Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -19 oC
КУРС ЦБ: $ 71,53 | 82,83

 13 сентября в республиканском Медиа-центре состоялась пресс-конференция участников экспедиции.

 13 сентября в республиканском Медиа-центре состоялась пресс-конференция участников экспедиции.

В 2017-2019 гг. при поддержке Правительства РФ, Русского географического общества, представителей Восточной Сибири и Дальнего Востока, предпринимателями Иркутской области была проведена историко-географическая экспедиция «Байкал-Аляска: путь сибирских купцов» по пути сибирских купцов-первопроходцев, повторить который не решались 150 лет.

120921d63news

На катамаране океанского класса они прошли от Иркутска до Аляски более 15 тысяч километров, собирая фото-и видеоматериал о том, как сейчас живут на территориях, по которым шли первооткрыватели из Иркутска. По итогам первой части пути выпущена книга и подготовлен документальный фильм.

Экспедиция может стать частью большого проекта по возрождению великой истории России, купечества Русской Америки и дополнительным аргументом для привлечения туристов со всего мира на Дальний Восток и Восточную Сибирь, так как эта история уникальна.

В 2021 году инициатор и руководитель проекта Анатолий Казакевич со своими единомышленниками решили замкнуть кольцо маршрута, пройдя по рекам от Иркутска до Аяна и далее через Якутию вернуться на северный Байкал и в Иркутск. Маршрут пройдет через Иркутскую область, Забайкальский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Хабаровский край, Сахалинскую область, Республику Саха (Якутия).

15 июня экспедиция стартовала из города Иркутска.

Из первых уст

Руководитель экспедиции Антон Казакевич «Байкал-Аляска»:

- Мы в Якутии уже были, проект реализовывается не первый год. В этом году мы участвуем в проекте «Байкал – Аляска: по следам Амурской экспедиции». Единовременно на борту у нас от двух до шести человек находится, но экипаж периодически меняется, потому что в такой дальний путь сложно выбрать время – дела, семьи и прочее…

Мы вышли из Иркутска, прошли через Байкал, в Забайкальский край попали по реке Хилок. Практически до Читы доехали по этой реке, там перенесли лодку на грузовике в Читу. Далее по реке - в Амур до Охотского моря и вот добрались до Якутии.

Дальше мы движемся в Иркутск вверх по течению Лены. Доходим до северного Байкала и дальше в Иркутск.

Весь маршрут посвящен памяти об исторических путях и развитию туризма. Кроме того,  по сути, наша экспедиция это разведка, потому что мы рассказываем о туристических достопримечательностях, интересных людях, исторических фактах. Из этого формируют туристические путеводители, экскурсионные маршруты для путешественников. В Иркутске сейчас строятся тематические отели, дальше намерены совместно с региональными партнерами сделать сеть отелей, в том числе в Якутске. 

50921 56main  

Дневник экспедиции: остановка «Якутия»

Да-да, это не опечатка и не усталость от долгого похода – «Байкал-Аляска» снова пересекла границу Якутии, как и в 2016 году во время разведки маршрута и в 2017 году на втором этапе пути от Иркутска к океану. Только теперь пересечение произошло во время движения в обратном направлении, по пути генерал-губернатора Николая Муравьева -Амурского, по следам которого мы движемся в этом году и открываем для себя все больше интересных и исторических фактов, и историй про живущих здесь в настоящее время людей. И конечно, делимся всем этим с теми, кто, как и мы, увлечен изучением истории, географии, исследованиями далеких мест: пока в дневнике, а потом – на традиционных вечеринках «Байкал-Аляски», а также в фильме, материал для которого каждый день снимает оператор Артем, с которым нам очень повезло, ведь так непросто найти человека, готового несколько месяцев в экспедиционных условиях будет еще и лучшие ракурсы искать, и так же, как мы, серьезно подходить к исторической части всего пути.

 -Географически границу пересекли немного ниже впадения реки Юдем в Маю,  - сообщает в экспедиционный штаб капитан Анатолий Казакевич. – Я на руле, Евгений Рюмин в роли лоцмана – тут много мелких участков, сели пару раз, иногда приходится чинить двигатель, местные так и говорят, что «по камням ездят», у их двигателей лопасти стачиваются. Так что надо аккуратно проходить, Евгений хорошо знает здешние места и реку.

А местные жители хорошо знают экспедицию - участники большого путешествия говорят о том, что об этом узнают в каждом населенном пункте на пути. И конечно, рассказывают, какие места стоит посетить. Так, экипаж побывал в пещерах, возраст которых ученые определяют как 6-8 тысяч лет, с наскальными рисунками. Встреченные спелеологи, которые отправились сюда по реке специально на лодке, рассказали, что в пещерах более полутора километров ходов.

Еще одна интересная встреча  - с Алексеем из Нелькана, который 72 раза был в США, 10 на Аляске, с 1980-го года ведет дневник и постоянно путешествует. Такими встречами экспедиции тоже ценны!

Минувшую ночь провели в таежном зимовье, а утром начался первый за месяц дождь, после которого все окутал густой туман, словно желе.  

И конечно, участники экспедиции отмечают особенности маршрута с точки зрения интереса для туристов, ведь одна из целей всего проекта «Байкал-Аляска» - создать брендовый маршрут, который объединит восточные регионы России:

 -Участок от Нелькана до Якутска  - это отличный маршрут для рыбаков. Рыбы тут много: забросил – поймал, есть ленок, щука, окунь, - комментирует Андрей Сурков. -Конечно, нужна лицензия, но это мы поможем сделать как организаторы тура. Сейчас перешли на рыбную диету, варим уху, коптим, жарим, вялим. Осенний бонус – брусника и грибы, всесезонно – красивейшие виды, Майские столбы, пещеры с наскальными рисунками.

Еще деталь: погода и, соответственно, одежда. Как передают с борта, сейчас температура плюс 15, вполне комфортно в термобелье, непродуваемых брюках и куртке и шапке.

У экспедиции уже становится традицией быть «передатчиком» приветов от тех, кто находится на какой-то удаленной территории, тем, кто от них в таких же условиях за несколько сотен километров. Было такое у нас на Камчатке, когда мы везли привет от одного кордона на другой, было и на пути от Нелькана до Анкориджа, когда в целостности доставили письмо отца дочери. Сейчас же Валерий с метеостанции на Шантарских островах очень просил передать привет метеостанции на реке Юдома, что и сделано.

map exp new 

Из страниц истории легендарной Амурской экспедиции

Амурская экспедиция 1849—1855 годов — общепринятое наименование российских исследований и организации поселений на Дальнем Востоке, предпринятых по инициативе русского морского офицера Геннадия Ивановича Невельского и губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева в 1849—1855 годы.

По­сле по­ра­же­ния Ки­тая в анг­ло-ки­тай­ской вой­не 1840–42 и под­пи­са­ния им Нан­кин­ско­го до­го­во­ра 1842 с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей по­яви­лась ре­аль­ная уг­ро­за за­хва­та анг­ли­ча­на­ми Северного При­аму­рья, где гра­ни­цы Российской им­пе­рии и Ки­тая не бы­ли ус­та­нов­ле­ны.

В 1843 российское пра­ви­тель­ст­во уч­ре­ди­ло т. н. Осо­бый для об­су­ж­де­ния и вы­ра­бот­ки мер по ук­ре­п­ле­нию сво­их по­зи­ций на Даль­нем Вос­то­ке в свя­зи с из­ме­нив­шей­ся там об­ста­нов­кой. В 1849 генерал-гу­бер­на­тор Восточной Си­би­ри Н.Н. Му­равь­ёв (впо­след­ст­вии Му­равь­ёв-Амур­ский) пред­ста­вил пра­ви­тель­ст­ву свой план ре­ше­ния амур­ско­го во­про­са, пред­ла­гая за­нять с при­ме­не­ни­ем во­енной си­лы ле­во­бе­ре­жье Аму­ра. В то же вре­мя Не­вель­ской, ко­ман­дуя во­енным транс­пор­том «Бай­кал», 12(24).6–27.8(8.9).1849 ис­сле­до­вал и опи­сал северную часть Са­ха­ли­на и устье Аму­ра.

В 1850 са­мо­стоя­тель­но, без официального раз­ре­ше­ния Не­вель­ской во­шёл в устье Аму­ра, ос­но­вал там Ни­ко­ла­ев­ский пост (ны­не г. Ни­ко­ла­евск-на-Аму­ре) и объ­я­вил при­ле­гаю­щую тер­ри­то­рию вла­де­нием Рос­сии, по­ло­жив на­ча­ло при­сое­ди­не­нию При­аму­рья.

С боль­шим тру­дом (из-за опа­се­ний обо­ст­ре­ния от­но­ше­ний с ев­ропейскими стра­на­ми), под дав­ле­ни­ем бу­ду­ще­го императора Алек­сан­д­ра II, АОК одоб­рил дей­ст­вия Не­вель­ско­го.

По согласованию с императором Ни­ко­ла­ем I экс­пе­ди­ции Не­вель­ско­го придано официальное значение. Ему раз­ре­шили ос­та­вить Ни­ко­ла­ев­ский пост в ка­че­ст­ве тор­го­вой стан­ции Рос­сий­ско-Аме­ри­кан­ской ком­па­нии, сле­до­ва­ло пре­кра­тить даль­ней­шее за­ня­тие тер­ри­то­рии в ни­зовь­ях Аму­ра, но ре­ку в то же вре­мя ох­ра­нять от про­ник­но­ве­ния иностранных су­дов.

В 1852–54 чле­на­ми экс­пе­ди­ции офи­це­ра­ми Д. И. Ор­ло­вым, А. И. Во­ро­ни­ным, Н. К. Бош­ня­ком, Н. М. Чи­ха­чё­вым, Г. Д. Раз­град­ским и А. И. Пет­ро­вым об­сле­до­ва­ны и со­став­ле­ны кар­ты и опи­са­ния зна­чительной час­ти Ниж­не­го При­аму­рья, сев. час­ти При­мо­рья, Са­ха­ли­на, а так­же на­се­ляв­ших их на­ро­дов, сыг­рав­шие важ­ную роль в де­ле при­сое­ди­не­ния этих тер­рито­рий к Российской им­пе­рии.

 В ус­ло­ви­ях начав­шей­ся Крым­ской вой­ны 1853–56 бла­го­да­ря под­го­то­вительным ра­бо­там экспедиции в мае – ию­не 1854 осу­ще­ст­в­лён пер­вый сплав российских войск по Аму­ру от Шил­кин­ско­го за­во­да на реку Шил­ка в За­бай­ка­лье до Ни­ко­ла­ев­ско­го по­ста, по­зво­лив­ший фак­ти­че­ски за­нять ле­во­бе­ре­жье Аму­ра и уси­лить обо­ро­но­спо­соб­ность даль­не­восточных вла­де­ний Рос­сии.

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ