Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 7 oC

30 октября в нашей стране отметили день основания военно-морского флота. Этот праздник окружён ореолом легенд, событий, подвигов и приключений. 

30 октября в нашей стране отметили день основания военно-морского флота. Этот праздник окружён ореолом легенд, событий, подвигов и приключений. 

От Хвалынского до Моря Мрака

Морской флот, как военный так и гражданский, оказал решающее влияние на формирование географических очертаний нашего Отечества, а также его экономическое и военное развитие.

Тем более, что изначально никакого разделения на торговый или военный флот, конечно же, не было. Ещё до начала нашей эры различные народы, жившие на территории нынешней России, для товарообменного сообщения с другими племенами и народами, военных набегов использовали простейшие плавучие приспособления, коими были плоты.

Уже к первым векам нашей эры славянские народы, обитавшие на территории Восточной Европы освоили мореплавание по Хвалынскому (Каспийскому), Азовскому, Русскому (Черному) морям и выходили в Средиземное море на юге, в Балтийское – на западе, в Студеное (Белое), Дышащее (Баренцево). Что интересно, освоили они походы и в Северный Ледовитый океан, которому за суровость дали название Море Мрака.

Искусными мореходами считались поморы, населявшие берега Балтийского и северных морей, и анты — юго-западная ветвь восточных славян, расселившаяся на берегах Черного моря. 

WhatsApp Image 2021 10 26 at 18.38.52 3

Одна из немногих сохранившихся моноксил (чёлн), выдолбленная из цельного куска дерева, прообраз будущих кораблей  

Первая карта

Первый проект Северо-Восточного прохода и первая в мире карта Арктики были составлены за рубежом со слов русского дипломата Дмитрия Герасимова в 1525 году. При этом наш соотечественник опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

Так называемый ямальский волок известен историкам как древний морской ход, по которому поморы в средние века «ходили за камень», как называли тогда Уральские горы. Таким же образом ещё в XVI веке поморы  совершали свои походы в Обскую губу. 

WhatsApp Image 2021 10 26 at 18.38.52 2

Ладья (лодья) времён Киевской Руси

Интересно, что в западной традиции маршруту по северным морям дали название Северо-Восточный проход и рассматривали его как путь с востока на запад и обратно, тогда как в российской традиции он стал называться Северным морским путём и подразумевал в основном путь на восток.

Интересный факт: что планированием экспедиций через арктические моря интересовался, в том числе и Дмитрий Менделеев. Ученого привлекал неизведанный мир полезных ископаемых, спрятанный во льдах. Именно Менделеев — вместе с вице-адмиралом Степаном Макаровым — принял участие в создании первого ледокола арктического класса «Ермак».

К началу прошлого века Россия была одной из трёх стран во всём мире, чьи мореходы смогли пройти северным путём в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стратегический полюс

Очередной и принципиальный рывок в освоении северных морей был сделан нашей страной после революции 1917 года. В эпоху Советского Союза началось широкомасштабное и системное освоение Севморпути.

В 1932 году было создано Главное управление Севморпути — единая организация, отвечавшая за обеспечение судоходства на этой водной артерии. А в 1935 году два первых лесовоза успешно прошли из Ленинграда во Владивосток.

Постепенно сформировалось понимание того, что Севморпуть для нашей страны залог изучения и освоения богатейшей минерально-сырьевой базы страны,  и возможность круглогодичного сообщения с регионами в условиях отсутствия наземных транспортных артерий.

Позже стало ясно, Арктика обладает ещё и важным военно-стратегическим значением, как кратчайший географический маршрут до наших заокеанских противников. Возможность запустить ракету с ядерными боеголовками в любую точку любого штата, всплыв на поверхность где-то посреди Арктики, лучшее средство охладить пыл последователей блицкрига.

Владея Севером

Открытие и освоение многочисленных месторождений полезных ископаемых в Якутии потребовало организации доставки на Крайний Север целого ряда промышленных грузов. Это было оборудование, горюче-смазочные материалы, продукты и многое другое. К тому времени уже были открыты алмазные месторождения. Несмотря на то, что основная часть грузов в Западную Якутию пошла через Усть-Кут, часть его доставлялась по Севморпути.

Как отмечают специалисты, в начале нынешнего века Россия логично повторила опыт СССР 1930-х годов, сконцентрировав ресурсы и полномочия для решения важнейшей общегосударственной задачи в районе Арктики.

В 2012 году был принят закон о Северном морском пути, который четко формализовал определение акватории Севморпути и разграничил полномочия в этой зоне. А в 2013 году был создан единый орган управления Севморпути — Администрация Северного морского пути.

Возобновились регулярные океанографические исследования в акватории Северного морского пути. В 2013 году специалисты гидрографической службы Тихоокеанского флота провели большую экспедицию в районе Чукотки и Охотского моря — в результате участок был признан ООН частью России. Согласитесь, территории лишними не бывают.

В 2016 году грузооборот по Севморпути впервые превысил советские показатели, достигнув 7,26 млн тонн.

Севморпуть. Перезагрузка 

WhatsApp Image 2021 10 26 at 18.38.52 5

Сегодня Северный морской путь ― это, прежде всего, доступ к богатейшим ресурсам Арктического шельфа и месторождениям Сибири и Якутии. По официальной статистике сегодня в Арктике добывают 10 процентов общемировых объемов нефти и 25 процентов природного газа. При этом 80 процентов всей арктической нефти и газа сосредоточены на российских северных территориях! 

По ориентировочным оценкам ученых, общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арктической зоны составляет 1,5–2 трлн долларов. А в целом стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долларов, причем две трети из них приходятся на стоимость энергетических ресурсов.

Кроме того, Севморпуть объединяет в общую транспортную сеть речные артерии, пролегающие на 70% территории России. Сейчас по трассе Севморпути перевозят товары первой необходимости для городов арктического побережья. Для многих северных регионов единственной альтернативой морским перевозкам являются дорогие воздушные, поэтому от развития Северного морского пути зависит экономика десятков регионов России. 

Северный морской путь является продолжением внутренних водных путей республики для завоза грузов в арктические районы республики. В связи с этим Якутия крайне заинтересована в надежном его функционировании.

Сегодня необходимо восстанавливать участки Севморпути, прилегающие к побережью республики от устья реки Анабар до устья Колымы. Должно быть обеспечено эффективное функционирование и развитие элементов транспортной системы, находящихся в федеральной собственности систем навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно-спасательных судов, дальней радиорелейной и космической связи.

Лихие девяностые больно ударили в том числе и по Севморпути и всему, что с ним связано. Не только упали объемы перевозок. Разрушенными оказались целые отрасли. Морские порты, в частности Тикси, работали на 2-5 процентов своего потенциала.

Очевидна необходимость не просто развития этого направления, но и фактически создания проекта Севморпути 2.0 как одного из главных драйверов развития России. И важную роль в этом отводится, в том числе, и нашей республике.

Ледоколы с Балтики

Несколько лет назад стало ясно, ресурс атомоходов постепенно вырабатывается. России угрожает «ледокольная пауза»: старые атомные корабли выйдут из эксплуатации, а новые их место ещё не займут.

Именно поэтому на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в наши дни строят серию самых мощных в мире на данный момент универсальных атомных ледоколов. По словам экспертов, такие атомоходы могут пробивать лед толщиной до трех метров, обеспечивая сопровождение судов с углеводородным сырьем через восточную зону Севморпути — от месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и шельфа Карского моря до рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако крупные морские суда могут доставить грузы только в район побережья. Для дальнейшей их доставки в глубь материка необходимы суда класса «река-море». Кроме того, создание Северо-Якутской опорной зоны, куда входит 13 арктических улусов, проецируется на развитие транзитного транспортного коридора. Ключевая потребность в эффективной портово-транспортной и логистической инфраструктуре для развития Севморпути непосредственным образом касается всех арктических зон Российской Федерации.

Жатайские корабелы

131512

Для Якутии одной из первоочередных задач в этой сфере является модернизация Жатайской судоверфи и реконструкция морской инфраструктуры отдельных портов. Речь идёт о портах Тикси и Зеленый Мыс, ремонте и строительстве портов и причалов на арктических реках Анабар (Юрюнг Хая), Яне (Нижнеянск, Усть-Куйга, Батагай), Индигирке (Белая Гора) и Колыме (Зырянка). Согласитесь, уже грандиозные задачи.

Северный морской путь является продолжением внутренних водных путей Ленского бассейна, по которому осуществляется завоз необходимых грузов для нужд Арктических районов Республики Саха (Якутия). Устаревшая техническая база и флот порта Тикси с критически низкой производственной мощностью, используемой менее чем на 3-5 процентов (о чём уже говорилось), подавляют использование его потенциала в полную возможность. Эти же факторы не дают порту Тикси реализовать себя в качестве опорной точки, как основной для Восточного участка Севморпути.

Модернизация Тикси сформирует его роль, как ремонтной базы Севморпути и как часть логистической схемы. По некоторым данным реконструкция порта позволит увеличить объемы грузопереработки до 300 тыс тонн в год. Реконструкция портовой инфраструктуры, согласно предварительному расчету, увеличит объем перевозок грузов в Северо-Якутской опорной зоне к 2030 году в три раза -- до 1 млн тонн в год.

Высокотехнологичная Жатайская судоверфь, как крупнейший инвестиционный проект по строительству речных судов, будет строить суда класса «река-море» с двойным дном. Выход на проектную мощность позволит наладить выпуск не менее 10 речных судов различной номенклатуры в год, и вести ремонт и обновление до шести судов ежегодно.

Магистраль для Якутии

Севморпуть является единственной магистралью для побережья Якутии, по которой продолжают завозиться товары первой необходимости, продовольствие, стройматериалы, иные грузы, а главное топливно-энергетические ресурсы. Завоз ГСМ для республики одна из важнейших проблем.

Большая их часть завозится речным и морским транспортом - почти 44 процента годовой потребности топлива. В арктические районы через Северный морской путь флотом класса «река-море» прибрежного плавания доставляется около 400 тысяч тонн, а из Мурманска и Архангельска ежегодно завозится порядка 100 тысяч тонн.

Для Якутии развитие Севморпути имеет важное значение для сбалансированного равномерного развития территорий. Приоритетными сегодня являются инвестиционные проекты по освоению месторождений углеводородов на шельфе и на материковой части арктической зоны Якутии, добыча твердых полезных ископаемых на суше: крупных и уникальных месторождений алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов, олова.

Важным аспектом является его взаимосвязь с транспортными коммуникациями. Строительство железной дороги до Якутска позволяет соединить широтные национальные транспортные магистрали. Транссибирскую и БАМ с одной стороны, и Северный морской путь - с другой. Их объединение создаёт транспортный коридор, который приобретает полноценный международный характер. Развитие транспортного комплекса республики, как и всей восточной части России, имеет колоссальное будущее.

Получается, что развитие Севморпути повлечёт за собой не только проведение очевидных мероприятий чем, например, является реконструкция Жатайской судоверфи и строительство новых кораблей.

Захватывающие перспективы

Он станет магнитом для наукоёмких технологий в области природоохраны, ведь новые суда должны стать более безопасными и экологичными при эксплуатации. Он потребует создания новых рабочих мест, поддержания военной инфраструктуры на всей протяженности северных границ. Словно айсберг, значительная часть которого скрыта под водой и не видна на первый взгляд, развитие Севморпути принесёт республике более чем ощутимые выгоды.

Конечно, это потребует значительных инвестиций, как со стороны самой Якутии, так и федеральных. Это потребует подготовки многочисленных специалистов по многим промышленным и научным направлениям. Это потребует обслуживания обширной инфраструктуры, для чего тоже нужны специалисты. Это потребует значительного напряжения сил со стороны всех жителей Якутии. Но это обернётся увеличением «веса» республики в жизни Отечества на многие десятилетия вперёд. 

В целом в России и Якутии сегодня созрели все предпосылки для того, чтобы воплотить в жизнь совершенно новый проект, о котором шла речь – Севморпуть 2.0. Решение этой грандиозной задачи позволит нам всем совершить прорыв сродни  тому, который совершили когда-то наши отцы в освоении космоса. Все силы и возможности у нас сегодня для этого есть. А перспективы таковы, что просто захватывает дух.

Поэтому самое время отдать дань уважения первым мореходам, заложившим некогда основы нынешнего военного и промышленного потенциала, а современникам, которые будут задействованы в реализации этих грандиозных проектов, пожелать семь футов под килем!

Справка:

Общая площадь сухопутной части Российской Арктики составляет порядка 5 млн кв. км. Здесь проживает более 2,5 млн человек. Это около 40 % населения всей Арктики. Арктическая зона России формирует пятую часть доходов федерального бюджета.

Северный морской путь -- кратчайший путь между Европой и Азией. Время прохождения СМП 7-15 дней. Скорость движения 5 – 13 узлов. Продолжительность навигации по открытой воде — 2-4 месяца.

Подготовил

Олег ШАПОШНИКОВ

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением