- Хороший вопрос. Мы говорим, что основная причина, которая влияет на состояние мерзлоты это увеличение температуры воздуха. Борьба с глобальными климатическими изменениями ведется не на региональном уровне. Это комплекс мер в масштабе всей планеты, которые государство принимает и понуждает нас реализовывать. И в первую очередь, это касается выбросов от нефтегазовой промышленности и при производстве цемента, которые должны быть сокращены. Это два основных поставщика парниковых газов в атмосферу.  Соответственно инфраструктурные меры по идее направлены на сокращение парниковых газов от этих производств. Также от автомобильного транспорта и от сельского хозяйства, но это в меньшей степени.

До последнего времени федеральная политика была склонна к тому, чтобы не соглашаться с точкой зрения западных ученых о климатических изменениях. Начиная с прошлого года, все резко поменялось. Было несколько выступлений президента страны на эту тему.

Теперь эта тема на слуху. На словах у нас есть несколько документов, регламентирующих то, как мы в России должны бороться с климатическими изменениями.  Должен быть принят национальный план адаптации, поскольку важно не только снизить свои выбросы, но и адаптироваться к тем изменениям, которые в любом случае неизбежны. Перечень мероприятий по разработке этого плана утвержден постановлением правительства РФ в конце 2019 года. Должен был быть федеральный блок и региональный.

 photo 2021 09 21 12 44 08

- Но этого не произошло?

 - Пока нет, не произошло. Совершенно точно - нет на региональному уровне.

Казалось бы, регионы лучше знают свою территорию. Они должны предоставить свои предложения о том, как правильно адаптироваться к изменениям климата на своей территории. Но этого пока тоже не произошло.

Есть хорошо известный комплекс мер, который каждое домохозяйство может применять в быту для того, чтобы снизить климатический эффект. Но понятно, что никто добровольно не станет усложнять себе жизнь, по крайней мере, у нас. Потому что речь про то, что нужно будет отказаться от пользования личным автотранспортом и пользоваться общественным, либо переходить на электромобили, что у нас практически невозможно. Сюда же, конечно, входит и раздельный сбор мусора, отказ от пластиковой упаковки, в общем, все, чему в принципе государство может способствовать. Разные регионы показывают разную степень готовности к таким мерам.

- Но это не быстрые меры, которые можно уже сегодня применить и начать их реализовывать…

- А быстрых мер в принципе нет. Возьмите крупное производство, полностью сделать его углеродно нейтральным не получится, даже если вложить очень много денег. И сами производства будут сопротивляться такому перевооружению. Если даже штрафы федеральных ведомств отдельные компании пытаются оспорить. В этом смысле прекрасный пример «Норникель».

Я не буду скрывать, но при нынешнем министерстве экологии у нас непонятно, что происходит. Пока меры явно недостаточны. Вплоть до того, сколько бумаги закупает наше министерство экологии – тонны. Включая распечатку пластиковых щитов, чего министерство экологии не должно делать, потому что потом это все выкинется где-нибудь в дальнем селе, где даже официальной свалки нет. А вы знаете, что официальных полигонов ТБО на всю республику у нас всего лишь шесть. Это в Якутске, Нерюнгри и в Мирнинском районе. Все остальные 3 миллиона квадратных километра – ничего легального, где-то даже землеотвод не сделан и выглядит это довольно плачевно.   Вот мы проехали по центральной Якутии, так там дичь полная. Грубо говоря, даже на бытовом уровне людям наплевать.

Есть еще тема повышения энергоэффективности домов (лучшая теплоизоляция, теплообменники, чтобы дома не надо было так сильно топить) в Якутии, этим вопросом мало кто занимается в республике. Уменьшение выхлопов привело бы к ощутимым эффектам в перспективе.

- А лесных пожаров можно избежать?

- Некоторое время я жил в Финляндии, где увидел, что пожаров можно избежать, но для этого нужно вкладываться, в том числе на инфраструктуру, прогнозы. Для меня любая чрезвычайная ситуация раскладывается на несколько составляющих. Первое это, конечно, прогноз. Без него ни гидрологического, ни климатического изменения невозможно предвидеть. Да, шансы на ошибку в прогнозах всегда есть, но это лучше, чем совсем ничего. Органы государственной власти должны быть информированы. Такую информацию могут предоставить только ученые. Но пока это, на мой взгляд, происходит совсем не так. Зарплату нам платят, и мы даже что-то изучаем, знаем, но обратно с нас никто и никогда не спрашивает. По крайней мере, это бывает редко.  

 photo 2021 09 21 12 43 38

  - Я, как человек далекий от науки, ожидаю от таяния вечной мерзлоты того, что станут шире и глубже реки, водоемы. В связи с этим у меня возникает вопрос: мы сейчас собираемся строить мост через Лену. А не надо ли будет пересматривать проект моста из-за стремительного таяния вечной мерзлоты?

- Сейчас этот вопрос обсуждается. Дело в том, что для проектирования Ленского моста собрано довольно много экспертов и области мерзлотоведения, и в области гидрологии. Я в частности тоже один из экспертов по этому проекту. Мы сейчас обсуждаем то, что во всех отчетных, изыскательских материалах и во всех проектах организации строительства изменение климата были учтены на срок жизни моста, то есть на ближайшие 50 лет. Вообще, исходя из того, что мы знаем о нашей реке и моста через Лену, сильно повлиять никакие изменения климата не должны. Русло Лены вряд ли расширится, для строительства выбран очень устойчивый участок, практически единственный из возможных. Этот участок самый узкий, один берег у него скальный – Табагинский мыс. Пойма в правом берегу реки, там, где Павловск, Хаптагай и другие населенные пункты, тоже довольно устойчивая. В любом случае она не растает, хотя бы потому, что мерзлоты там практически нет. Наш институт делал там геофизические исследования.

По моим расчетам, может в будущем увеличиться максимальный расход воды.

На территории республики климат начал меняться где-то с середины восьмидесятых годов. А гидрологические изменения начались чуть позже – это середина девяностых и начало двухтысячных годов. И там, где есть эти изменения, они хорошо видны. На Лене никаких таких особых изменений не заметно.

Мост запроектирован так, что он очень устойчив к внешнему влиянию.

- Лично вы сотрудничаете ли с зарубежными учеными? Может, ведутся совместные проекты?

- У нас институт очень много работает. Я не только за себя могу сказать. В целом институт много лет сотрудничает с большим количеством зарубежных специалистов. Существует росийско-германская экспедиция в дельте Лены, которая началась больше 20 лет назад. В 200 году знакомиться с ее работой приезжал Владимир Путин. Есть плотное сотрудничество с японской стороной. На Северном форуме по устойчивому развитию ожидается приезд посла Японии в России. То есть это свидетельствует, на каком уровне поддерживается и развивается международное сотрудничество в области мерзлотоведения.

Если говорить про меня лично, то при поддержке Фонда фундаментальных исследований идет четырехсторонний международный проект (Франция, Россия, США и Япония) по изучению форм деградации многолетней мерзлоты. В этом году мы организовали большую экспедицию по центральной Якутии, где изучали, как устойчивые ландшафты распадаются на холмы. В следующем году планируем поездки по северу, экспедиция продолжится. 

- Ну, и я не могу задать традиционный вопрос: сможем ли мы когда-нибудь клонировать мамонта?

- Возможно, но это не в ближайшие пять-десять лет. Как вырастить мамонта в пробирке? Нужны слонихи, которые способны выносить клона мамонтенка. Рассматриваются только слоны в зоопарке. Их не так много, из них половина самцы, половина самки. Нужны самки, способные родить, что еще сильнее ограничивает возможное оплодотворение клоном. Еще это же не мыши или кролики, не плодятся так часто. Возможно, когда-то в мире придумают искусственную слониху.   

photo 2021 09 21 12 44 23 2 

- А как думаете, вот говорят, же что климат цикличен, значит, в следующем году у нас будет такая же аномальная жара? То, что было в 80-ых годах, продлится как минимум десять лет?

- Климатические циклы, безусловно, существуют. И на реках происходит то же самое – есть периоды полноводья или же мелководья. К примеру, в 2019 году обмелела Лена. Это было и до этого, раз в 30 лет такое возможно. То же самое с климатом, есть периоды потеплее, есть холоднее. С начала 20 века (последние 120 лет) таких циклов было несколько. На территории Якутска они наблюдались. Потом началось похолодание. Репрессии против полярников в 30-ые годы, они как раз вызваны тем, что климат стал холодать и все те грандиозные планы по освоению Арктики, освоение северного морского пути, не смогли произойти, стало льда внезапно больше и т.д. Советская репрессивная машина посчитала, что это достаточно веский повод для того, чтобы уничтожить все то лучшее, что было у советских полярных исследований.

Но если бы это были только циклические изменения, цикл с жарой уже должен был бы закончиться, должно было бы опять начинаться похолодание, но оно не начинается. Если помните, в школе мы рисовали синус, графики, которые поднимаются и опускаются вокруг одной ровной линии. Синусоида – это климатические циклы, они вокруг какой-то средней величины температуры то поднимаются, то опускаются. Но на самом деле мы сейчас живем в тех условиях, когда эта ось Х не прямо горизонтальная, а немножко под наклоном. То есть циклы накладываются у нас на общее увеличение температуры на планете. Поэтому если даже температура у нас начнет снижаться, все равно не будет так холодно, как это было ранее. В этом и есть смысл глобального изменения климата. Вообще климат это генератор случайных чисел. Вот сейчас в этом году мы не можем точно сказать, какой будет климат в следующем году. Климатические нормы это средние показатели за 30 лет. В более коротких масштабах мы говорим про погоду.

- Спасибо, Никита Иванович, за интересный разговор. Я думаю, наши региональные власти извлекли урок от лесных пожаров последних двух лет, и они приложат усилия для того, чтобы ученое сообщество Якутии также принимало самое активное участие для того, чтобы предотвратить подобные стихийные бедствия. 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением