Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -7 oC

На стыке духовности, нравственности и красоты находится профессия учителя музыки. В этой связи, хотелось бы вспомнить удивительно точные  слова: «Быть учителем — это призвание, быть хорошим учителем — это талант, быть хорошим учителем музыки – это талант вдвойне». И пусть история не сохранила автора этого вывода, лично я с ним соглашусь полностью. И добавлю от себя: повстречать такого педагога на своём жизненном пути – редкая удача. О такой удивительной женщине я и хочу сегодня рассказать. Это Любовь Ивановна Савицкая.

На стыке духовности, нравственности и красоты находится профессия учителя музыки. В этой связи, хотелось бы вспомнить удивительно точные  слова: «Быть учителем — это призвание, быть хорошим учителем — это талант, быть хорошим учителем музыки – это талант вдвойне». И пусть история не сохранила автора этого вывода, лично я с ним соглашусь полностью. И добавлю от себя: повстречать такого педагога на своём жизненном пути – редкая удача. О такой удивительной женщине я и хочу сегодня рассказать. Это Любовь Ивановна Савицкая.

Жизнь - любимому делу

Часть бывает так: встретишься с человеком, пообщаешься, и сразу становится ясно - он не просто находится на своём месте, а посвятил жизнь любимому делу, которое идёт от самого сердца, из глубин души. И даже сам себе не можешь ответить на вопрос – кому повезло больше, ему самому или всему обществу и детям, которые прошли через его заботливые руки.

Мы сидим в небольшом кабинете, вдоль одной из стен, поблескивая лакированной поверхностью, стоят два пианино. На столах - нотные партитуры со знакомыми фамилиями классиков – Чайковский, Гайдн. Мне кажется, что даже обстановка здесь какая-то возвышенная.

- Мама у меня была учителем математики, хотя по первому образованию была медсестрой, - рассказывает Любовь Ивановна. - Папа был военным, и поэтому мы постоянно меняли место жительства. Поэтому прямых предпосылок для становления в музыкальной профессии у меня не было.

Она родилась в Мегино-Кангаласском улусе, в Майе. Потом отца перевели в Киренск, где маленькая Люба и пошла в первый класс. Девочка тянулась к музыке с самого раннего детства. В то время везде слушали радио, и летом негромкая музыка лилась из многих открытых окон. Проходя по улицам, девочка останавливалась, и слушала песню до тех пор, пока она не закончится. И лишь потом шла дальше.

Видя увлечение дочери, мама записала Любу со старшей сестрой в музыкальный кружок. Это, казалось бы, незначительное, на первый взгляд, событие, и предопределило весь её дальнейший жизненный путь.

- Когда я пошла в четвертый класс, мы переехали в Мирный, - вспоминает Любовь Ивановна. - Музыкальной школы тогда здесь не было, а интерес к музыке лишь возрос. У родителей соседского мальчика был аккордеон. Мы приходили к нему в гости, брали инструмент и играли на клавишах, как на рояле, - смеется она.

Видя этот неподдельный интерес, её мама на время каникул устроилась отсадчицей на «первую» фабрику, и за лето заработала на пианино. А когда в доме появился инструмент, мама попросила школьную учительницу пения позаниматься с дочерьми музыкой. Так судьба сделала второй шаг навстречу призванию Любы.

В 1962 году в Мирном, наконец, появилась первая музыкальная школа. С приездом первых учителей-музыкантов, культурная жизнь в молодом посёлке расцвела. К тому времени у Любы уже были определённые навыки и знания в области музыки, пения, поэтому ее сразу приняли в 4 класс музыкальной школы.

Идти к своей мечте

Когда Люба закончила школу, вопрос «кем быть?» перед ней не стоял. Однако, как идти к своей мечте, понимания не было. Она хотела поступить в музыкальное училище, но её учитель музыки посоветовала получать высшее образование, хотя и с музыкальным уклоном. И девушка с первой попытки поступает в Иркутский педагогический институт на музыкально-педагогический факультет.

- У меня были удивительные преподаватели, - вспоминает Любовь Ивановна. - Одной из них была жена главного дирижера Иркутской филармонии, поэтому репертуар был просто роскошный.

К тому времени девушка уже определяется в своих целях окончательно и знает, что хочет стать преподавателем музыки.

- После окончания института я получила направление в Якутск, но не поехала, - вспоминает Любовь Ивановна. - Хотелось в Мирный, но здесь все места были заняты, и меня позвала к себе, в Норильск, моя школьная учительница музыки - там как раз образовалась временная вакансия. После двух лет работы в Норильске, в Мирном появилось место в музыкальной школе, и в 1972 году я вернулась в Мирный.

Музыкальная школа в те годы не имела постоянного места. Сначала музыкальные кабинеты находились в клубе «Алмаз», затем – в здании «Якутнипроалмаза» выделили несколько кабинетов. Потом она размещалась на Индустриальной улице, в одном здании с книжным магазином. Более менее вздохнули музыканты лишь, когда школа переехала на ул. Ленина, где долгое время располагались в отдельном двухэтажном здании.

К тому времени Люба имела за плечами не просто опыт работы. В Норильске была сильно развита методическая работа и наставничество. Она видела, как работает её учительница, и это дало ей образец и понимание того, как последовательно и системно работать и развивать учеников.

Кроме того, почти еженедельно в Норильск прилетали артисты из Москвы. Это позволило молодому учителю музыки услышать такой широкий репертуар композиций, какой при других обстоятельствах, было бы узнать невозможно.

- Мы и сами слушали, и учеников водили. Я получила умение вести концерты, и писать сценарии, и многое другое. Это был ценный опыт для молодого искусствоведа.

В Мирный Люба приезжает с хорошим заделом. Несмотря на сложности с отсутствием помещений, неразвитой базой, в родном теперь уже городе, ей было очень комфортно. Культурная жизнь в городе алмазодобытчиков кипит. К этому времени в Мирном уже работает своё телевидение и радио, и сетка вещания не обходится без музыкальных номеров. Да и средний возраст жителей города не превышает 30 лет, поэтому спрос на досуговое разнообразие велик.

- Мы давали концерты, писали сценарии для проведения музыкальных вечеров. Это было замечательное, активное и бурное время, - вспоминает Любовь Ивановна.  

Так пролетают 70-е годы. К середине 80-х Любовь Ивановна – состоявшийся и грамотный преподаватель музыки. За плечами у неё не только полученный опыт от наставников, но и собственные наработки, знание коллектива и понимание принципов искусствоведческой работы. В то время наблюдаются новые веяния – коллективы выбирают руководителей из своих сотрудников. Коллеги буквально упрашивают Любовь Ивановну, её приглашают в управление культуры и она соглашается возглавить коллектив.

- Вокруг меня всегда группировались люди. Наверное, потому, что я, сама по себе, спокойный человек и могу объяснить сложные вещи простыми словами.

Она становится директором музыкальной школы и в этой должности работает более 30 лет – до 2020 года, после чего по собственной воле покидает пост и продолжает работу в родном коллективе. За эти десятилетия через её руки прошли сотни детей. Некоторые из них сегодня уже сами стали преподавателями музыки, вернулись в родную школу и сегодня работают бок о бок с Любовь Ивановной.

Музыка развивает детей

При встрече с такими целеустремлёнными, одарёнными и увлеченными профессионалами лично меня всегда интересовал их личный взгляд – что больше повлияло на их профессиональное становление в жизни: увлечённость и собственные усилия, или же стечение обстоятельств и подарки судьбы?

- Знаете, наверное, всего вместе, - отвечает Любовь Ивановна. - Велика роль родителей, ведь именно моя мама вовремя заметила моё увлечение. Учитель музыки тоже разглядела во мне тот детский интерес. Меня ведь всегда привлекали и сами музыкальные звуки, и, скажем так, сам процесс звукоизвлечения. Вообще, я считаю, что одним из талантов родителя является умение заметить в собственном ребёнке те или иные задатки, и без лишнего принуждения, мягко помочь ему выбрать свою дорогу в жизни. Велика роль обстановки – я росла в кругу интеллигентных, образованных и устремлённых людей, всё это впитывается ребенком. Я видела терпеливых и неконфликтных людей - это научило меня любить детей и спокойно относиться к их просчётам. Мы не учим обязательно становиться музыкантами. Музыка – это, прежде всего, усидчивость и мелкая моторика. Музыка так развивает детей, что они потом становятся способными во всех областях.

В разговоре Любовь Ивановна сетует на то, что многие родители не ведут детей в музыку, на бюрократические сложности в работе и жалеет, что сегодня сфера культуры испытывает кадровый голод.

В то же время, являясь по факту Учителем учителей, она радуется, что может продолжать работать с детьми, верит, что музыкальная школа в Мирном обзаведётся специализированным, а не приспособленным зданием, и что сфера культуры после многолетнего провала всё-таки восстановится и обогатит общество новыми именами, музыкальными и художественными произведениями.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением