Зимняя радость
И, знаете, любит он настоящую якутскую зиму! Такую, чтоб лютая стужа под минус 50 и пробирало морозцем до самых до косточек. Вот в это время, в самый седой и густющий туман он и собирает почитателей своего творчества на выставку — поглядеть на его работы. А заодно отогреть людей теплом и светом, от картин исходящим.
В 2020 году выставка Иннокентия КОРЯКИНА в НХМ тоже прошла в лютую стужу под Новый год. А в прошлом году — в Краеведческом музее, и тоже — в самый мороз в декабре.
Люди шли толпами. Хочется, видно, нашему брату подпитаться энергетически, подзарядиться от его радужных картин бытия.
Я помню трогательные картины, на которых он с трепетом запечатлевал первое свидание — как он сумел до сих пор пронести в себе это нежное чувство?!
Помню славную девчушку, хозяйку алааса, взбивающую масло — эта картина теперь находится в НХМ.
Помню дух Байаная в заснеженном синем лесу, которого боятся и почитают охотники.
И рассказ о том, как он искал исчезающий вид якутской коровы, становящейся теперь редкостью — с тем, чтобы запечатлеть её на своем полотне и передать о ней память потомкам...
Родные образы
А вот что Иннокентий КОРЯКИН рассказал в этот раз:
— Олонхо несомненно повлияло на моё творчество. Во-первых, благодаря отцу — одному из иллюстраторов якутского героического эпоса «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний Платоном Ойунским, который был издан в 70-х годах минувшего века.
Я с детства любовался этими работами, рос на них, ими восхищался. И это, оказывается, работает до сих пор. И если говорят «олонхо», то перед глазами встают работы Владимира Карамзина, Элляя Сивцева, Иннокентия Корякина — моего отца. Ведь многие пишут на эту тему, но на первый план почему-то выходят работы этих художников.
Они создавали иллюстрации, работая, в основном, в городе. Мы, дети, ещё совсем маленькие, жили в Харбалахе, но знали, что идёт работа над олонхо. А когда книга вышла, я смотрел её и мне казалось, что это шедевр.
На моих картинах — мой народ, его быт, его жизнь, которую я стараюсь передать своим творческим языком. И если мои работы кажутся сказочными, то это, может, потому, что у меня такой характер — лёгкий.
Каких бы людей я не рисовал, в итоге выходит знакомый образ — моих родных. Не знаю, как это получается, словно мою руку ведет кто-то свыше. Я когда учился в институте, мой преподаватель, профессор Александр Покровский, глядя на мои работы с натуры — а это девушка славянской внешности — обычно восклицал: «Опять якутку написал!» Почему выходит якутка — не могу сказать, наверное, то, что хорошо знаешь изнутри, то и получается.
Особенные картины
Моя картина «Ключница» или «Хозяйка амбара» ездила во Владивосток, где в государственной картинной галерее на выставке «В ауре космоса» мы представляли современное искусство Якутии. И заняла там одно из центральных мест. Мы не вечны, наши картины должны радовать людей, поэтому эту картину я хочу передать в дар НХМ.
Работа «Свой берег» тоже участвовала в выставке, но уже в выставке Союза художников Дальнего Востока «Тихий Дальний» во Владивостоке. Она о том времени, когда Великая Отечественная война завершилась капитуляцией Японии, и якутский солдат возвращается на родину. За его спиной — те, кто уже никогда не вернется. Он стоит босой на сыром холодном берегу — так он ближе к своей земле и чувствует себя совершенного счастливым: вернулся живым.
Многие художники пишут на тему времен года, и я решил показать, какими глазами их вижу я — в образе девушек и цветов. Эта работа украсила обложку моего календаря на 2024 год.
В моих работах часто появляется лунная ночь — эта тема меня всегда очень трогает. Но я никогда не пишу с натуры — делаю это по памяти, на эмоциях — так, как это себе представляю. Вначале обязательно карандашный набросок — без этого никак. Иначе можно ошибиться. Некоторые художники, особенно выпускники репинской школы, пользуются старым проверенным способом: переносят свой рисунок на холст по квадратам. Я — нет. У меня свой собственный способ, не буду говорить какой, и это не проекция.
Некоторые мои картины оформлены в деревянные рамы, которые изготавливает для меня мастер по дереву Альберт Иванов. Например, «Жаркое лето». Мне кажется, такие рамы хранят тепло и передают его людям.
А вот картина «Ягодное лето» — образ бабушки вам показался знакомым? Нынче было очень ягодное лето, я сам собрал 6 литров земляники. Полдня ходил в лесу, и встретил там одну старую бабушку. Как она там оказалась, не знаю. Я-то на машине, а она — как? А ведь ходить там не так-то просто. Так что эта картина — из жизни.
И снова — темы войны. То, что не может не трогать. Отец рассказывал, как они с младшей сестрёнкой жили во время войны. Отец не вернулся со Сталинградской битвы, и дети остались сиротами — я запечатлел их образ. И другая картина — одинокий ветеран на берегу реки с георгиевской ленточкой на груди. О чем он думает, только одному ему известно.
Среди новых работ — «Забой скота» с вороном на переднем плане, постоянном спутнике таких событий. Он знает, что перепадёт и ему. Холодно. На дворе, быть может, конец октября — начало ноября — забой-то зависит от наступления холодов. Особо впечатлительным эта тема может не понравиться, но это — наша жизнь, моё детство.
А вот из романтического — картина называется «Белая ночь». Хорошо видна обнажённая девушка, которая сидит в амбаре со свечой в руках. Может, ждёт кого? Но если присмотреться внимательно, видно, что на двери висит мужская одежда...
А не тот ли это амбар, ключи от которого хранит та самая бабушка, которая ходит в тайгу по землянику и теперь нашла свое место в НХМ?
«Преодоление творчества отца»
Директор НХМ Влада ТИМОФЕЕВА:
— Это выставка необычная, с инсталляцией, каждый посетитель может завязать цветные ленточки — салама — с добрыми пожеланиями художнику: время-то волшебное, предновогоднее, когда всё, что ни пожелаешь, сбывается.
Картины Иннокентия Корякина обладают уникальным свойством: они очень хорошо ложатся на цифру и хорошо воспринимаются через компьютер, через интернет. Замечу: не каждый художник, тем более якутский, подвержен цифровизации. Это особое свойство композиции, цвета, цветопонимания. Корякин, с одной стороны, опирается на традиции, народное искусство, на миф и фольклор, но вместе с тем он очень современен. Его современность в том, что вся Россия вместе с зарубежьем смотрит и понимает это искусство через интернет.
Когда говорят о якутской династии, самое сложное — это преодоление творчества отца. Потому что, безусловно, это первый учитель, за которым идёт ребёнок. И очень важно, что художник ищет свой путь, свою тему. Иннокентий Иннокентьевич Корякин её нашёл. Он другой. Он узнаваем.
«Ни один сюжет не повторяется»
Доцент АГИКиИ, член-корреспондент Российской академии художеств Джулустан БОЙТУНОВ:
— Я знаком с работами его отца и как художника знаю его брата: мы с ним учились в Якутске, в художественном училище. А с Иннокентием сдружились в Красноярске, где учились в институте, только я уже на шестом курсе, а он только поступил. Мы всюду вместе ходили, а кроме того, занятия проходили в одном корпусе и мастерская была рядом. Так что я туда заглядывал и видел, как он пишет. А писал он быстро. Мы, бывало, пыхтим над одним полотном — у старшего курса они были большие. А у них, первых курсов, поменьше. Кеша иногда занятия пропускает, но придёт и быстро так всё напишет. Да и сейчас он так же быстро работает. И притом у него очень хороший цвет, и это было видно уже в институте.
Сейчас очень мало художников, которые пишут на жанровые темы. А это и в советское время было самым основным — чтобы картины писались интересно.
Он работает жанрово, сюжетно, и ни один сюжет у него не повторяется, каждый раз фантазия подсказывает ему что-то новое.
Что касается деревенского быта, деревенской жизни, которую он рисует на своих картинах, так это очень сейчас актуально. Люди ведь многое стали забывать — как раньше жили, чем пользовались, какие были нравы. А тут — пожалуйста, приводите на выставку детей, школьников, показывайте — они сами все увидят. Им понравится якутский быт.
50 лет – только начало
Народный художник Якутии Юрий СПИРИДОНОВ:
— Это очень оригинальная выставка: Иннокентий Корякин — художник с весьма интересным почерком. Я хорошо знал его отца, великолепного живописца Иннокентия Корякина. Он был дружен с Афанасием Осиповым, Афанасием Мунхаловым, другими, и был крепким живописцем, хоть и не учился ни в институте, ни в академии. За плечами у него было только художественное училище — он окончил его вместе со своим другом, известным якутским графиком Владимиром Карамзиным. И оба они были дружны до глубокой старости.
Мне всегда нравилась манера письма Иннокентия Корякина-старшего — он писал сочными мазками, очень фактурно.
У сына совсем другой почерк. Но в каком-то смысле, думаю, он превзошёл отца: у него очень много интересных сюжетных линий, выработался собственный стиль. На сегодня он, пожалуй, один из самых популярных художников, его любят охотники и просто любители природы, и чуть ли не в каждом доме висит календарь с его рисунками.
Иннокентий Корякин в самом расцвете сил. Сам говорит, 50 лет — только начало. Он великолепно владеет рисунком, создаёт чудесные композиции. Пусть только не останавливается на найденном, а открывает новые горизонты, работает и с натуры тоже, ведь так можно набрать больше цвета и живописной фактуры.
Я думаю, мы ещё увидим этого художника в обозримом будущем. Не каждый может достичь такого успеха, как он. Хочу пожелать ему, чтобы он больше радовал нас своими новыми работами.
Фото автора
- 6
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0