Дьявол — в мелочах
С 1 июля произошло повышение тарифов на услуги ЖКХ. Согласно постановлению Правительства, индексация в разных регионах составила от 4 до 15 процентов. Для Москвы, например, кабмин предписал повысить тарифы не более чем на 11 процентов, в Санкт-Петербурге — до 9,8 процента, а в Подмосковье — до 10,7.
Проанализировав две платежки, жительница московского района Хорошево-Мневники выяснила, что тариф по холодной воде у нее вырос на 15 процентов — с 50,93 рубля за кубометр до 59,8 рубля, по горячей воде — на 10 процентов, с 243,16 до 272,14 рубля, за водоотведение — на 13 процентов, с 39,97 до 45,91 рубля, а на содержание жилья — всего лишь на 0,12 процента, с 33,29 до 33,33 рубля, причем из этой суммы за вывоз мусора взимают 7,34 рубля.
По другую сторону МКАД — для жительницы Химок холодная вода подорожала с 32,52 до 36,19 рубля за куб (10 процентов), содержание и текущий ремонт жилья — с 45,96 до 49,66 (7 процентов), вывоз мусора — с 9,74 до 10,04 рубля за квадратный метр (3 процента), зато взнос на капремонт подскочил на 22,2 процента — с 14 до 18 рублей. В Москве же минимальный размер взноса на капремонт повысили еще с Нового года — с 24,09 рубля до 25,58 рубля (5,8 процента).
«Люди жалуются на тарифы, а реально речь идет о платежах. Правительство утверждает предельный индекс среднего повышения тарифов, а вес этих тарифов разный. Наиболее тяжелый — тариф на тепло. А вот тариф на газ, который в Петербурге повысили на 25 процентов, не вызвал особого возмущения, потому что сам платеж маленький», — пояснил «Парламентской газете» сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.
Эксперт подчеркнул, что платежи граждан в последние годы очень сильно выросли за счет появления двух новых строк: за вывоз мусора и капремонт. Так, по его словам, тариф за вывоз мусора в Санкт-Петербурге, когда его только ввели, составлял 3 рубля с квадратного метра и был «зашит» в содержание жилья, а сейчас он поднялся до 8,5 рубля. На момент появления фонда капитального ремонта этот взнос в Северной столице установили на уровне 2 рублей за «квадрат», а сейчас он около 13 рублей.
«В ЖКХ часто манипулируют платежами, а не тарифами. Например, в моем садоводстве газа нет, люди отапливают дома электричеством, и их счета зимой доходят до 15 тысяч рублей. Произошло очевидное манипулирование — сельский тариф, относительно низкий, заменили тарифом для СНТ и таким образом повысили на 20 процентов. Кроме того, тот, кто живет все лето на даче, и вывоз мусора оплачивает дважды: в своем СНТ и в городской квартире. Дьявол, как известно, кроется в мелочах, и таких мелочей в ЖКХ, к сожалению, очень много», — отметил Голов.
Объективные причины
Вопросы утверждения тарифов входят в компетенцию региональных властей, на федеральном уровне Правительство может устанавливать только их предельную индексацию. При этом она охватывает все услуги в целом, а не каждую в отдельности, а капитальный ремонт ей вообще не подчиняется, так как это не коммунальная и не жилищная услуга.
Единственным представителем федерального Правительства, кто комментировал причину разности тарифов в регионах, был Виталий Мутко. В должности вице-премьера в 2019 году он заявил, что на это есть «объективные причины»: разные условия водоподготовки, теплоснабжения, «в каком-то населенном пункте котельная работает на газе, а в соседнем — на мазуте, протяженность сетей различная, что также влияет на стоимость ресурсов». Но каждый год этот «дисбаланс» между регионами сокращается, «в том числе и через тарифное регулирование», заверил он.
На сайте МособлЕИРЦ на вопрос, почему даже в пределах одного региона в разных населенных пунктах коммунальные услуги стоят неодинаково, указывают на разницу в инфраструктуре поселений, степень благоустройства жилищного фонда, объем реализации коммунальных услуг, уровень энергоемкости установленного оборудования, степень изношенности сетей и оборудования, а также «особенности технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организацией».
«Тарифы должны регулировать региональные власти. И они с этим отлично справляются. Почти вся инфраструктура и управляющие компании находятся под их контролем. Рынка ЖКХ у нас нет. Поменять управляющую компанию практически невозможно, если она жильцов не устраивает, но устраивает администрацию. Мы находимся в полной власти у местных властей по жилищным услугам и у монополистов — по коммунальным. Энергетики, газовщики — монополисты на федеральном уровне, а теперь еще монополизировали вывоз мусора и капитальный ремонт», — отметил Анатолий Голов.
Источник Парламентская газета
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0