Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

Этот художник соткан весь из народных традиций и добрых чудесных фантазий. Даже рубашка на нем авторская — она из холста, на который перенеслись его драгоценные лоси, быки, и всадники.

Этот художник соткан весь из народных традиций и добрых чудесных фантазий. Даже рубашка на нем авторская — она из холста, на который перенеслись его драгоценные лоси, быки, и всадники.

Зимняя радость

И, знаете, любит он настоящую якутскую зиму! Такую, чтоб лютая стужа под минус 50 и пробирало морозцем до самых до косточек. Вот в это время, в самый седой и густющий туман он и собирает почитателей своего творчества на выставку — поглядеть на его работы. А заодно отогреть людей теплом и светом, от картин исходящим.

В 2020 году выставка Иннокентия КОРЯКИНА в НХМ тоже прошла в лютую стужу под Новый год. А в прошлом году — в Краеведческом музее, и тоже — в самый мороз в декабре.

Люди шли толпами. Хочется, видно, нашему брату подпитаться энергетически, подзарядиться от его радужных картин бытия.

Я помню трогательные картины, на которых он с трепетом запечатлевал первое свидание — как он сумел до сих пор пронести в себе это нежное чувство?!

Помню славную девчушку, хозяйку алааса, взбивающую масло — эта картина теперь находится в НХМ.

Помню дух Байаная в заснеженном синем лесу, которого боятся и почитают охотники.

И рассказ о том, как он искал исчезающий вид якутской коровы, становящейся теперь редкостью — с тем, чтобы запечатлеть её на своем полотне и передать о ней память потомкам...

 22

Родные образы

 А вот что Иннокентий КОРЯКИН рассказал в этот раз:

 — Олонхо несомненно повлияло на моё творчество. Во-первых, благодаря отцу — одному из иллюстраторов якутского героического эпоса «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний Платоном Ойунским, который был издан в 70-х годах минувшего века.

Я с детства любовался этими работами, рос на них, ими восхищался. И это, оказывается, работает до сих пор. И если говорят «олонхо», то перед глазами встают работы Владимира Карамзина, Элляя Сивцева, Иннокентия Корякина — моего отца. Ведь многие пишут на эту тему, но на первый план почему-то выходят работы этих художников.

Они создавали иллюстрации, работая, в основном, в городе. Мы, дети, ещё совсем маленькие, жили в Харбалахе, но знали, что идёт работа над олонхо. А когда книга вышла, я смотрел её и мне казалось, что это шедевр.

На моих картинах — мой народ, его быт, его жизнь, которую я стараюсь передать своим творческим языком. И если мои работы кажутся сказочными, то это, может, потому, что у меня такой характер — лёгкий.

Каких бы людей я не рисовал, в итоге выходит знакомый образ — моих родных. Не знаю, как это получается, словно мою руку ведет кто-то свыше. Я когда учился в институте, мой преподаватель, профессор Александр Покровский, глядя на мои работы с натуры — а это девушка славянской внешности — обычно восклицал: «Опять якутку написал!» Почему выходит якутка — не могу сказать, наверное, то, что хорошо знаешь изнутри, то и получается.

 23

Особенные картины

Моя картина «Ключница» или «Хозяйка амбара» ездила во Владивосток, где в государственной картинной галерее на выставке «В ауре космоса» мы представляли современное искусство Якутии. И заняла там одно из центральных мест. Мы не вечны, наши картины должны радовать людей, поэтому эту картину я хочу передать в дар НХМ.

Работа «Свой берег» тоже участвовала в выставке, но уже в выставке Союза художников Дальнего Востока «Тихий Дальний» во Владивостоке. Она о том времени, когда Великая Отечественная война завершилась капитуляцией Японии, и якутский солдат возвращается на родину. За его спиной — те, кто уже никогда не вернется. Он стоит босой на сыром холодном берегу — так он ближе к своей земле и чувствует себя совершенного счастливым: вернулся живым.

Многие художники пишут на тему времен года, и я решил показать, какими глазами их вижу я — в образе девушек и цветов. Эта работа украсила обложку моего календаря на 2024 год.

В моих работах часто появляется лунная ночь — эта тема меня всегда очень трогает. Но я никогда не пишу с натуры — делаю это по памяти, на эмоциях — так, как это себе представляю. Вначале обязательно карандашный набросок — без этого никак. Иначе можно ошибиться. Некоторые художники, особенно выпускники репинской школы, пользуются старым проверенным способом: переносят свой рисунок на холст по квадратам. Я — нет. У меня свой собственный способ, не буду говорить какой, и это не проекция.

Некоторые мои картины оформлены в деревянные рамы, которые изготавливает для меня мастер по дереву Альберт Иванов. Например, «Жаркое лето». Мне кажется, такие рамы хранят тепло и передают его людям.

А вот картина «Ягодное лето» — образ бабушки вам показался знакомым? Нынче было очень ягодное лето, я сам собрал 6 литров земляники. Полдня ходил в лесу, и встретил там одну старую бабушку. Как она там оказалась, не знаю. Я-то на машине, а она — как? А ведь ходить там не так-то просто. Так что эта картина — из жизни.

И снова — темы войны. То, что не может не трогать. Отец рассказывал, как они с младшей сестрёнкой жили во время войны. Отец не вернулся со Сталинградской битвы, и дети остались сиротами — я запечатлел их образ. И другая картина — одинокий ветеран на берегу реки с георгиевской ленточкой на груди. О чем он думает, только одному ему известно.

Среди новых работ — «Забой скота» с вороном на переднем плане, постоянном спутнике таких событий. Он знает, что перепадёт и ему. Холодно. На дворе, быть может, конец октября — начало ноября — забой-то зависит от наступления холодов. Особо впечатлительным эта тема может не понравиться, но это — наша жизнь, моё детство.

А вот из романтического — картина называется «Белая ночь». Хорошо видна обнажённая девушка, которая сидит в амбаре со свечой в руках. Может, ждёт кого? Но если присмотреться внимательно, видно, что на двери висит мужская одежда...

А не тот ли это амбар, ключи от которого хранит та самая бабушка, которая ходит в тайгу по землянику и теперь нашла свое место в НХМ?

28

27

«Преодоление творчества отца»

Директор НХМ Влада ТИМОФЕЕВА:

— Это выставка необычная, с инсталляцией, каждый посетитель может завязать цветные ленточки — салама — с добрыми пожеланиями художнику: время-то волшебное, предновогоднее, когда всё, что ни пожелаешь, сбывается.

Картины Иннокентия Корякина обладают уникальным свойством: они очень хорошо ложатся на цифру и хорошо воспринимаются через компьютер, через интернет. Замечу: не каждый художник, тем более якутский, подвержен цифровизации. Это особое свойство композиции, цвета, цветопонимания. Корякин, с одной стороны, опирается на традиции, народное искусство, на миф и фольклор, но вместе с тем он очень современен.  Его современность в том, что вся Россия вместе с зарубежьем смотрит и понимает это искусство через интернет. 

 Когда говорят о якутской династии, самое сложное — это преодоление творчества отца. Потому что, безусловно, это первый учитель, за которым идёт ребёнок. И очень важно, что художник ищет свой путь, свою тему. Иннокентий Иннокентьевич Корякин её нашёл. Он другой. Он узнаваем.

26

24

«Ни один сюжет не повторяется»

 Доцент АГИКиИ, член-корреспондент Российской академии художеств Джулустан БОЙТУНОВ:

— Я знаком с работами его отца и как художника знаю его брата: мы с ним учились в Якутске, в художественном училище. А с Иннокентием сдружились в Красноярске, где учились в институте, только я уже на шестом курсе, а он только поступил. Мы всюду вместе ходили, а кроме того, занятия проходили в одном корпусе и мастерская была рядом. Так что я туда заглядывал и видел, как он пишет. А писал он быстро. Мы, бывало, пыхтим над одним полотном — у старшего курса они были большие. А у них, первых курсов, поменьше. Кеша иногда занятия пропускает, но придёт и быстро так всё напишет. Да и сейчас он так же быстро работает. И притом у него очень хороший цвет, и это было видно уже в институте.

Сейчас очень мало художников, которые пишут на жанровые темы. А это и в советское время было самым основным — чтобы картины писались интересно.

Он работает жанрово, сюжетно, и ни один сюжет у него не повторяется, каждый раз фантазия подсказывает ему что-то новое.

Что касается деревенского быта, деревенской жизни, которую он рисует на своих картинах, так это очень сейчас актуально. Люди ведь многое стали забывать — как раньше жили, чем пользовались, какие были нравы. А тут — пожалуйста, приводите на выставку детей, школьников, показывайте — они сами все увидят. Им понравится якутский быт.

30

50 лет – только начало

Народный художник Якутии Юрий СПИРИДОНОВ:

— Это очень оригинальная выставка: Иннокентий Корякин — художник с весьма интересным почерком. Я хорошо знал его отца, великолепного живописца Иннокентия Корякина. Он был дружен с Афанасием Осиповым, Афанасием Мунхаловым, другими, и был крепким живописцем, хоть и не учился ни в институте, ни в академии. За плечами у него было только художественное училище — он окончил его вместе со своим другом, известным якутским графиком Владимиром Карамзиным. И оба они были дружны до глубокой старости.

Мне всегда нравилась манера письма Иннокентия Корякина-старшего — он писал сочными мазками, очень фактурно.

 У сына совсем другой почерк. Но в каком-то смысле, думаю, он превзошёл отца: у него очень много интересных сюжетных линий, выработался собственный стиль. На сегодня он, пожалуй, один из самых популярных художников, его любят охотники и просто любители природы, и чуть ли не в каждом доме висит календарь с его рисунками.

Иннокентий Корякин в самом расцвете сил. Сам говорит, 50 лет — только начало. Он великолепно владеет рисунком, создаёт чудесные композиции. Пусть только не останавливается на найденном, а открывает новые горизонты, работает и с натуры тоже, ведь так можно набрать больше цвета и живописной фактуры.

 Я думаю, мы ещё увидим этого художника в обозримом будущем. Не каждый может достичь такого успеха, как он. Хочу пожелать ему, чтобы он больше радовал нас своими новыми работами.

25

29

Фото автора

  • 6
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением