Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -9 oC
КУРС ЦБ: $ 73,96 | 86,68

Во второй день X Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», 11 декабря, состоялась рабочая сессия «Добывающая промышленность Арктической зоны РФ: какая поддержка нужна системообразующим предприятиям?». В обсуждении вопросов приняли участие народные депутаты Республики Саха (Якутия) - председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева и заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев.

Во второй день X Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», 11 декабря, состоялась рабочая сессия «Добывающая промышленность Арктической зоны РФ: какая поддержка нужна системообразующим предприятиям?». В обсуждении вопросов приняли участие народные депутаты Республики Саха (Якутия) - председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева и заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев.

Участники рабочей сессии обсудили вопросы развития минерально-сырьевой базы арктического региона, нормативные аспекты и операционные процессы проведения геолого - разведочных работ на твердые полезные ископаемые в Арктической зоне РФ, вопросы строительства новых мощностей разработки месторождений полезных ископаемых и переработки, инвестиционной привлекательности российских недр в Арктике, а также систему мер поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, вопросы эффективного освоения месторождений ТПИ, современных технологий извлечения, переработки и обогащения минерально-сырьевой базы, вопросы инфраструктуры для эффективного развития МСБ Арктики.  

Модератором рабочей сессии выступил член Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.И. Орденов.  

В дискуссии приняли участие министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Е.Е. Афанасьев, вице-президент Фонда развития Дальнего Востока М.Р. Гехаев, ведущий специалист отдела региональной геологии и полезных ископаемых Восточных районов России Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского С.А. Граханов, заведующий отделом региональной геологии и полезных ископаемых Восточных районов России В.Ф. Проскурнин, исполнительный директор АО «Первая горнорудная компания» И.Ю. Семенов, а также парламентарии Якутии - заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев и председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Е.Х. Голомарева.

Народный депутат РС (Я) Елена Голомарева выступила на рабочей сессии с докладом «Социальный диалог бизнеса и коренных малочисленных народов Севера в современных условиях». Также в своем выступлении Елена Голомарева акцентировала внимание на том, что Арктическая зона РФ в нашей республике имеет два статуса ООПТ и ТТП местного значения.

 «Два статуса дают возможность чувствовать местному населению ответственность за экологию, ответственность за ведение традиционного хозяйствования. Арктика – наш общий дом», - подчеркнула парламентарий.  

Выступление председателя постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Голомаревой на рабочей сессии «Добывающая промышленность Арктической зоны РФ: какая поддержка нужна системообразующим предприятиям?»:

 Уважаемые участники форума!

Дорогие коллеги!

В Конституции 1993 года Российская Федерация провозгласила гарантии защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69). Особой компетенцией органов государственной власти была признана «защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей». В развитие этих положений были приняты три федеральных закона, определяющие правовое положение аборигенных народов: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» 1999 г., «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 2000 г., «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 2001 г. Появились статьи, касающиеся коренных народов, в других законах. С этого момента аборигенные народы из объекта политики превратились в ее субъект. Они получили право контроля над своей судьбой.

В связи с промышленным освоением Арктики вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, справедливого расчета ущерба, причиненного недропользователями малочисленным народам и их объединениям, и компенсации указанного ущерба становятся особенно актуальными. В общественном сознании  России в силу объективных причин, народы Севера пока не рассматриваются в качестве  равноправных субъектов права. Хотя необходимость вни­мания к правам народов Севера диктуется соответствующими положениями Конституции  России и историческим опытом государственного развития.

Субъекты Российской Федерации, в том числе Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), осуществляющие реализацию проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, вынуждены принимать региональные правовые акты об этнологической экспертизе, восполняя тем самым пробелы федерального законодательства.

Значительным шагом в деле актуализации потребностей и интересов малочисленных народов стал принятый Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Этнологическая экспертиза проводится в целях социально ориентированного недропользования, социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 года № 428 «О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» утвержден порядок организации и проведения этнологической экспертизы.

За последние 10 лет с момента вступления в силу регионального закона об этнологической экспертизе проведена огромная работа по защите прав исконной среды и сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Получателями компенсационных выплат являются 77 субъектов, в том числе общины, иные организации и кооперативы, занимающиеся традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов. Также дополнительно по рекомендациям экспертной комиссии этнологической экспертизы хозяйствующие субъекты заключают многосторонние соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия), общественными организациями коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) по поддержке заранее согласованных инициатив, обеспечивающих устойчивое развитие, сохранение культуры и традиционного природопользования народов Севера в период реализации того или иного проекта.

С момента реализации регионального Закона «Об этнологической экспертизе» проведено 22 этнологические экспертизы, по которым приняты положительные заключения и оформлены в виде распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия). Общая стоимость оцененных убытков составила 513 155 587,85 рублей.      

В настоящее время в работе находятся 19 проектов на организацию проведения этнологической экспертизы.

В дальнейшем нам предстоит большая работа по совершенствованию законодательства и процедуры проведения этнологической экспертизы, так как методика исчисления размера убытков рассчитывает только экономический ущерб: изъятие земли, упущенную выгоду и т.д. Отсутствует методика расчета ущерба этнокультурной среды: языка, культуры, традиций, менталитета в целом.

Положительный опыт Республики Саха (Якутия) в части организации и проведения этнологической экспертизы как экспертного заключения о влиянии проектов хозяйствующих субъектов на традиционный уклад жизни малочисленных народов и оценке наносимого ущерба может быть использован при урегулировании отношений в области защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного хозяйственной деятельности малочисленных народов на федеральном уровне.

В начале 2020 года на Совете при Главе Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева в городе Мирном были рассмотрены вопросы реализации концепции социальной ответственности бизнеса, а именно деятельность компаний-недропользователей на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Обоснована необходимость установления и развития партнерского взаимодействия между органами власти, бизнеса и местным населением в целях социально-экономического развития населенных пунктов.

Акционерная компания  «Алроса» сегодня является не только основной бюджетообразующей корпорацией, но и компанией с большим опытом работы по ведению  социальной политики во многих районах  республики.  Хочу рассказать,  о последовательной политике по поддержке муниципальных образований, которую ведет уже многие годы АК «Алроса». В рамках регионального развития компанией уделяется большое внимание в поддержке родовых общин оленеводов и рыбаков в самых северных районах республики. Так, между АК «Алроса» и 9 районами  заключены долгосрочные соглашения. Объем финансирования этим районам ежегодно составляет 9,25 млн рублей. Помимо этого корпорация оказывает финансовую поддержку по программе регионального развития северным районам республики. Например, в Оленекский район на строительство этнокультурного центра  направлено в общей сложности 107 млн рублей. Такую же поддержку они оказали Анабарскому району - 107 млн рублей для обеспечения надежности электроснабжения. Я привела пример положительного взаимодействия АК «Алроса» с местным сообществом для того, чтобы и другие недропользователи брали у них пример и принимали участие в программе регионального развития нашей республики. 

На сегодняшний день в Мирнинском  районе хозяйственную деятельность ведут десять компаний. В Ботуобуйинском наслеге свою деятельность ведут «Сургутнефтегаз», Иркутская нефтяная компания, «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», «АЛРОСА-газ», РНГ и Газпром.

Ввиду стратегического характера государственных интересов в арктическом регионе и внимания, которое уделяется разработке месторождений, очень важно гармонизировать интересы промышленного освоения данных территорий с сохранением исконной среды обитания коренных малочисленных народов. Партнерство как форма взаимодействия предполагает не только формирование устойчивых связей, основанных на нормах взаимного уважения, человеческих взаимоотношений и равенства участников, но и справедливое распределение ущерба, причиненного недропользователями на исконной земле обитания этих народов.

Политика промышленных компаний на Севере России в последние годы также постепенно меняется, приходит осознание того, что они не являются первооткрывателями северных и арктических территорий, что их деятельность должна включаться не только в правовое поле, в первую очередь, экологическое, но и соответствовать моральным нормам, традициям и обычаям народов, населяющих эти места испокон веков. Социальный диалог бизнеса и коренных малочисленных народов Севера в современных условиях это процесс активного взаимодействия, вызывающий различные последствия и несущий в себе взаимные риски. Правовая защита аборигенных народов нуждается не только в новых законах, но и в новых инструментах, механизмах.

Оленевод и недропользователь должны быть равноправными субъектами права, первый - как исконный житель и хозяин  на своей земле, второй - как исполнитель госзаказа на его земле. Если законом будут четко начертаны их права и обязанности друг перед другом, не должны возникнуть никакие коллизии в законе. К сожалению, приходится констатировать, что несмотря на рост объемов производства у недропользователей, благосостояние коренных народов и местного населения не растет, а состояние окружающей среды ухудшается, социальный диалог между ними еще до конца не установлен.

В настоящее время взаимодействие промышленных компаний и коренного и местного населения в большей степени приводит к росту социальной напряженности и ухудшению экологической ситуации, чем к повышению уровня и качества жизни на Севере. Также непростым является вопрос о компенсациях, выплатах по экономическим соглашениям, на которые иногда идут промышленные компании. 

В связи с чем, считаем целесообразным:

- принять на федеральном уровне закон об этнологической экспертизе, предусмотрев прямую обязанность на проведение этнологической экспертизы и установление ответственности за несоблюдение требований федерального законодательства;

- включить в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»  условие обязательного прохождения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, которая и определит размер компенсации. Данное решение урегулирует взаимоотношения недропользователя и малочисленных народов, а также сделает прозрачным условия исполнения лицензионных соглашений для недропользователя;

- дополнить Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» положениями в части установления обязательности проведения этнологической экспертизы до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

 Наша задача – очеловечить наши законы, чтобы они реально защищали и заработали на благо человека.  Очень надеюсь, что социальное и правовое партнерство между недропользователями и коренными жителями севера, заложат начало более цивилизованному  человеческому диалогу на правовом поле. Решение этих проблем возможно только на основании твердой государственной политики, принятия федеральных законов, закрепляющих баланс интересов между  беззащитным оленеводом – хозяином своей земли и более влиятельным недропользователем. 

Наибольшее возмущение, неприятие коренных народов вызывает как раз нерациональное использование ресурсов, а кроме того бытовое загрязнение леса и тундры, огромное количество отходов – промышленных и бытовых, которые оставляют после себя работники промышленных предприятий. Для создания справедливой системы взаимодействия коренных народов и промышленных компаний необходимо большее доверие к коренным народам, включение норм традиционного природопользования в правовую систему страны.

Социальный вклад бизнеса не может быть альтернативой обязанностям Правительства в социальной сфере. Требуется четкое понимание социальных ролей бизнеса, власти и гражданина, а также ответственность каждого за последствия самостоятельных действий перед обществом.

Спасибо за внимание!

 

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ