Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -6 oC

На днях  состоялось рабочее совещание председателя постоянного комитета  по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Голомаревой на тему: «Развитие малой авиации в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)».

На днях  состоялось рабочее совещание председателя постоянного комитета  по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Голомаревой на тему: «Развитие малой авиации в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)».

В совещании приняли участие народные депутаты Ил Тумэна, представители министерств и ведомств республики, главы МО арктических и северных районов, приглашенные.

Елена Голомарева во вступительном слове сообщила, что когда ездила по своему округу – по пяти самым труднодоступным улусам республики, население в первую очередь ставит вопрос о транспортной доступности. В каждом улусе люди говорили о необходимости снижения стоимости авиабилетов, об обеспечении частоты и регулярности авиарейсов, как во внутренних линиях, так и внутри республики. Она подчеркнула, что проблема касается не только отдаленных улусов, в республике в зоне круглогодичного наземного транспортного сообщения проживает всего 15 проц. населения, более 90 проц. территории имеет лишь сезонную транспортную доступность.   

Народный депутат отметила, что в стенах парламента депутаты не раз поднимали эту проблему и в ходе обсуждения не раз подчеркивали важность решения данного вопроса в целях определения совместных с правительством республики дальнейших действий по  развитию малой авиации и транспортной доступности в Якутии в целом. 27 июня 2022 года Комитетом по федеративному устройству, региональной политике и делам Севера был проведен круглый стол, где спикер парламента Якутии Алексей Еремеев выступая перед сенаторами сказал, что транспортная система для региона -  это не только одна из «кровеносных артерий» якутской экономики. Ее развитие прямо влияет на обеспечение мобильности жителей региона и повышает качество жизни граждан, проживающих в Якутии. 

«О расширении возможностей использования малой авиации мы говорим уже несколько лет. На севере люди очень терпеливые, но к какому-то решению мы рано или поздно должны прийти. Развитие малой авиации в Якутии, которое имеет огромное социальное значение, невозможно без обновления и приобретения воздушных судов. По словам специалистов, пассажирские перевозки на «Байкале» могут начаться лишь с 2026-2027 года. Значит, нам нужно искать какой-то выход из ситуации. Мы собрали вас, чтобы услышать ваше мнение», - сказала народный депутат.

1000

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Ольга Рафаилова проинформировала, что одним из важнейших направлений деятельности по развитию малой авиации в республике является восстановление сети посадочных площадок для приема воздушных судов типа Ан-2/3 и ЛМС-901 «Байкал».                                                                                                                                                        Как она сообщила, в перечень авиаплощадок Арктической зоны, требующих реконструкции и строительства включено 59 площадок, в том числе 54 муниципальные и 5 площадок запланировано для совместного базирования с Минобороны РФ. В 2022 году из средств государственного бюджета республики было предусмотрено субсидирование расходов в объеме 25 млн. рублей (99,8 %). Исполнение программы позволило обеспечить светосигнальным оборудованием 24 посадочные площадки и проведение текущих ремонтных работ на 6 посадочных площадках.

По поводу обновления парка воздушных судов Ольга Рафаилова пояснила, что внутриулусные авиаперевозки  выполняются воздушными судами Pilatus PS-6, Ан-2/3, Л-410, Ми-8. При этом в 2022 году из 157 маршрутов, только 60 были выполнены на самолетах Ан-2/3, Pilatus и Л-410. 97 маршрута обслуживались вертолетами Ми-8.  

«Такая ситуация обусловлена как ограниченным числом посадочных площадок для приема самолетов, так и структурой флота республиканских авиакомпаний. Так в составе флота АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» имеется 13 воздушных судов Ан-2/3, из которых исправно 6 и 25 вертолетов Ми-8, из которых исправно 20. Поддержание летной годности воздушных судов Ан-2/3 затруднено техническим обслуживанием их двигателей, которые в настоящее время в России не выпускаются.  

Правительством РФ в Комплексной программе развития авиационной отрасли РФ до 2030 года для местных внутрирайонных маршрутов предусмотрено производство самолета ЛМС-901 «Байкал». Начало выпуска планируется с 2024 года, всего планируется производство 154 воздушных судна. Сегодня АО «Авиакомпания «Аврора» заключен договор лизинга на 10 самолетов ЛМС-901 «Байкал». Всего авиакомпанией планируется приобретение 115 самолетов для обеспечения транспортной доступности на Дальнем Востоке России», - сообщила заместитель министра.

На вопрос народных депутатов о субсидировании внутриулусных авиаперевозок она ответила, что программа авиаперевозок по социально значимым маршрутам без возрастных ограничений осуществляется по 157 маршрутам в 23 районах региона. Из государственного бюджета республики финансируется в среднем 70 проц. стоимости экономического тарифа. На 2023 год планируется сохранение объемов субсидирования социально значимых авиаперевозок на уровне прошлого года.  

Ольга Рафаилова при этом отметила, что в сложных климатических условиях северного региона, учитывая высокую стоимость авиационного топлива и аэропортовых сборов, транспортно-логистические и кадровые проблемы, низкую платежеспособность населения, развитие малой авиации невозможно без комплексной государственной поддержки.

Исполнительный директор НП «Росавиацентр», председатель КРК МОО «Ассоциации полярников» Владимир Скоропупов как практик и сторонник возрождения безопасной, экономичной и эффективной эксплуатации самолета Ан-2, сообщил свое видение решения проблемы малой авиации на севере.

1001

«На мой взгляд, сегодня в условиях санкционной блокады, как никогда возникла необходимость восстановления имеющегося потенциала авиационной техники. В этой связи, крайне важно разработать и наладить производство отечественной авиационной техники, предназначенных для эксплуатации,  в том числе в суровых условиях Севера. В настоящее время в авиационных реестрах России  находится около 800 Ан-2, из которых сегодня эксплуатируется 360. В Якутии если в 2000 году их было около 100, то сегодня осталось порядка 15 самолетов. Для восстановления этих самолетов имеются все возможности  на заводах ДОСААФ и частных предприятиях. Тем более, по сообщению минтранса республики, поддержание летной годности воздушных судов Ан-2/3 затруднено техническим обслуживанием их двигателей. Наше предложение: чтобы не гонять весь самолетно-моторный парк в такую даль на ремонтные заводы, нужно организовать на местах на базе ваших АТБ и объединить усилия нашего предприятия, мы можем направить вам опытных специалистов по двигателю и планеру. Это гораздо выгоднее и эффективнее, чем гонять самолеты на ремонт, - предложил Владимир Скоропупов.   

Учредитель авиаремонтного предприятия «Мотор», Почетный полярник России Юрий Петров рассказал, что на производственной площади авиаремонтного предприятия в Омске разработан самолет на базе Ан-2 арктического варианта «Русская Арктика». Государственный заказ по ремонту этих самолетов  до 2025 года  позволит направить в регионы дополнительно 400 самолетов и 50 вертолетов Ми-2. Наряду с ремонтом предприятие ведет экспериментальные работы по созданию самолетов для полетов в условиях Крайнего Севера.

Как считают ветераны авиации, попытки возможными рыночными мерами сохранить структуру авиационного обеспечения в течении 30 лет, не оправдали себя. Возможно в рамках реализации национальных проектов, коррекция которых проводится для внесения в бюджет, предоставить предложения – обоснования  для обеспечения финансирования госзаказа на решение социальной задачи по обеспечению транспортной доступности населения и возвращение малой авиации в Арктику.  

Заместитель генерального директора АО «Полярные авиалинии» по производству Дмитрий Николаев ответил, что в данное время контрольно-восстановительные работы проводятся своими силами «С начала года, выполнены работы на  7 воздушных судах, исправленными на сегодня считаются 4 воздушных судна, которые задействованы в работе авиалесоохраны. Еще две машины ждут ремонта ввиду отсутствия комплектующих изделий, особенно для двигателей, силовых установок, что усложнено санкциями. Более скрупулезную работу по ремонту парка воздушных судов провести возможно, но при восстановлении такого большого воздушного парка возникает вопрос – а куда мы будем летать? Сегодня социальные рейсы в основном выполняются Ми-8 из-за отсутствия посадочных площадок, пригодных для приема Ан-2. Нужно понимать, что изменилось законодательство за последнее время и авиаплощадки требуют как минимум аэронавигационного паспорта, отдельного вида допуска. Кто будет заниматься этим вопросом. Нужно принятие комплексной программы по восстановлению авиационных площадок для обеспечения транспортной доступности», - ответил он.

Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) Михаил Погодаев назвал основными сдерживающими факторами развития отрасли - низкую платежеспособность населения, ограниченный пассажиропоток, отсутствие подходящих воздушных судов для перевозок в арктических условиях, издержки из-за особенности эксплуатации аэропортов, усиленных требований обеспечения авиационной безопасности. Также отдельная проблема связана с подготовкой летного состава для арктических районов,  отсутствие специальных норм и требований для малых аэродромов, обеспечение авиационным топливом арктических районов, проблема нехватки технических ресурсов и дороговизна обновления авиапарка. Отдельная задача стоит по восстановлению авиаплощадок в малых поселениях, которых на сегодня более 70.

«Все же, несмотря на некоторые положительные сдвиги, необходимо признать, что нормативное регулирование по малой авиации отстает от темпа развития жизни и объективно становится препятствием для решения задач государства, стратегии развития региона, развитию бизнеса в Арктике», - сообщил Михаил Погодаев.  

Представитель общественности Жиганского улуса Елена Храмова отметила, что специалистам населенных пунктов сложно подготовить аэронавигационные паспорта. Кроме того, поступает очень мало субсидированных билетов, которые раскупаются в марте и большинству населения они недоступны. Сегодня в сезон отпусков люди  не могут выехать из района ввиду большого накопления пассажиров и отсутствия дополнительных рейсов. Некоторые вынужденно добираются на моторке, но 764 км ехать на моторке по Лене очень рискованно. Один раз в месяц ходит судно «Аржаков», что ситуацию не спасает. Что касается вопроса подготовки местных кадров, то молодые люди из Арктики, к сожалению, не могут пройти медкомиссию для поступления в летное училище. А вот техников, инженеров можно было бы готовить целевым отбором.

Глава Среднеколымского улуса Иван Лаптев сообщил, что поселения могли бы сами сделать грунтовые полосы, но встречаются с трудностью в оформлении документов. Он предложил оформить требуемую документацию централизованно. «Если раньше Ан-2 осуществлял регулярные рейсы 4 раза в неделю, то сегодня Ми-8 летает раз в 10 дней, и то при полной загрузке и хорошей погоде. Людям иногда приходится ждать рейса месяцами. Взлетно-посадочная полоса  аэропорта Среднеколымска сегодня принимает по 10 рейсов в неделю, так как выполняются стыковочные рейсы через наш аэропорт. Пассажиропоток составляет 27 тыс. человек. Но реконструкция аэропорта до сих пор не завершена, тогда как в это же время проводятся эти работы в Хандыге, Сангарах, где пассажиропоток составляет всего 1700 человек. Мы не можем понять, в чем приоритетность выбора  при строительстве аэропортовой инфраструктуры». 

Народный депутат Сахамин Афанасьев по итогам обсуждения пришел к выводу, что районы ограничены в организационных, технических, финансовых ресурсах и надо эту тему обсуждать в более широком формате. «Главы районов очень объективно все рассказали и высветили те проблемы, где есть недоработки со стороны курирующих министерств и ведомств. Это неэффективное использование авиаплощадок, вследствии чего идет увеличение вертолеточасов.  Стоимость одного часа полета вертолета Ми-8 – 450 тысяч рублей в час. Во-вторых, нужна организационно-техническая помощь главам поселений, они не специалисты по подготовке площадок для приема воздушных судов. Есть перекосы и по строительству аэропортовой инфраструктуры. Все эти проблемы напрямую влияют на качество жизни северян. Поэтому к теме стоит вернуться и обсудить в более широком формате: что сделано и что нужно делать для развития малой авиации. Мы должны видеть четкую схему: какие нужны ресурсы для развития малой авиации в арктической зоне РС (Я), постановку проблемы и ее решение, чтобы наладить комплексную работу по озвученным вопросам, в т. ч. кадровую проблему,  обновление авиапарка и т.д. Любые варианты оправдания региональных перевозок с точки зрения окупаемости ни к чему не приведут – перелеты на малые расстояния внутри страны всегда будут убыточны. И это проблема не только России. Государство дотирует малую и среднюю авиацию во всех странах, в том числе и в развитых», - сказал парламентарий.

Елена Голомарева подытоживая итоги совещания сказала, что региону площадью в три миллиона квадратных километров самым оптимальным решением могло бы стать использование небольших самолетов, но этому мешает целый клубок проблем, который много лет так и не удавалось до конца распутать. В советские годы почти все населенные пункты на Крайнем Севере связывали друг с другом около 130 самолетов Ан-2. Сейчас на весь север их осталось 13, из которых исправны 6, но и они устарели морально и физически. Из 25 вертолетов Ми-8, исправно 20. По данным Росавиации на 2022 год в Якутии 160 авиаплощадок. На 90 из них выполняются социально значимые рейсы, однако всем требованиям соответствуют лишь 11 площадок. Необходимо ежегодное выделение средств из федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я) для обновления парка воздушных судов, восстановления посадочных площадок для приема воздушных судов малой авиации. В связи с чем, нам всем надо объединить усилия и минтрансу республики необходимо обновить или принять новую Концепцию развития малой авиации и осенью вернуться к этому разговору.

Пресс-служба Ил Тумэна

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением