Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 7 oC

В Якутске 10 - 12 августа прошел VII съезд юкагирского народа. Участие в нем приняли 53 делегата из разных улусов республики, а также по видеосвязи – участники из Чукотского автономного округа, Магаданской области и г. Санкт- Петербург.

В Якутске 10 - 12 августа прошел VII съезд юкагирского народа. Участие в нем приняли 53 делегата из разных улусов республики, а также по видеосвязи – участники из Чукотского автономного округа, Магаданской области и г. Санкт- Петербург.

 

Язык юкагиров

О происхождении юкагирского языка известно столь же мало, сколько и о происхождении самих юкагиров. Их язык совсем не похож на языки соседних народов. Но если эти языки и относятся к уральской семье, то они отделились от нее очень давно – более восьми тысяч лет назад. 

В рамках съезда состоялся круглый стол на тему сохранения юкагирского языка, в котором приняли участие учителя, инициаторы языковых курсов, ученые-исследователи, разработчики учебных пособий. Все они высказали свои предложения по дальнейшему сохранению, развитию и популяризации юкагирского языка.

Как было отмечено на круглом столе, на сегодня известно два диалекта юкагирского языка – лесной и тундренный. Во время переписи 2010 года их объединили в один. При этом в базовой лексике двух этих диалектов наблюдаются серьезные отличия.

- Юкагирские языки разделились более 3000 лет назад. В этих двух диалектах даже счет разный. На лесном юкагирском языке, когда я обращаюсь к одному человеку, будет – «ходомодойот». Если же я обращаюсь к нескольким, то это уже будет – «ходомодойомот». А на тундренном языке приветствие звучит как «амучэчайлалэк», - сказал председатель Совета старейшин юкагирского народа Вячеслав Шадрин

Сегодня на тундренном языке разговаривают в районе Алазеи, в с. Андрюшкино, в низовьях Колымы, в с. Колымское и п. Черский, а на лесном - в с. Нелемное Верхнеколымского района и п. Сеймчан Магаданской области.

Как отметили участники съезда, сейчас юкагирский язык находится под угрозой исчезновения. В основном, языком свободно владеет только старшее поколение. 

- Обучение юкагирскому языку в нашем детском саду «Подснежник» ведется с 1992 года. Мы обучаем детей тому, чтобы они свободно говорили на разговорном уровне, а также знакомим воспитанников с культурой нашего народа. Учим петь и танцевать. Все это мы делаем для того, чтобы наш язык сохранился, - отметила воспитательница детского сада Марианна Курилова.

Для того, чтобы сохранить язык, юкагиры регулярно обогащают литературу – печатают книги, буквари, словари.

- Каждый народ имеет право на сохранение своей культуры, поэтому мы прививаем ученикам любовь к родному языку. Наши учителя в свободное время занимаются работой по созданию учебных пособий, хрестоматий. Этими пособиями на уроках пользуются все. В 2021 году был сделан настоящий прорыв в области изучения родного языка: Пана и Александра Прокопьевы выпустили словарь на языке лесных юкагиров. Словарь содержит свыше 5900 лексических единиц. Также были изданы книги и буквари. Напоследок хочу сказать, что проблема исчезновения нашего языка не сдвинется, если не повысят ставку переводчика, - сказала учитель Нелимнинской СОШ им. Николая Спиридонова Екатерина Аянитова.

По данным экспертов, в Якутии только в 40 школах из 70-ти в местах проживания коренных народов Севера изучают родной язык. Такая ситуация сложилась еще в советское время и до сих пор она не изменилась. Уже выросло не одно поколение родителей, которые не владеют родным юкагирским языком. 

 

Презентация книги

В рамках съезда также состоялась презентация книги «Волшебные сны. Легенды о древних душах - нунни» Ладины Куриловой, дочери известного юкагирского поэта и основоположника юкагирской письменности Гаврила Курилова – Улуро Адо.

 Я давно носила идею создания книги на этническую тематику для детей. Муж предложил написать книгу о своих детях – их у меня трое, поэтому в книге трое детей-героев - старший сын, девочка и маленький мальчик. Всё то, что там описывала, я переосмыслила из своей жизни, из своих наблюдений за людьми, взглядов и мировоззрения. Постепенно повествование перешло к тому, что я начала раскрывать тему бессмертия душ первых людей. Начинала её как детскую книгу, а в итоге ушла в духовную культуру юкагиров. Всё получилось очень плавно, легко. Я очень благодарна тем людям, которые меня поддерживали, — рассказала писательница.

Книга вошла в список социально-значимой национальной литературы, который субсидируется Правительством РС (Я).

Участники презентации были очень рады, что появился еще один инициативный, молодой автор.

Традиционная отрасль

Оленеводство и рыболовство – традиционные занятия юкагиров. Поэтому этот вопрос вызвал бурное обсуждение на съезде. 

Как выяснилось, оленеводство как традиционный уклад жизни юкагиров, сейчас все меньше привлекает молодежь. У молодых нет желания связывать себя с этой деятельностью, а старшее поколение в силу своего возраста уже не может достичь нужных результатов. Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе. 

- Традиционную отрасль в нашем районе мы пытаемся развивать с помощью социального контракта. Но, несмотря на все усилия, у нас наблюдается безработица. Ведь бюджет предусматривает финансирование учителей и врачей, поэтому традиционным промыслом мало кто занимается. Например, охотники даже не знают, куда девать пушнину. На охоту они тратят в два, а то и в три раза больше денег. Покупателей они находят сами, что, конечно, не совсем правильно, - отметил житель Верхнеколымского улуса Андрей Сонцов.

Этой весной в Якутии была зафиксирована вспышка неизвестной болезни оленей. Об этом рассказала представительница Аллаиховского улуса Виктория Архипова.

- В нашем селе Оленегорск имеется община, которая занимается разведением домашних северных оленей. Все было хорошо до недавних событий. Весной этого года, по неизвестной этимологии, у нас произошел большой падеж оленей. Перед уходом у них наблюдалось слабое состояние, выпадение шерсти, паралич задних конечностей. Мы не раз отправляли в лабораторию материалы на анализ, и каждый раз к нам приходил ответ, что у животного - бешенство. Но причиной падежа оленей могло послужить и другое заболевание, поэтому работа по изучению ведется и дальше.

Кроме этого, на съезде были подняты вопросы по снятию ограничения на рыболовство. Участники отмечали, что штрафы, сокращение объемов промышленного вылова рыбы негативно сказались на осуществлении хозяйственной деятельности. Данный вопрос остро стоит не только в нашей республике, но и по всей стране. Поэтому право коренных малочисленных народов Севера на рыбалку сейчас обсуждается на федеральном уровне.

Праздник Шахадьибэ

После обсуждения всех этих вопросов в местности Ус Хатын состоялся ежегодный республиканский праздник юкагирского народа Шахадьибэ. Это праздник расцвета природы - праздник, собирающий юкагиров, живущих в разных местах северного края. В переводе с юкагирского языка Шахадьибэ означает «собрание всех племен». 

На празднике в этом году старейшины Верхнеколымского и Нижнеколымского районов разожгли родовой костер и пригласили участников из Аллаихи, Усть-Яны, Средней Колымы покормить огонь и пройти обряд очищения. После обряда все собрались на круговой танец Лондо.

Отметим, что по  данным Всероссийской переписи населения 2020 года, в России проживают 1813 юкагиров, из них в Якутии – 1518, на Чукотке – 152, в Магаданской области – 68. Юкагиры вошли в число наиболее урбанизированных коренных малочисленных народов Севера. 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением