Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -37 oC

Органами прокуратуры республики на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением организациями всех форм и видов требований законодательства о противодействии коррупции.

Органами прокуратуры республики на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением организациями всех форм и видов требований законодательства о противодействии коррупции.

О совершении коррупционного правонарушения, как правило, свидетельствует наличие таких признаков как связь деяния со служебным положением лица, наличие корыстного мотива при его совершении, а также нарушение требований антикоррупционного законодательства.

Наибольшее число нарушений допускается при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих, ответственность за которые предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ.

Организации должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Неисполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет, в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ, ответственность в виде административного штрафа.

За истекший период 2023 года по указанным фактам прокурорами возбуждено свыше 20 административных дел по статье 19.29 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых к административной ответственности привлечено 17 лиц к общей сумме штрафа в размере 340 тыс. руб. За 2022 год по постановлениям прокуроров к административной ответственности  привлечено 39 лиц с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму более 1 млн рублей. 

Для того, чтобы не допустить таких нарушений, работодателю при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего, в первую очередь, необходимо выяснить включена ли замещаемая ранее им должность в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

При этом следует учитывать, что, согласно части 2 статьи 12 ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы. Далее необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

- менее двух лет – требуется сообщить в десятидневный срок;

- более двух лет – сообщать о заключении трудового договора не требуется.

Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

Кроме того, предусмотрена административная ответственность за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Санкция статьи 19.28 КоАП РФ предусматривает возможность применения к юридическому лицу штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных, либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Например, в 2023 году по постановлениям прокуроров судами республики к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено 3 юридических лица с назначением штрафа в сумме 11 млн рублей.

Так, прокуратурой Мегино-Кангаласского района проведена проверка в отношении коммерческой организации по факту покушения на дачу взятки руководителем организации.

Установлено, что директор организации, действуя в интересах данного юридического лица, желая избежать привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и наступления негативных последствий в виде задержания транспортных средств, принадлежащих Обществу, совершил покушение на дачу взятки должностному лицу инспектору (дорожно-патрульной службы) отделения дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Мегино-Кангаласскому району.

По итогам проверки прокуратурой района в отношении коммерческой организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ. Постановлением мирового суда юридическое лицо привлечено к административной ответственности и подвергнуто наказанию в виде штрафа в сумме 500 тыс. рублей, который оплачен организацией в полном объеме.

Несмотря на суровость наказания за подобные нарушения, законодательством в ч. 5 ст. 19.28 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения юридического лица от административной ответственности, если оно: 1) способствовало выявлению правонарушения; 2) проведению административного расследования; 3) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением; 4) в отношении него имело место вымогательство.

Для применения такой преференции должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением.

Содействие органам правопорядка в раскрытии коррупционных правонарушений и преступлений (например, дачи взятки) выражается: в явке с повинной; в активном и своевременном сообщении всей имеющейся информации по делу.

Вместе с тем, следует отметить, что органы правоохраны республики ориентированы, в первую очередь, на выявление и пресечение фактов взяточничества и коммерческих подкупов. В текущем году пресечено 67 (аналогичный период прошлого года - 63) таких преступных деяний, что составляет 77% от общего количества коррупционных преступлений.

Работа на данном направлении находится на личном контроле прокурора республики.

Андрей ШУКАН, начальник отдела по надзору

за исполнением законодательства Прокуратуры РС (Я)

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением