КУРС ЦБ: $ 75,57 | 90,01

Пандемия коронавируса проверяет на прочность все сферы жизнедеятельности населения. Суровое испытание проходят те, кто оказался на передовой борьбы с этой коварной болезнью. В первую очередь, огромную ответственность несут работники здравоохранения.

Пандемия коронавируса проверяет на прочность все сферы жизнедеятельности населения. Суровое испытание проходят те, кто оказался на передовой борьбы с этой коварной болезнью. В первую очередь, огромную ответственность несут работники здравоохранения.

Медицина катастроф занимается оказанием помощи людям, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия. Как правило, врачи, работающие в сфере медицины катастроф, сталкиваются с ситуацией, когда им необходимо за короткий период времени оказать помощь нескольким десяткам человек в достаточно экстремальных условиях работы.

Специализированные центры работают в каждом регионе нашей страны. В Якутии к таковым относится  ГКУ РС(Я) «Республиканский центр медицины катастроф МЗ РС (Я)», созданный по приказу Минздрава республики в 2002 году. С 2006 года возглавляет учреждение Владимир Сотников.

Площадь Якутии - более 3 млн кв.  километров. Она занимает 1/5 всей территории России. Соответственно, время долета до нуждающегося в помощи пациента может занять часы. Ежегодно санитарная авиация совершает более тысячи вылетов.

Из года в год основная причина вызова санитарной авиации остается неизменной - это низкое и сезонное транспортное сообщение на территории региона. Оказание экстренной помощи затруднено отсутствием пассажирских ЖД перевозок, труднодоступностью и отдаленностью населенных пунктов в горах, тайге, тундре, куда доставить специалистов для оказания экстренной медицинской помощи и больных в медицинские учреждения можно только воздушным путем. Центр медицины катастроф расположен в городе Якутске, а также имеет семь филиалов, которые рассредоточены по территории всей  республики.

- Владимир Андреевич, расскажите, пожалуйста, про свою работу. Когда пришли в медицину? Как долго работаете в медицине катастроф?

- В 1986 году окончил Кемеровский государственный медицинский институт. Начал работу в городе Нерюнгри, потом по приглашению работал в Мегино-Кангаласском улусе. С 1995 года был назначен главным врачом центральной районной больницы, далее работал заместителем главного врача Республиканской больницы № 2 – Центра экстренной медицинской помощи, и в это время ознакомился с работой санитарной авиации. Затем работал главным врачом центральной районной больницы Чурапчинского улуса. С 2006 года руковожу Республиканским центром медицины катастроф. С тех пор ежегодно спасаем с коллегами в среднем 2,5 тысячи человек в год (перевозим тяжелых больных, людей, получивших различные травмы, беременных женщин и  рожениц с осложнениями беременности). По сути, наша работа строится на том, что мы сохраняем жизни и здоровье людей.

Сотников В

- С чем пришлось столкнуться в период пандемии? Сколько санитарных заданий выполнено на сегодня, сколько из них связаны с перевозкой больных коронавирусом?

- Хотелось бы отметить, что санитарная авиация это одно из направлений деятельности нашего центра. Также при нашем центре есть школа медицины катастроф, где мы обучаем экстренные службы такие как МЧС, МВД, ГИБДД, специалистов различных сфер к оказанию первой медицинской помощи, проводим учения, плановые проверки. То есть мы должны не только выполнять санитарные задания, но и подготовить других к чрезвычайным ситуациям.

За 10 месяцев 2020 года выполнено 1489 санзаданий, из районов Якутии эвакуировано 2268 больных, в том числе 308 детей. Что касается коронавирусных больных, выполнено 219 санитарных заданий, вылетов – 186, эвакуировано 343 тяжелых больных.

 За прошедший период этого года по частоте вызовов на первом месте больные с сердечно-сосудистыми заболеваниями (инфаркты, инсульты) – 751 человек. Второе место занимают инфицированные Covid-19, таких перевезено 343 человек. В прошлом году вместо них можно было назвать людей с травмами. Нынче они занимают третье место – 327 человек (за аналогичный период 2019 г – было 416 чел).

Кроме того, можно отметить то, что уменьшилось число эвакуируемых беременных женщин – 305 против 363 в 2019 году.  

- Какие основные проблемы вы бы назвали на сегодняшний день в своей сфере?

- Мы готовы к любому сценарию событий. Подготовили своевременно к увеличению числа больных (в том числе коронавирусных) своих врачей, переговорили с авиакомпаниями. Были разделены борты на «чистые» и «инфекционные». Первая задача у нас выполняется на вертолете «Полярных авиалиний» МИ-8Т, для второй определили АН-26 (на дальние рейсы) и МИ-8 (на ближние). Обратились к «Авиакомпании «АЛРОСА», чтобы дали на рейсы из своего воздушного парка АН-38 и МИ-8, также к “Авиакомпании “Дельта К”.  С марта месяца создали специальную врачебно-фельдшерскую бригаду для эвакуации больных с новой коронавирусной инфекцией. В августе, сформировали вторую бригаду. Отдельно от экстренных бригад у нас работают 6 человек. Летают, встречают, привозят… В октябре был издан приказ Минздрава республики о маршрутизации больных с новой коронавирусной инфекцией, в западном филиале в г. Мирном были созданы 3 врачебные бригады, которые эвакуируют к себе жителей Вилюйской группы районов, а также с Ленского, Оленекского и Анабарского районов. Таким образом, стараемся разгрузить столицу республики, Якутск…

Проблем больших нет. Если будут решаться финансовые вопросы, мы справимся своими силами. Тесно работаем с авиакомпаниями. Необходимо отметить, что они понимают ситуацию, спасают вместе с нами всех тяжелых больных, не только «ковидных». Помимо «Полярных авиалиний» и «Авиакомпании «АЛРОСА», мы сотрудничаем с авиакомпанией «Дельта К», которая базируется в поселке Чульман Нерюнгринского района. Ребята обслуживают Усть-Майский и Олекминский районы и города Нерюнгри, Алдан.

У республиканского центра медицины катастроф всего 7 филиалов. И в каждом имеется по вертолету (в последнее время стало - по два). Каждое новое воздушное судно оснащено специализированным медицинским оборудованием. 

WhatsApp Image 2020 11 12 at 11.21.43

- Что скажете про оснащение и обеспеченность кадрами? Что требуется от специалиста для работы в санавиации? Больше работает мужчин или женщин?

- Конечно, наблюдается дефицит квалифицированных кадров. У нас в некоторых районах имеется нехватка в узких специалистах. А мои врачи – совместители Республиканских больниц № 1 и № 2 – анестезиологи-реаниматологи, хирурги, травматологи, гинекологи. По приказу Минздрава привлекаем узких специалистов и из других больниц.

По положению, чтобы врач летал на экстренные вызовы, у него должна быть высшая или первая квалификационная категория. Это должен быть специалист, умеющий оперировать, оказывать экстренную медицинскую помощь. Бывает, что проводим операции на местах. Конечно же, мужчин у нас больше работает. Иногда требуется мужская сила. К примеру, в Усть-Янском, Булунском районах были авиакатастрофы, в Нерюнгринском районе произошла автокатастрофа. В таких случаях важно быть не только врачом, но и человеком, способным физически помочь. К тому же, работа бывает круглосуточной. В среднем в день летаем по 4 раза. Это большая нагрузка, которую женщины могут не выдержать. Иногда врачи вызываются сразу после операций. Или можем поднять, когда человек спит после суток. Они должны быть готовы всегда, в любое время лететь на задание. В Якутии всего 636 городских и сельских населенных пунктов. Ночного старта нет, всего лишь 106 вертолетных площадок.

 Эвакуируем только тяжелых больных. В течение всего полета мониторим состояние пациента – частоту сердечных сокращений, артериальное давление, другие данные проверяем, также можем проводить реанимационные мероприятия, экстренные вмешательства.

WhatsApp Image 2020 11 12 at 11.21.43 2

- Как организовано выполнение полетов при перевозке больных коронавирусом? Можно ли брать в такие рейсы других больных? Что может послужить причиной для отказа в выполнении санрейса?

- В пандемию мы транспортируем больных с коронавирусом в специальных изоляционных боксах. Эти боксы устроены так, что можно проводить необходимые процедуры.  

Я упомянул, что мы разделили рейсы на экстренные и инфекционные. То есть при перевозке больных с новой коронавирусной инфекцией исключено нахождение в воздушном судне других больных. В вертолете или самолете, кроме пилотов, должны быть только врач, фельдшер и больной. И экипаж, и медперсонал одеты в СИЗ-ы. С авиаперевозчиками заранее были обговорены все требуемые правила безопасности – чтобы не было контактов с пилотами, были определены отдельные борты.

Проблемным моментом можно назвать нехватку в авиакомпаниях экипажей.

По прилету воздушное судно полностью обеззараживается. Процедура занимает около 1-1,5 часов.

Часто причиной для отказа в выполнении санитарного рейса служат неподходящие погодные условия. Бывает так, что в точке А и в точке В погода летная, но по маршруту где-то – условия неподходящие. В таких случаях рейс может быть перенесен до прояснения погоды. Но санитарное задание не снимается, пока не выполним.

Кроме Нижней Колымы, я лично побывал во всех улусах нашей республики. Специально старался ездить на машине. Больше 70 лет мы сохраняем санитарную авиацию в республике, потому что по таким дорогам как у нас, по огромной территории Якутии экстренного больного можно транспортировать только авиасообщением.

- Были ли случаи нарушения со стороны районных больниц или органов местного самоуправления при эвакуации больных?

  • Нет, не было.
  • Врач Алексеева С
  • Болел ли коронавирусом ваш медперсонал? Получили ли работники медицины катастроф прививку от коронавируса?

- С весны из числа персонала переболели трое. Нет, прививку не получали, но должны. Все мы прошли инструктаж, четко выполняем необходимые требования. Бригады «спецназ» с марта у нас живут отдельно, на крыле центра медицины катастроф, с отдельным входом и выходом.

- В какие улусы в период пандемии приходилось летать чаще остальных?

- С начала пандемии до 1 ноября т.г. выполнено 186 санитарных заданий. Больше остальных летали:

в Чурапчинский улус – 16 вылетов, в Ленский – 16 вылетов,  Мегино-Кангаласский – 14 вылетов, Верхоянский – 13 вылетов, Нюрбинский – 13 вылетов. Никого не оставили без помощи.

По общему положению заявка на санитарный рейс поступает от главных врачей (или замов главврачей по лечебной части). Пока заявку не выполним, мы ее не снимаем.

-Спасибо, Владимир Андреевич, за столь интересную беседу. Желаю вам и вашему коллективу крепкого здоровья, чтобы все якутяне были всегда уверены – нам помогут, нас спасут!

Фотографии из архива Центра медицины катастроф РС(Я): 

IMG 1309

Выполнение санитраного задания

Крушение самолета ИЛ18 в Тикси. Операция

Автопробег по трассе Колыма

IMG 2312

«Врачам и пилотам санавиации»

Михаил СЛАЩЕВ.

Звонок на пульт: - диагноз, возраст, пол? Минуты жизни чьей-то на исходе,

Спешит бригада, вновь отсчет пошел, здесь жизнь и смерть рука об руку ходят.

Туман рассеялся, - и есть добро на вылет, команда – “Правый, запуск! От винтов!”,

Взметнулось облако аэродромной пыли, - взлетает “Медицина катастроф”.

Носилки, трубки, тонкий писк приборов, змеей шипит в системе кислород,

Погрузка, взлет, и на перегонки со смертью, несет больного к жизни вертолет.

Взрезают воздух, лопасти, как бритва, больничный двор, посадка, дождь идет,

Смерть снова проиграла в этой битве, пришел на финиш первым вертолет.

Нет здесь наград, и нет больших рублей, нет славы здесь, и почестей нет громких,

Зато здесь ужас есть, в глазах у матерей, и стон – “спасите моего ребенка…”

Не перечесть мольбы всех этих глаз, - для них, все, кроме долга забывая,

Пилоты и врачи, в который раз, летят, во имя жизни, и – спасают.

За ночью день, и снова ночь за днем, в палящий зной, в осеннее ненастье

Свой крест не на груди – мы на борту несем, не золотой у нас он… а кроваво-красный…

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ