Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

Или Один из способов сохранить свою историю и культуру.

Под занавес уходящего года в Историческом зале Национальной библиотеки республики красиво презентовали двухтомник в 3-х книгах, изданный в рамках научно-исследовательского проекта «Материальная и духовная культура народов Якутии XVII — нач. XX вв. в музеях мира» — альбом-каталог уникальных артефактов, хранящихся в музейных фондах Америки и Европы.

Или Один из способов сохранить свою историю и культуру.

Под занавес уходящего года в Историческом зале Национальной библиотеки республики красиво презентовали двухтомник в 3-х книгах, изданный в рамках научно-исследовательского проекта «Материальная и духовная культура народов Якутии XVII — нач. XX вв. в музеях мира» — альбом-каталог уникальных артефактов, хранящихся в музейных фондах Америки и Европы.

Сразу отметим, проект охватывает также и музеи России, работа в которых еще впереди. Три изданных книги вышли под эгидой Постоянного форума ООН по делам коренных народов мира, председатель которого Дарио Хосе Мехия Монтальво и его заместитель Алексей Цыкарев выразили глубочайшее уважение якутским специалистам и уверенность в том, что «интерес к проекту будет всё возрастать», ведь развитие народа невозможно без материального и духовного наследия и научных знаний о них». Также поддержку проекту оказал Международный совет музеев, президент ИКОМ Александр Шолохов.

Около пяти тысяч экспонатов

Сказать, что в каталоге содержится богатый иллюстративный материал — ничего не сказать. В этом стремительно меняющемся мире мы теперь мало что знаем о том, как жили наши недавние предки. Но листая хрустящие страницы этих — совершенно точно — чудесных книг, можно обнаружить в них действительно удивительные вещи и явственно себе представить всё, что было.

Первая книга по экспонатам музеев Америки авторства Зинаиды Ивановой-Унаровой включила описание более 1,6 тысяч артефактов народов саха, эвенов, юкагиров. Вторая - по экспонатам девяти музеев Германии - вышла в двух томах. Она включает в себя порядка трех тысяч предметов.

1645

1646

1647

1648

Замечательные люди

В связи с этим хочется напомнить имена коллекционеров и собирателей, благодаря которым у нас есть возможность прикоснуться к живой истории. Прежде всего, это удивительный человек, первый профессиональный художник Якутии, член Императорского Русского географического общества Иван Васильевич ПОПОВ, тот самый, о котором Любовь Борисова сделала первоклассный фильм «Не хороните меня без Ивана», автор художественных шедевров и, наверное, прежде всего, картины «Шаман в царстве злых духов» — таково ее полное название.

Второе имя — Виктор Николаевич ВАСИЛЬЕВ, учёный, этнограф, фольклорист, исследователь культуры народов Севера.

Из каталога:

«Выросшие в улусах, в самой гуще жизни якутского народа, они знали быт, ремёсла, культуру, традиции и обычаи. Будучи русскими по происхождению, свободно говорили на якутском языке, что позволило им со знанием дела осуществлять сбор предметов, компетентно сопровождать описаниями, дополнять зарисовками и фотографическим материалом».

Сбором коллекции для российских и зарубежных музеев занимался и сосланный в якутскую область политссыльный Павел Васильевич ОЛЕНИН. Он работал консерватором в Якутском областном музее в 1901 в 1903 годах, а его сборы, поступившие в 1906 году в Музей им. Линдена, числятся как коллекции Хойса.

Одна из самых больших якутских коллекций находится в Гамбургском этнографическом музее Мировые культуры и искусства, фонд которого пополнялся за счёт приобретений, пожертвований и собственных исследовательских и экспедиционных программ. Так, музей Гамбурга получил в дар фотографии и якутские сборы Ивана Попова от четы предпринимателей Е. И. и Ф. И. Александеров в 1912 и 1920 годах.

Интересно, что в 1912 году собрание музея безвозмездно пополнили экспонаты, поступившие от гамбургского купца Эдуарда Амандуса Липперта, торговца и землевладельца, оплатившего для музея якутские сборы Ивана Попова. А другой гамбургский бизнесмен — меценат Ганс Юлиус Лебенбаум — выступил в 1920 году спонсором при покупке коллекции у Фредерики Александер.

Другой крупный по численности сибирской коллекции музей — это Музей им. Линдена в Штутгарте. Граф фон Линден создал свой музей этнографии в 1899 году и обратился к соотечественникам в России с просьбой его пополнять. На его просьбу откликнулись владелец московской шоколадной фабрики «Эйнем» Юлий Фёдорович Гейс (Юлиус Хойс), предприниматель из Петербурга Евгений Иванович Александер, палеонтолог, зоолог Евгений Васильевич Пфиценмайер, который дважды побывал в Якутии в связи с раскопками найденных останков мамонта у речки Берёзовка, попутно собирая коллекции у якутов, эвенов и эвенков.

Ульрике Бонет: «Когда в 2005 году раскрыли ящики с сибирской коллекцией, десятилетиями стоящей в хранилище, предметы предстали пред нами, как вновь открытые сокровища».

Можно представить, как чувствовали себя якутские исследователи, описывающие все эти несметные богатства для каталога.

1649

1650

1651

1652

1653

 О чем смолчал Иван Васильевич

...Собиратель артефактов Иван Васильевич Попов вообще-то был корреспондентом у четы Александеров. Но в информации музейных документов по якутским экспонатам, принятым в дар или обретённым музеями Германии, его фамилия как собирателя не указана.

Из каталога мы узнаём, что Иван Попов познакомился с Евгением Александером вскоре своего прибытия осенью 1909 года в Санкт-Петербург, где он находился по май 1910-го. В то время на берегах Невы жили много немцев, в том числе и петербургский арт-дилер Евгений Александер, всю жизнь проживший с семьёй в России. Он принимал активное участие в международном обмене этнографических коллекций между музеями, выступая посредником в приобретении экспонатов. Вместе с женой Фредерикой Игнатьевной он владел антикварным магазином.

Надо отдать должное этому незаурядному человеку, обладавшему талантом и чутьём менеджера, который умел выстраивать связи с приобретателями и собирателями. Результаты деятельности Евгения Александера впечатлили якутских исследователей, обнаруживших весьма солидные якутские коллекции, поступившие в крупные музеи Европы и России через его посредничество.

 Наш Иван Попов мог познакомиться с ним в этнографическом отделе музея Александра III. Ныне это Государственный Русский музей. Там он нёс службу по протекции якутянина — этнографа Виктора Васильева, с 1906 года работавшего в Кунсткамере вместе с Бруно Адлером, затем перешедшего в 1910 году на работу в этнографический отдел.

Почти сразу же Васильев отправился в длительную экспедицию на Сахалин и берега Амура. А Бруно Адлер остался хранителем отдела — вот с ним-то Иван Васильевич и состоял в переписке. Уже от Адлера следы ведут к Артуру Бихану, куратору евразийского отдела Гамбургского этнографического музея, который летом 1910 года был в России  по коллекционным вопросам, но это немного другая история.

Бруно Фридрихович, географ, этнограф, антрополог, музеевед, выпускник Московского университета, в 1911 году  был принят профессором в Казанский университет, а с середины 20-х годов — вначале доцентом, а затем профессором Московского университета.

 В 1930 году на Первом Всероссийском музейном съезде Бруно Адлер был подвергнут жёсткой критике за опубликованные в Германии статьи о советской этнографии, в 1933-м арестован, в 1934 году выслан на Север, в 1936-м повторно осужден и по решению особого совещания при НКВД в марте 1942 года расстрелян в городе Омске...

Очевидно, поэтому в учётной карточке товарищества «Художник» в 1940 году нет ни слова о пребывании в Петербурге Ивана Попова в 1909 и 1910 годах. Иван Васильевич отмечает, что бывал в Петербурге в 1913-м и 14-м годах, когда учился в частной изостудии художника А. Е.Маковского и на курсах Императорского общества поощрения художеств ...

(Из каталога)

 Про авторский дипломатизм

На презентации трех книг «Материальная и духовная культура народов Якутии XVII — нач. XX вв. в музеях мира» в Историческом зале Национальной библиотеки Министр культуры и духовного развития Якутии Афанасий НОЕВ отметил, что собрать и систематизировать уникальный материал культурных ценностей коренных народов Якутии удалось, благодаря личным дипломатическим  качествам руководителя проекта Александра Жиркова и, конечно, профессиональной работе команды научных сотрудников НХМ РС (Я). Это тот самый случай, когда все решает воля, настойчивость и авторитет.

1654

1655

1656

1657

1658

Когда фонды Америки были открыты

О великой силе дипломатии рассказала и президент Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Евгения МИХАЙЛОВА, которая, отметив заслуги якутских специалистов, подробно остановилась на одной истории, свидетельствующей о тайнах зарубежных архивов.

— До сих пор у нас мало кто знал, что в музеях Германии, Америки и других стран хранится такое сокровище. Помню, я звонила представителю РС (Я) в Северном Форуме Анастасии Божедоновой и рассказала ей, что Василий Харысхал собирается ехать в г. Джуно, чтобы поработать там с архивом Михаила Зиновьевича Винокурова, хранящимся в Государственной библиотеке штата Аляска, попросила её помочь в этом деле. Винокуров, уроженец Якутии, эмигрировав после революции 1917 года, долгое время работал в славянском отделе библиотеки Конгресса США. И когда Анастасия Николаевна поехала в эту библиотеку, ей показали богатую коллекцию архивных документов Михаила Винокурова. В том числе там была копия договора об уступке Аляски в 1867 году. Но когда в библиотеку прибыла якутская делегация с Харысхалом, часть коробок с документами оказалась недоступной. Недоступной стала и та, где хранилась копия того договора. А в нём, по словам Анастасии Николаевны, оговаривалось, что по всем делам, сохранившим российское наследие, США обязаны выдать копии документов при первом же требовании.

Василия же Егоровича тогда интересовал документ, хранящийся в фонде Михаила Винокурова — это свидетельство комиссара Российского правительства по уступке североамериканских территорий России США капитана 2 ранга Пещурова о передаче в 1868 году острова Еловый в вечное пользование Русской православной церкви.

О возврате этого острова в лоно РПЦ говорил в свое время Айсен Николаев, который в 2008 году возглавлял комиссию по передаче копий архивных документов и коллекции Михаила Зиновьевича Винокурова в республику ...

 О том, что уникальные документы по освоению Русской Аляски, в том числе по острову Еловый, сохранились благодаря якутянину Михаилу Зиновьевичу Винокурову, нужно знать и помнить.

Работали в перчатках, как хирурги

Генеральный директор НХМ Влада Тимофеева рассказала, что две книги второго тома вместили девять музеев Германии. Работы велись в Швейцарии, Вене и Париже. О том, как это было, поведала главный научный сотрудник Национального художественного музея РС(Я), академик Академии духовности Ася ГАБЫШЕВА:

— У каждого поколения есть свои путеводные звёзды. И мне хотелось бы отметить, что великолепнейший проект под руководством Александра Жиркова возвратил народу его культуру, его понятие о том, что мы не только жили в этих вечных снегах и мёрзли, голодали, вымирали. А глядя на эти звёзды, на эти прекрасные заснеженные поля, льды, люди создавали и чувственную музыку варгана (хомуса) и такие вещи, которые сегодня радуют наш глаз.

Удивительно, что они могли без электричества, без наших тонких иголок и разных приспособлений создавать уникальнейшие произведения.

Мы многое увидели в этих фондах из того, чего уже нет на территории нашей республики. Это серебряные вещи, которые в наших музеях фрагментарны. Это такое тонкое шитье, которое удивительно взять в руки. Мы работали в перчатках, как хирурги. На нас одевали специальные костюмы, мы в них были, как космонавты, и эти костюмы нам каждый день меняли — такие стерильные условия в этих фондах, столь чистый воздух, что можно сохраняться там даже и тысячу лет...

Я смотрела, с каким трепетом Александр Николаевич работает с артефактами, как перебирает эти раритетные вещи и очень удивилась. Так глубоко понимать культуру своего народа — это большая редкость. В этом он напоминает мне Максима Аммосова, который на заре ХХ века задумал здесь, на этой «ледяной подушке», храм искусства — храм мечты, чтоб и его народ мог тоже ходить в музей. И он создал, и теперь этот музей стоит в самом центре...  

Идущий с книгой

Генеральный директор Национального издательства «Айар», издатель первого тома и второй книги второго тома Август Егоров вручил автору проекта Александру Жиркову «книжный Оскар» — бронзовую статуэтку «Идущий с книгой» Национального конкурса «Книга года-2023» в Москве, в котором в номинации «Культурный код» победу одержала вторая книга второго тома альбома-каталога «Материальная и духовная культура народов Якутии XVII-XX вв. в музеях мира».

Отметим также, что этот том стал победителем в номинации «Лучший издательский проект» на выставке «Дальневосточный Печатный двор – 2023», г. Владивосток; получил специальный приз в номинации «Это Родина моя. Лучшая краеведческая книга» на конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия – 2023», г. Новосибирск.

Мы туда еще вернёмся

Автор и руководитель проекта Александр ЖИРКОВ поблагодарил всех, кто помогал осуществить задуманное и отметил:

— Вернуть в Якутию то, что ушло за переделы республики, конечно, у нас не получится. А дать наиболее полную визуальную картину того, что хранится в музеях мира, включая размеры, материал, историю поступления и хранения, мы можем.

Осталось еще три тома, и я уверен, они будут изданы.

Первый том описан по музеям Америки. Поскольку Германия у нас вышла уже в двух книгах, третий том получил рабочее название «Остальная Европа без Германии». Последующие тома будут посвящены коллекциям в музеях России: успешно идут переговорные процессы с Российским этнографическим музеем и Эрмитажем. 6 том, завершающий это проект «Раритеты Якутии», уже есть. Этот материал очень хорошо подготовлен. В течение нескольких обозримых лет мы эту работу полностью завершим.

Должен сказать, что нельзя приписывать авторство проекта мне одному. Работа велась давно. В 90-е годы Америка с удовольствием открывала свои анналы, открывала архивы. И я бы хотел особенно поблагодарить Зинаиду Ивановну Иванову-Унарову, автора первого тома, которая еще в 1992 году вместе с мужем начала собирать эти материалы в американском Музее естественной истории. Они были первыми.

И хотя у нас еще остались неисследованные некоторые музеи Америки, где — уже известно — также имеются артефакты духовной и материальной культуры Якутии, думаю, настанут времена, когда мы еще вернемся к этой теме...

 И напомнил, что сказал представитель ООН, получив самый первый якутский альбом-каталог:

— Мы будем всем народам мира рекомендовать ваш формат — как один из способов сохранить свою историю и культуру.

Елена СТЕПАНОВА

Фото Сарданы КРИВОШАПКИНОЙ

  • 9
  • 1
  • 0
  • 1
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением