Не бойтесь обращаться к психологу
— Элеонора Михайловна, в чем заключается адаптация поступающих на учебу?
— Есть такое понятие, как психологическая адаптация. Ее проходит на этапах жизни любой человек. Конечно, есть адаптация студенчества, первокурсников, которые впервые оказываются, например, в других условиях, в другой социальной сфере. Исследования показывают, что они обычно проходят этот этап первые два курса. Потом человек понимает, что чувствует себя на своем месте.
В этот период молодой человек сталкивается с определенными трудностями — в быту, в общении со сверстниками, с преподавателями. Если ребенок после школы впервые оказывается вдали от самых близких, родных людей это, конечно, сказывается. Здесь большую роль будут играть врожденные и приобретенные способности человека. То есть у каждого складывается индивидуально, у каждого свой характер, волевые качества, навыки, которые даны с детства родителями.
Поэтому родителям очень важно прививать духовно-нравственные ценности, понятие ответственности. Родителям я бы тоже хотела посоветовать, чтобы они не опекали чрезмерно своих детей, больше доверяли, общались с ними на равных. И это всегда коммуникации. Без этого никак.
Потому что гиперопека ни к чему хорошему не приводит. Чем раньше человек станет самостоятельным, тем лучше. Этот фундамент должен закладываться не тогда, когда встает вопрос поступления в вуз и его нужно отпускать из дома, а с малых лет, до школьного возраста.
— Могут ли помочь адаптироваться в учебном заведении?
— Конечно, в ссузах и вузах есть специалисты-психологи, свои программы. Есть практика, когда старшекурсники помогают в адаптации, действуют институты кураторства для каждой группы. Молодой человек может сам обратиться к психологу с какими-то вопросами. Можно пройти тестирование, диагностику и специалисты определят, у кого как проходит адаптационный этап. Кстати, эти периоды тоже подразделяются на высокий, средний и низкий. И преподавательский состав везде очень опытный. Они сразу видят, помогают. Ну и студенческие профсоюзные объединения также работают и помогают.
Что значит быть самостоятельным?
— Что важно знать первокурсникам? Ведь бывает и так, что обучение уходит на второй план. Приходит осознание, что ты уже взрослый, появляется новый круг знакомых, разного рода развлечения. Как правильно расставить акценты?
— Нужно грамотно выстраивать свой распорядок — режим учебы, отдыха. Не надо относиться к учебе как к чему-то принудительному и считать, что получив диплом больше не надо ни к чему стремиться.
Мы учимся всю жизнь. И это не просто общие слова, а требование времени. Тем более сегодня созданы все условия для личностного, профессионального развития. Мы уже не говорим только об очно-заочной форме обучения, в нашу жизнь активно входит дистанционное образование. Надо понимать, что знания, полученные сегодня, уже через пять лет устаревают. Поэтому очень важно непрерывное и дополнительное образование.
Должны быть правильно выстроены ориентиры. К тому же во время учебы можно заниматься в различных кружках, на курсах. Ничто не мешает реализовать свои творческие способности, интересы, увлечения, совмещать получение основной специальности с дополнительными навыками, скажем по программированию, компьютерному дизайну или заниматься спортом. Кстати, это тоже помогает быстрее адаптироваться.
— Скажите, есть такие случаи, когда ребенок хорошо учился в школе, был активным везде. Приехал в город, поступил и, что называется, «покатился по наклонной» или проявляя самостоятельность ищет пути быстрого заработка, порой сомнительного. Причем это происходит довольно быстро.
— Не так уж много, но все равно такие случаи бывают на практике. Здесь большую роль играют личностные качества. В 17-18 лет родители уходят на второй план и авторитетом становятся сверстники. И в этот период навыки ответственности сформированы не в полной мере. Значит, родители все-таки не доработали или проблемы в семье.
Есть основных три вида воспитания — авторитарный, демократичный и либеральный. Либеральный - моё дело кормить, одевать, а ценности, воспитание, культура этим должны заниматься в школе. При авторитарном стиле главенствующим принципом является «ты маленький, ты ничего не знаешь, мы все знаем и все решаем» и ребенок вырастает безвольным, на подсознательном уровне легко поддающимся чужому влиянию, не умеющим отстаивать свое мнение. И есть демократичный вид. Он самый оптимальный, когда отношения с ребенком выстраиваются на равных. И родители должны обучать, в том числе, нести ответственность за свои действия и поступки.
Важно с раннего детства прививать практические жизненные навыки — налаживать быт, следить за гигиеной, рационально распоряжаться деньгами. Этим закладывается способность к социальной адаптации.
Что касается дополнительного заработка, нужно понимать, что главное — не обманывать других. Здесь мы говорим о таком качестве, как человечность, которое тоже должны воспитывать в ребенке родители. То есть если честно работать и быстро зарабатывать, ничего в этом плохого нет.
Я не считаю нынешнее поколение плохим или невоспитанным. Они совсем по-другому мыслят. Очень продвинутые. Я, например, многому у них учусь. Очень хорошая у нас молодежь, я считаю.
Не бояться ошибок и не жалеть себя
— Занимаетесь ли вы профориентационной работой? Встречаетесь с какими-нибудь трудностями?
— По профориентации мы работаем по запросу. Как правило это учащиеся выпускных 10-11 классов. Кто-то сам изъявляет желание, но в основном приходят с родителями. Мы проводим тестирование, диагностику, консультирование.
Зачастую мы сталкиваемся с проявлениями гиперопеки, в результате чего ребенок сам не знает, чего он хочет. Когда начинаешь разговаривать уже выявляется, что у родителей слишком большие требования. Из-за этого у ребенка появляется неуверенность, боязнь ошибок, что я неправильно поступлю, неправильно сделаю. А ошибаться - это же нормально. Через них, наоборот, человек учится. Нормально, когда человек в 17-18 лет ищет себя, пробует что-то. Это же естественный процесс. Не может быть такого, что сразу в точку попал. То есть пробовать никогда не поздно.
— Как Вы относитесь к литературе, скажем так, мотивационного характера, что-то вроде «Сделай себя сам», «Избавься от привычек», «Достигни успеха», «Прекрати себя жалеть». Сегодня очень много таких книг, причем ориентированных не только на психологов, педагогов, но и на широкую аудиторию, в том числе и на молодежь?
— Работать над собой все равно должен каждый человек. Если хочешь что-то изменить в своей жизни. Как вспомогательную литературу это тоже можно использовать, но без вреда для окружающих. Не теряя человечность, уметь анализировать информацию, чтобы она приносила пользу и окружающим, а не только эгоистично на себя. Если человек хочет измениться в другую, лучшую сторону, достичь чего-то, при этом принося пользу людям, используй это, пожалуйста.
Ну и жалеть себя нельзя, потому что это неправильная установка. От жалости к себе ничего хорошего не будет. Нельзя быть жертвой. Быть жертвой – это всегда обида, значит, у вас есть какие-то непроработанные негативные эмоции, будь-то на близких, на власти. Поэтому нельзя жалеть себя. Вот это самое главное.
— Ну и напоследок, кто к вам может обратиться? Педагоги, родители?
— Не только. Наш Центр работает со всеми — абсолютно все население. Можно предварительно записаться. Есть и случаи, когда требуется экстренная психологическая помощь, мы тоже помогаем.
- Республиканский психологический центр находится по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 36. Имеет 19 филиалов в районах. Запись и контакты филиалов: 31-91-09
- - Телефон доверия 8-800-100-35-50 интегрирован с системой 122
- - Федеральный телефон доверия для детей, подростков и родителей 8-800-2000-122 (центр является региональным оператором)
- - Наберите номер мобильной кризисной службы 8-800-100-22-83, если вы стали жертвой или очевидцем насилия над детьми и жестокого обращения с несовершеннолетними.
- - Участникам СВО и их близким услуги Центра проводятся в приоритетном порядке.
- - Никакой постановки на психиатрический учет не ведется. По желанию клиента услуги можно получить анонимно.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0