Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -8 oC

Создание первой формы государственности Якутии — Якутской Автономной Советской Социалистической Республики – стало для народов, населяющих Якутию, событием громадного исторического значения, позволило им достичь множества творческих, социальных, экономических высот. Значимость и судьбоносность якутской автономии в составе РСФСР нисколько не умаляется, даже несмотря на переоценку некоторых аспектов истории советского периода.

Создание первой формы государственности Якутии — Якутской Автономной Советской Социалистической Республики – стало для народов, населяющих Якутию, событием громадного исторического значения, позволило им достичь множества творческих, социальных, экономических высот. Значимость и судьбоносность якутской автономии в составе РСФСР нисколько не умаляется, даже несмотря на переоценку некоторых аспектов истории советского периода.

Однако специфика государственной власти, сложившаяся к концу существования СССР, выражалась в том, что многие важные сферы, такие как связь, транспорт, высшее и среднее специальное образование и т. д., оставались в непосредственном ведении СССР и РСФСР. К самостоятельному ведению автономной республики «сверху» был отнесен  сильно ограниченный круг вопросов, которые АССР решала также под контролем РСФСР. Вопросов, составлявших сферу исключительного ведения АССР, практически не существовало.

В хозяйственной сфере возможности автономной республики были очень ограниченными, большинство промышленных предприятий республики подчинялись отраслевым союзным министерствам, объединениям, комбинатам и т.п. Даже предприятия местного значения относились к соответствующему отраслевому ведомству РСФСР и управлялись совместно. Лишь управление и руководство сельским хозяйством и бытовым обслуживанием населения осуществлялось через ведомства Совета Министров АССР. Это существенно снижало возможности автономных республик в собственном развитии.

С середины 1980-х годов в СССР начались кризисные явления, связанные с падением темпов социально-экономического роста, снижением эффективности общественного производства, продуктивности сельского хозяйства, приведшие к периоду перестройки в 1985–1991 гг. – масштабным переменам в идеологии, экономической и политической жизни. Эти реформы провалились, их цели не были достигнуты. Центральная власть утратила контроль над инициированными процессами, критические последствия перестройки привели к невозможности создания нового федеративного государственного устройства СССР, в котором должны были быть кардинально расширены полномочия как союзных, так и автономных республик. Все это привело в 1991 г. к распаду СССР.

Декларация о государственном суверенитете Якутии

В результате всех этих процессов 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР подавляющим большинством голосов была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В ней подтверждалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей РСФСР.

Вслед за Россией 27 сентября 1990 г. Верховный Совет ЯАССР XII созыва принял Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР, с которой начался новейший этап развития государственности Якутии.

Декларация объявила государственный суверенитет Якутии, как государства в составе обновленной РСФСР. В Декларации было особо отмечено, что предыдущий статус автономной республики не соответствовал основополагающим принципам правового государства, ограничивал права республики и тормозил ее социально-экономическое развитие.

В соответствии с новым статусом республики, были определены и ее новые цели: стать полновластным хозяином на своей земле, распоряжаться ее природными ресурсами, проводить самостоятельную внутреннюю социально-экономическую политику, возрождать традиционную духовную культуру народов республики. При этом Республика Саха (Якутия) всегда позиционировала себя, как равноправный субъект федеративного Российского государства, и осознавала, что ее подлинный экономический, социальный, культурный и духовный расцвет возможен исключительно, как неотъемлемой части России.

Становление новой модели государственности Якутии

f0ca5bc9 7e31 4168 9eae f7e82defa035

Период становления новой модели государственности Якутии неразрывно связан с именем первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева. Он активно проводил принципиальную политику по вопросам федерализма и развития федеративных отношений в Российской Федерации. Под его руководством Республика Саха (Якутия) принимала непосредственное участие в обновлении и развитии российской модели федеративного государства, строила и укрепляла национальную государственность республики в рамках Российской Федерации.

Одним из главных итогов политики М.Е. Николаева стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Михаил Ефимович являлся убежденным сторонником подписания Федеративного договора и сохранения России как единого государства, справедливо полагая, что это является безальтернативным путем к единству и процветанию государства.

Принципы федеративного устройства государства, установленные Федеративным договором 1992 г., отразились в Конституции Российской Федерации, принятой на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Основной закон России стал прочной основой современной российской государственности, стабильного и сильного федеративного государства.

b1cab1a0 75e7 4505 a6db b0a8c4f4bcd3

Необходимо отметить, что последовательная позиция, вся деятельность М.Е. Николаева – патриота нашей республики и России – с самого начала была направлена на укрепление нашего общего дома – Российской Федерации. Не случайно подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г. предшествовало принятию Конституции Республики Саха (Якутия). Это было продиктовано осознанием того, что для Якутии государственное единство с Россией – общая историческая судьба, уважение к деяниям наших предков, любовь к Отечеству, стремление к процветанию России, в состав которой Якутия вошла ровно 390 лет назад.

Основополагающей вехой построения новой модели государственности Якутии стало принятие 4 апреля 1992 г. Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Она закрепила основы общественного строя, национально-территориальную организацию республики, принципы организации и деятельности органов государственной власти, основные принципы избирательной системы и правосудия, официально устанавливала, что земля, ее недра и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Саха (Якутия).

Следующим важнейшим, корневым вопросом жизнеустройства новой государственности республики стал вопрос собственности. Без собственности все предпринятые в предыдущем шаги грозили превратиться в бессодержательное декларирование. На разных уровнях власти страны были влиятельные противники распределения государственной собственности между Россией и Якутией. Многогранная и сложная работа по убеждению высшего руководства страны в необходимости договориться и определить собственников завершилась подписанием 25 ноября 1992 г. Соглашения о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия).

6d0e7016 143d 4bce 8741 44ce498d85fb

Громадным достижением Якутии стала передача в государственную собственность республики объектов промышленности, связи, транспорта. Республика стала владеть такими крупными предприятиями, как «Якутуголь», «Якутлес», «Якутскэнерго», «Якутгазпром», «Сахателеком», а также всеми разрабатываемыми и разведанными месторождениями алмазов, золота, нефти, газа и каменного угля. Якутия получила право выкупать по себестоимости 20 % ювелирных алмазов и 10 % золота, добытых в республике. Второй большой победой стало создание акционерной компании «Алмазы России – Саха» (АЛРОСА), соединившей в одну цепочку добычу, оценку и реализацию драгоценных камней. С тех пор Якутии и ее улусам принадлежат 33 % акций компании. Все это дало возможность якутянам создавать свои алмазогранильные и ювелирные предприятия.

Важнейшим этапом в развитии федеративных отношений и укреплении государственного статуса Республики Саха (Якутия) явилось подписание 29 июня 1995 г. Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), а также 15 межправительственных соглашений к Договору, заложивших основы экономических взаимоотношений России и Якутии.

В новом государственно-правовом статусе, с новым объемом своих полномочий, признанных Федеративным договором 1992 г. и Конституцией Российской Федерации 1993 г., Республика Саха (Якутия) сумела пережить относительно спокойно 90-е годы, сохранив социальную стабильность, межнациональный мир и согласие. Появились стимулы для национального возрождения и развития национальной культуры, сфер образования и здравоохранения. Экономическая самостоятельность республики позволила создать Целевой фонд будущих поколений, на средства которого были построены многие социальные объекты: школы, корпус факультетов естественных наук ЯГУ, хореографическое училище, аэровокзал, Саха театр и другие. Были созданы Международный фонд «Дети Саха-Азия», крупнейший Национальный фонд возрождения «Бар±арыы». Построены Национальный центр медицины, Высшая школа музыки, Дворец спорта «50 лет Победы» и множество других спортивных объектов.

Таким образом, благодаря выдающейся деятельности основоположника современной Якутии М.Е. Николаева и принятым фундаментальным документам, прежде всего, Соглашению о разграничении собственности, была заложена прочная основа дальнейшего социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Полученная в то время собственность стала базой и основным капиталом для развития современных отраслей экономики Якутии.

Достижения Республики Саха (Якутия)

Успехи и достижения новой формы государственности – Республики Саха (Якутия) умножали и укрепляли, возглавлявшие Якутию, В.А. Штыров (2002–2010 гг.) и Е.А. Борисов (2010–2018 гг.).

f72974cb aa78 4396 b535 d839325e100e

Под руководством В.А. Штырова республика вышла на новый уровень промышленного развития. Республика Саха (Якутия) первой среди субъектов Российской Федерации утвердила на федеральном уровне стратегические документы социально-экономического развития – Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и крупнейший инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Были введены в эксплуатацию важнейшие инфраструктурные объекты: Светлинская ГЭС и Талаканская ТЭС, развитие получили Амуро-Якутская железная дорога, федеральные автодороги «Вилюй» и «Колыма», проведен магистральный газопровод в заречную группу улусов через реку Лену и построена первая очередь магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Е.А. Борисов продолжил диверсификацию экономики республики, основанную на новых отраслях промышленности, и взял курс на совершенствование инвестиционной политики, создание институтов развития и поддержку малого и среднего бизнеса. В годы его руководства республикой введен в строй газопровод «Сила Сибири» в Китай из месторождений Якутии и Иркутской области, построена Якутская ГРЭС-2, освоены нефтегазовые месторождения Западной Якутии, созданы территории опережающего социально-экономического развития. В этот период значительно увеличены расходы на поддержку сельского хозяйства, принят республиканский закон о развитии сельского хозяйства Якутии.

Реализованные при предыдущих главах республики глобальные проекты стали ключевыми для развития Якутии и всего Дальнего Востока.

Сегодня развитие нашей республики продолжается под руководством А.С. Николаева. Принят указ о стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), а также указы, определившие стратегию республики в сфере образования, сельского хозяйства, инновационного и цифрового развития. Глава Якутии проводит политику создания условий для развития высокотехнологичных отраслей бизнеса, местного производства, секторов цифровой и креативной экономики, человеческого капитала.

За последние десятилетия Республика Саха (Якутия) достигла высоких результатов. Основной индикатор экономического развития – валовой региональный продукт (ВРП) в физических объемах увеличился в 16 раз с 2000 г. Так, ВРП республики в 2000 г. составлял 82 млрд рублей, в 2010 г. – 387 млрд рублей, в 2015 г. – более 747,5 млрд рублей, а по итогам 2021 г. объем ВРП составил 1 трлн 300 млрд рублей.

Промышленное производство в республике за последние пять лет ежегодно показывало рост в 7–12 %, что превышало среднероссийские 2–3 % в год. В итоге сегодня Якутия занимает лидирующие позиции по объему ВРП, инвестициям и налоговым поступлениям и формирует 20 % совокупного объема ВРП Дальнего Востока России.

Якутия стала одним из наиболее перспективных регионов России для инвестиционной деятельности. В настоящее время в республике реализуются крупные мегапроекты в сфере добычи полезных ископаемых и энергетики, создано две территории опережающего развития (ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы» и ТОР «Южная Якутия»).

В 2021 г. обновлены исторические максимумы добычи в республике полезных ископаемых: угля – 31 млн тонн, золота – 42 тонны, нефти – 17,2 млн тонн. Для сравнения, в 2000 г. добыча угля составила 10 млн тонн, золота – 17,3 тонны, нефти – 344,8 тыс. тонн.

Якутия является единственным регионом в России, где принят уникальный закон об этнологической экспертизе, благодаря действию которого оценивается ущерб, наносимый исконной среде обитания коренных малочисленных народов Севера в результате деятельности недропользователей.

Власти республики заключают взаимовыгодные соглашения с крупными компаниями-недропользователями, такими как «АЛРОСА», «Полиметалл», «Колмар», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» и другими, о социально-экономическом сотрудничестве. Компании берут на себя обязательства по программам финансирования производственной и социальной инфраструктуры, сохранению рабочих мест, по заработной плате, дополнительному финансированию национальных и региональных социальных программ, благотворительности, устанавливаются договорные отношения с общинами КМНС.

В Республике Саха (Якутия) ведется комплексная работа по социально-экономическому развитию сельских территорий, включая мероприятия по созданию благоприятных условий для проживания в сельской местности, повышению уровня занятости и обеспечению материальной стабильности сельских жителей.

Мощный импульс для развития экономики и социальной сферы республика сегодня получает от реализации 44 региональных проектов, включенных в состав 11 национальных проектов России, инициированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Национальные проекты позволяют решить множество задач, начиная от создания благоприятных условий для занятий спортом, новых возможностей для бизнеса, получения качественного образования и медицинской помощи, заканчивая сохранением экологии. С каждым годом увеличиваются суммы финансирования этих проектов, за 3 года на реализацию нацпроектов в республике выделено свыше 94 млрд рублей.

Устойчивость основных секторов экономики обеспечивает стабильный прирост доходов государственного бюджета республики: в 2021 г. они составили уже более 320 млрд рублей. Это позволяет руководству республики придать бюджету социально ориентированный характер: доля социальных расходов в бюджете составляет 56 %. На 1 января 2022 г. финансирование образования, культуры, здравоохранения, социальной политики и спорта из бюджета республики составляет более 190 тысяч рублей на одного жителя республики, что является одним из самых лучших показателей в Российской Федерации.

С момента обретения Якутией экономической самостоятельности активно развивается социальная инфраструктура. Только за последние пять лет простроено 249 социальных объектов: 44 школы и 2 объекта профессионального и дополнительного образования, 7 зданий учреждений социального обеспечения, 90 детских садов, 35 культурных, 46 медицинских и 25 спортивных объектов.

Растут доходы населения республики: реальная заработная плата с 2010 г. выросла в 1,5 раза, денежные доходы – на 14,2 %, реальный размер пенсии – на 25,5 %. И самое важное – ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 63,7 лет в 2000 г. до 71 года, что объективно является лучшим показателем среди регионов Дальнего Востока.

Дальнейшее развитие Якутии связано с реализацией собственной Стратегии социально-экономического развития до 2032 г. с целевым видением до 2050 г., в которой целевыми задачами являются: устойчивый рост реальных доходов населения, развитие конкурентоспособных базовых отраслей экономики и несырьевых экспортно-ориентированных отраслей.

В условиях осложнения международной обстановки и беспрецедентного санкционного давления западных стран Россия проводит политику «поворота на Восток», последовательно укрепляет торгово-экономические связи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в центр передовой экономической активности и международного сотрудничества. Дальний Восток и вся Сибирь становятся основным драйвером экономического роста России в XXI веке.

Якутия, как часть Дальнего Востока, всегда была ориентирована на торговлю с Восточной Азией: сегодня Якутия торгует нефтью и газом с Китаем, углем с Японией, Китаем и Южной Кореей, алмазами с Индией. Цветные металлы, сурьма и другие экспортные товары всегда находили своего покупателя в Азии. Золото, серебро и редкоземельные металлы, имеющие большую стоимость на мировых рынках, продолжат пополнять валютные запасы страны. Это позволит нам пройти сложный период без большого ущерба.

Таким образом, Якутия прошла путь от отсталой национальной окраины до одного из динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Сто лет назад Максим Аммосов, Платон Ойунский, Исидор Барахов и их соратники видели будущее Якутии в составе России как развитого, в социально-экономическом и культурном отношении, региона. По результатам комплексной экспедиции Академии наук СССР 1925–1930 годов были намечены перспективы развития нашей республики на десятилетия вперед. Развитие базовых отраслей в последние 30 лет продолжает реализацию планов основателей республики по комплексному социально-экономическому развитию Якутии.

Республика Саха (Якутия) встречает 100-летие образования Якутской АССР в статусе равноправного субъекта Российской Федерации, который обладает большим потенциалом как для собственного развития, так и для весомого вклада в развитие и процветание нашей великой Родины – Российской Федерации.

А.И. Еремеев, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Олохтоох салайыныы

Таатталар түмсэллэр

Муус устар 24 күнүгэр Таатта улууһун баһылыга Айаал Бурцев Дьокуускайга олорор биир…
26.04.24 13:24