Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 7 oC

9 февраля в России отмечается День работника гражданской авиации. Для такой огромной и протяженной страны, как наша, значение авиационной отрасли трудно переоценить. 

9 февраля в России отмечается День работника гражданской авиации. Для такой огромной и протяженной страны, как наша, значение авиационной отрасли трудно переоценить. 

Немного истории

Несмотря на то, что сам праздник учреждён лишь в 2003 году и отмечается в новейшей истории нашего Отечества только десятый раз, своими корнями он уходит в 1923  год, когда Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Эту дату и принято считать днём рождения гражданского воздушного флота России.

Стоит отметить, что первый коммерческий пассажирский рейс состоялся всего то за семь лет до этого в США. Таковым полёт стал считаться лишь потому, что впервые был перевезён кто-то помимо пилота и за плату. Первым пассажиром стал бывший мэр Сент-Питерсберга Абрам Файл, который приобрел свой билет через аукцион, заплатив за него внушительные 400 долларов. Немалые и по тем и по нынешним временам деньги.

Возвращаясь к России, отметим, что всего за 100 лет отечественной истории был совершён столь грандиозный рывок в развитии принципиально новой отрасли, что потомкам только ещё предстоит осмыслить всю его грандиозность.  

Сегодня, приобретая авиабилет, большинство из нас даже не задумывается о том, какое количество людей и сколько служб работает над тем, чтобы наш путь от одного аэропорта до другого прошел максимально комфортно, быстро и безопасно. Сегодня мы расскажем об одной из них. Это служба по организации перевозок или СОП. Кстати, так уж повелось, что некоторые ее специалисты называются агентами. 

В алмазном крае

История этой службы в столице алмазодобывающего края началась фактически с создания первой взлетно-посадочной площадки в июле 1957 года. До открытия в 1959 году автомобильной дороги Мухтуя – Мирный именно по воздуху доставлялись тысячи тонн грузов на небольших Ан-2 и Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Шло интенсивное развитие производства, и в год выполнялось до 6 тысяч рейсов!

В разные времена служба организации перевозок имела разную структуру. Она зависела от разнообразия парка самолётов, количества пассажиров, грузов и почты. 

Поначалу СОП делилась на, так называемую, пассажирскую группу и группу грузоперевозок. Своего пика в развитии СОП достигла в 80-е годы, когда один только грузооборот доходил до 40 тысяч тонн в год. 

Однако структура службы не является застывшей, и реагирует на требования времени. Сегодня, когда миновали времена грандиозных строек, и наступила пора планомерной эксплуатации алмазных месторождений, экономическая выгода подсказала вновь объединить оба направления в единую структуру. 

Сегодня в службе по организации перевозок Мирнинского авиапредприятия занято 65 человек, распределенных по трем отделам – пассажирская группа, грузовая и группа хозяйственная, в которую входят уборщицы и носильщики. Именно последние отвечают за чистоту в здании аэровокзала, а также за соблюдение всех санитарных норм, связанных с нынешними  противоэпидемиологическими мерами.

Мало кто знает, что пассажиры сталкиваются с работой группы СОП, едва войдя в здание аэровокзала. Все обращали внимание на то, какая безупречная чистота поддерживается в аэропортах? За это отвечает хозяйственная группа, входящая в состав службы перевозок. В крупных аэропортах она выведена в отдельные службы, но в небольших, которых в стране подавляющее большинство, хозгруппа, как правило, является составной частью СОП. 

Начало работы смены службы  зависит от того, когда прибывает или вылетает первый самолет. Например, если первый рейс вылетает в восемь утра, значит на рабочее место необходимо прибыть за два-три часа до этого. 

ПДСП – производственно-диспетчерская служба аэропорта формирует суточный план работы, передает его в СОП и другие службы аэропорта. В соответствии с предстоящими объемами полетов, выстраивается работа службы на каждый день. В периоды работы аэропорта, когда ожидается наибольшая нагрузка по вылетам и прилетам самолетов, выделяется дополнительный персонал. 

Рабочий день службы начинается с короткой планерки, которая называется брифингом. Именно здесь заступающим на смену специалистам службы доводится оперативная информация, которая может касаться новых правил работы в аэропорту, новых документов или правил поведения, которые могут быть разработаны в связи с какой-либо нестандартной ситуацией. Также озвучивается информация, которая может быть связана с особенностями запланированных рейсов. 

Оперативным руководителем смены является диспетчер по организации пассажирских или грузовых перевозок.

На них лежит большая ответственность:  диспетчера отвечают за центровку воздушного судна, оформление полетной документации, за комплектование и своевременную загрузку груза и почты на воздушное судно. От их профессионализма зависит безопасность полётов и благополучие пассажиров. Все документы перед вылетом должны быть оформлены своевременно. Только при наличии четко и грамотно составленных полетных документов воздушное судно будет готово к полету.

За стойками регистрации происходит известная всем нам процедура регистрации пассажиров и оформления багажа, выдача багажной квитанции и посадочного талона, которую выполняет агент СОП. 

Работа службы организации перевозок непосредственно связана с обслуживанием пассажиров и клиентов. Поэтому к агенту предъявляются такие требования как умение общаться с людьми, доброжелательность, желание работать в этой сфере и готовность оказать необходимую помощь. Ну, и, конечно же, приятный и опрятный внешний вид. Также агенты должны обладать определенными психологическими знаниями, уметь не допускать и сглаживать конфликты, и, в целом, стремиться к тому, чтобы сервис на транспорте был на высоте, а пребывание в аэропорту было максимально комфортным.

Агент регистрирует пассажиров на рейс и сопровождает их к самолету, решает конфликтные ситуации, доводит до пассажиров оперативную информацию о текущих рейсах, регистрирует поступление и отправку грузов, почты и даже занимается поиском опаздывающих на рейс пассажиров и потерянного багажа или груза.

Мало кто знает, но каждая авиакомпания использует свою систему регистрации пассажиров – это определенная автоматизированная программа, которая имеет свой интерфейс, и куда вносятся все данные о пассажирах и отправляемых багаже и  грузе. Освоить этот программный комплекс - дело нелегкое, поэтому к регистрации и приему грузов допускаются лишь те, кто прошел подготовку и сдал соответствующий экзамен. 

О багаже

После регистрации наш багаж по ленте транспортёра поступает в терминал, где его проверяют на интроскопе и сортируют в зависимости от направления следования. Отдельно обрабатывается негабаритные места, животные и другой требующий особых мер предосторожности багаж. Затем багаж загружается на машину для доставки на борт. 

Спецтранспорт отправляется к тому или иному самолету, где механизаторы передают груз на борт. Диспетчер центровки выдаёт им схему загрузки, в соответствие с которой груз размещается в грузовые отсеки по определённым правилам. Здесь он обязательно, соответствующим образом, закрепляется или швартуется, чтобы он не был поврежден в процессе взлета и посадки. 

Грузовые мал

Специфика работы обязывает специалистов СОП обладать большим объемом знаний, связанных с правилами авиакомпаний, обновлениями и многими другими производственными процессами обслуживания пассажирских и грузовых перевозок. Персонал СОП постоянно повышает свою квалификацию. Даже механизаторы, то есть те, кто сортирует и грузит багаж, груз и почту должны обладать значительным объемом знаний. Работая на определенной технике, они должны ее правильно эксплуатировать, уметь использовать сопутствующее оборудование, обладать квалификацией стропальщиков, понимать специфику обслуживания самолета, знать и понимать множество нормативных документов и терминов, используемых в авиации. И, конечно же, знать все требования по безопасности выполнения работ. 

Универсальные агенты

Весь персонал СОП два раза в год сдает экзамены для подтверждения квалификации и допуска к работе, ведь безопасность полетов находится в безусловном приоритете. В крупных аэропортах каждым видом работы занимается отдельная группа, но в небольших аэропортах каждый специалист этой службы является фактически универсалом. 

К примеру, агенты службы организации перевозок отвечают за обслуживание пассажиров в комнате матери и ребенка, в зале повышенной комфортности аэропорта, работу камеры хранения и розыск пропавшего багажа, регистрацию пассажиров, их встречу и посадку, обслуживают пассажиров  авиации спецприменения и санитарных рейсов и за все другие вопросы, связанные с пассажирскими и грузовыми перевозками. 

Может именно поэтому специалисты по организации перевозок из маленьких городов так ценятся в крупных аэропортах, и там стремятся заполучить таких универсалов. 

755598896604509

Несмотря на всю сложность описанной работы, коллектив здесь дружный. Иначе и быть не может, ведь от чувства локтя и товарищеской поддержки, зависит общее благополучие и слаженность в работе службы и  предприятия.

В этом материале мы сознательно не выделяли кого-либо из коллектива, будь это ветераны или только начинающие специалисты. Каждый специалист СОП – это человек, преданный своему делу. Их ежедневный кропотливый и ответственный труд, в конечном счете, преследует главную цель – обслуживание пассажиров на высоком уровне и безопасность их жизней. 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением