КУРС ЦБ: $ 73,09 | 88,56

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петр Гоголев в завершение года провел традиционную встречу с журналистами, в ходе которой ответил на актуальные вопросы, волновавшие законодателей и общество в уходящем году.

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петр Гоголев в завершение года провел традиционную встречу с журналистами, в ходе которой ответил на актуальные вопросы, волновавшие законодателей и общество в уходящем году.

Особенности деятельности и взаимодействия

- Петр Васильевич, как и насколько быстро удалось организовать работу парламента во время пандемии?

- Сегодня, спустя более чем полгода, даже почти год, условия, в которых мы работаем, воспринимаются как данность, которая пришла надолго. Весной такого ощущения не было, предполагалось, что мы сможем наладить свою обычную повседневную жизнь, что не настолько повлияет коронавирусная инфекция на работу государственных органов, хозяйствующих субъектов, повседневную жизнь граждан. Но с каждым днем ситуация становилась серьезнее, и мы понимаем, на сегодняшний день, что условия распространятся и на 2021 год.

Согласно части 2 статьи 54 Конституции Республики Саха (Якутия), парламент является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным органом республики. И это было обеспечено, ни на один день деятельность парламента не была приостановлена. Для того, чтобы этого достичь, работа была разделена по трем основным блокам: организационно-правовые меры, организационно-техническая деятельность и информационное обеспечение.

Что касается первого блока, то 9 апреля текущего года мы внесли изменения в регламент, приняли соответствующее постановление, согласно которому стала возможной работа в дистанционном формате, посредством новых информационных технологий, через видеоконференцсвязь и т.д.

Помимо этого, смогли использовать экспертный потенциал, активно стали подключаться общественники: бывает и так, что площадка Zoom может не вместить всех желающих.

Таким образом, на данный момент, из 10 пленарных заседаний, 6 проведено посредством видеоконференцсвязи.

- Насколько трудно было привыкнуть к новым условиям?

- По опыту своей предыдущей деятельности, когда мы активно использовали дистанционный формат в университете, лично для меня переход сложности не составил. Отдельные коллеги, особенно в тех районах, до которых не дошел высокоскоростной интернет, поначалу ощущали трудности. Так, на первом пленарном заседании в дистанционном формате из-за технических сложностей сигнал не успевал поступать с одного края республики. А протокол, как известно, определяет продолжительность голосования.

Что касается организационно-технических мер, с начала шестого созыва мы начали обсуждать возможность эффективного полноценного участия в законотворческой деятельности, и для достижения данной цели пришли к решению модернизировать официальный сайт. В течение 2019 года были проведены работы, в ходе которых расширены различные сервисы для более оперативного и активного участия народных депутатов, граждан республики. И как показало время, это было своевременно. В начале года начали внедрять модуль для голосования, который изначально хотели применить для работы внутри комитетов. Но в последующем функции расширили, теперь в личных кабинетах народных депутатов появилась возможность не только голосовать, но и записываться на выступления и т.д. Таким образом, организационно-технические мероприятия оказались своевременны и помогли нам достаточно быстро в условиях ограничительных мероприятий подобрать компромиссные и адекватные формы работы.

Мониторинг ситуации отраслей экономики и социальной сферы помог предложить органам исполнительной власти ряд мер для того, чтобы отреагировать и поддержать наиболее пострадавшие отрасли. Одна из наших инициатив нашла поддержку в Федеральном Собрании, это касается изменений в части поддержки медицинских работников. На основе обращения якутских парламентариев было принято соответствующее постановление Совета Федерации и направлено в адрес федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, парламент республики смог организовать свою работу и обеспечить выполнение своих конституционных обязанностей.

4

- Как в уходящем году происходило взаимодействие с исполнительной ветвью власти на примере работы над государственным бюджетом Якутии?

- В сентябре 2018 года фактически обновился весь ряд высших органов власти и было сформировано высшее руководство республики. Старт, можно сказать, взяли одновременно. При этом мы должны были сохранить преемственность деятельности, оперативно и эффективно ее продолжить.

Безусловно, мы пришли с новыми идеями и ориентирами реализации дальнейшего социально-экономического развития, и для того, чтобы их достичь, постоянно взаимодействовать, сверять часы, скажем так. Парламент республики и правительство смогли достаточно оперативно прийти к взаимовыгодным, если такая формулировка допустима, форматам работы. Мы определили наше взаимодействие, вплоть до того, что ежемесячные планы сверяем друг с другом.

Одним из наглядных примеров делового сотрудничества является формат так называемого «нулевого» чтения. В 2019 году депутатами было предложено правительству совместно работать над проектом государственного бюджета, и мы даже в отсутствие нормативной основы, провели, условно говоря, правовой эксперимент. Пока не было изменений в законодательстве, мы пришли к джентельменскому соглашению, что депутаты республики принимают участие в работе над бюджетом с начальной стадии формирования параметров.

Ранее работа над бюджетом начиналась, когда документ поступал в парламент и бывали сложности с тем, чтобы учесть предложения, которые народные депутаты, опираясь на наказы своих избирателей, должны были отстоять и отразить в бюджете.

На сегодняшний день создана деловая атмосфера, это показал и бюджетный процесс 2020 года, когда в измененных условиях мы до 1 декабря должны были завершить работу над основным финансовым документом и принять бюджет, чтобы органы исполнительный власти могли далее отрабатывать на федеральном уровне по госпрограммам, федеральной помощи, бюджетному выравниванию и т.д.

Возвращаясь к нулевому чтению. Таким образом, стало понятно, участие народных депутатов с самого начала формирования бюджета имеет положительные стороны. Глава республики поддержал такой порядок, правительство оформило и 9 февраля 2020 года были внесены соответствующие изменения в закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, который и предполагает понятие нулевого цикла.

Второй момент: мы смогли придать законодательную основу такой форме взаимодействия, как согласительные комиссии. Это традиционный формат для парламента Якутии, однако ранее не имевший под собой нормативной основы в части того, как он формируется, кто туда входит и др.  Не было стабильности. В данном случае, мы смогли в бюджетный процесс включить работу согласительных комиссий, которая ко второму чтению, до рассмотрения проекта бюджета в комитетах, формирует совместное видение парламента и правительства. Таким образом, нам удалось избежать серьезных разночтений во время рассмотрения на комитетах и на пленарном заседании при принятии бюджета.

Нулевое чтение было желанием всех предыдущих созывов парламента, когда народные депутаты могли бы участвовать при формировании бюджета и влиять на весь процесс. Этого мы добились, что придало большую эффективность деятельности народных депутатов.

Наши инициативы в федеральной повестке

- Якутия продолжает настаивать на принятии закона об этнологической экспертизе на федеральном уровне. Между тем, в сентябре вышло постановление правительства РФ «О порядке возмещения убытков…»…

- Этнологическая экспертиза - один из передовых опытов Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера. Есть федеральный закон о гарантиях прав КМНС РФ, где определено, что такое этнологическая экспертиза, но далее законодательное развитие этого института не пошло. Просто определили и все. И субъекты, в условиях отсутствия федерального регулирования, решили по-своему: есть опыт Сахалина, Ямало-Ненецкого автономного округа и опыт Республики Саха (Якутия). В отличие от наших коллег, у нас установлена государственная этнологическая экспертиза. Якутия исходит из того, что в партнерстве, где с одной стороны хозяйствующий субъект, промышленная компания и, с другой стороны, община КМНС, их представители - государство выступает арбитром. Таким образом, комиссия по этнологической экспертизе РС(Я) принимает обязательные к исполнению обеими сторонами решения. И наш опыт в этих условиях, когда один из партнеров является, условно, младшим, показывает, что государство, на основе соответствующей  методики устанавливает более-менее справедливый размер ущерба. Ущерба, подчеркну, не только экономического, но и в области социально-культурных отношений.

Мы приветствовали постановление правительства РФ от 18 сентября 2020 года, считаем, что сделан серьезный шаг в развитии этнического нормативного комплекса и уверены, что данное постановление будет серьезным подспорьем для защиты интересов КМНС. Но есть разница между нашим подходом и тем, который реализован в постановлении. Прежде всего, в республиканском законе действует обязательность, ему придан государственный характер. В постановлении федерального правительства речь идет о рекомендациях, где обе стороны должны прийти к консенсусу. Второй момент – в постановлении есть крен в сторону возмещения экономического ущерба. Речь идет об изъятии земель, ином ущербе, причиненном местам исконного обитания, а в нашем подходе есть также понятие негативного воздействия на социально-культурную среду.

Мы предложили изменить уровень нормативного регулирования, предлагаем принять федеральный закон, который бы гарантировал права, обеспечительные механизмы, которые позволили бы, используя органы правосудия, найти справедливость в отношениях, когда одна из сторон считает, что в возмещении ущерба имеется определенная несправедливость. Мы предложили учесть опыт республики, придать большую гарантированность правам коренных малочисленных народов Севера.

3 2

- В октябре в Якутию приезжал депутат Госдумы, председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. По итогам совещания было принято решение поддержать предложение якутского парламента по охране вечной мерзлоты.

- Николай Петрович проявляет большой интерес к Республике Саха (Якутия), к слову, он избран от Иркутской области, соседнего с нами региона. Надо поблагодарить комитет, которым он руководит за то, что его члены слышат, что  мы хотим довести до Государственной Думы. Это не только в отношении нашей республики, депутаты данного комитета искренне желают, чтобы мы передали будущим поколениям живую природу и смогли обеспечить экологические интересы будущих поколений россиян.

Напомню, в прошлом году мы в Якутске проводили региональный этап Лесного форума, который проводится под эгидой данного комитета. Когда в октябре Николай Петрович снова приехал с визитом, мы поставили ряд вопросов, которые парламентарии Якутии, как и в четвертом, и в пятом созывах, продолжают ставить на федеральном уровне. Одним из этих «бородатых» вопросов как раз и является рациональное использование и охрана вечной мерзлоты.

Здесь есть несколько моментов, которые мы считаем важными, чтобы они надлежащим образом были отражены в государственной политике Российской Федерации, более 60% территории которой охватывают вечномерзлые грунты. То есть для более, чем половины территории государства деградации данных грунтов повлечет негативные последствия. Эти грунты являются несущей основой инфраструктуры, напомню, последние катастрофы связаны как раз с севером и показывают, что мерзлота совсем не вечна, достаточно быстрыми темпами идет деградация этих почв. Надо отметить, что в данном направлении у нас в Якутии ведется серьезная научная работа и основываясь на ней, мы разработали проект федерального закона о рациональном использовании и охране вечной мерзлоты. Речь не идет о том, чтобы законсервировать вечно мерзлые грунты, ни в коем случае. Надо использовать те конкурентные преимущества, которые несет в себе вечная мерзлота.

Мы, республика, разрабатывая направления деятельности НОЦ «Север», предлагали определенные подходы использования вечной мерзлоты. К сожалению, в федеральном конкурсе наш проект не был поддержан, но, тем не менее, мы не оставляем надежд, что будет проявлен интерес к научным исследованиям криолитозоны.

В течение многих миллионов, сотен тысяч лет, определенные залегания почв хранят в себе как позитивный, так и негативный биологический фон. Помните, в ЯНАО лет пять назад вдруг произошла эпидемия сибирской язвы? Понадобилось федеральное вмешательство, чтобы купировать локальный очаг. А когда речь идет о большей части территории страны, которая будет постепенно деградировать, то надо думать об определенных угрозах. В том числе и о такой: вечная мерзлота является естественной преградой для высвобождения метана, который обладает  более разрушительной силой для озонового слоя, чем углекислый газ. То есть это серьезная экологическая угроза.

Поэтому мы предлагаем оперативно приступить к обсуждению проекта федерального закона и были очень рады, когда Николай Петрович сказал, что будет создана соответствующая рабочая группа. Таким образом, наша инициатива внесена в актуальную федеральную повестку.

Напомню, в октябре президент России Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба "Валдай» отметил: «Не хотим же мы, чтобы климат на Земле приблизился к условиям Венеры, с ее безжизненными, выжженными поверхностями". И призвал обратить внимание на экологические угрозы, связанные с глобальным потеплением.

Парламент Якутии и далее будет постоянно и последовательно работать в направлении защиты вечной мерзлоты.

- Петр Васильевич, многолетняя деятельность по внесению изменений в закон «О недрах» в части урегулирования сбора мамонтовой фауны, наконец, вышла на новый этап: законопроект оформлен и внесен в Государственную Думу. Что принципиально изменится в случае его принятия?

- Республика Саха (Якутия) давно настаивает на этих изменениях, ведь мы фактически являемся единственным субъектом, где на сегодняшний день осуществляется массовый сбор палеонтологической фауны. Республика обладает большими запасами по сравнению с другими регионами, в которых сбор имеет, скорее, культурную составляющую. В нашей ситуации речь, прежде всего, идет об экономическом эффекте.

Парламентарии республики используют в своей практике несколько способов взаимодействия с палатой федерального парламента и в данном случае мы смогли убедить старших коллег, депутатов Госдумы, внести от своего имени данный законопроект. Таким образом, инициаторами являются заместитель Председателя Госдумы Алексей Гордеев, председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев и наш депутат в Госдуме Галина Данчикова.
Они провели все согласования, в том числе с Правительством РФ, от которого мы в течение длительного времени не могли получить положительного заключения. Тот подход, который реализован, привел к тому, что на сегодняшний день законопроект в целях совершенствования правового регулирования сбора поделочных материалов в виде палеонтологических останков принят к рассмотрению в первом чтению. Установлена дата, чтобы мы, парламентарии Якутии, направили свою позицию до 12 января. А 24-25 декабря на пленарном заседании этот вопрос мы будем обсуждать на своем пленарном заседании.

Самое главное, на чем мы акцентировали внимание федеральных законодателей - это предоставление субъектам Российской Федерации полномочий для того, чтобы обеспечивать контроль над данной деятельностью. И это принципиальный момент. Данная позиция концептуально поддержана, сначала профильным комитетом, затем и Советом Государственной Думы и внесена на рассмотрение, за что мы благодарны нашим коллегам-парламентариям.

Законодательная работа на перспективу

- Внесены изменения в действующий республиканский закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства». Согласно ему, вводится новый механизм поддержки сельхозтоваропроизводителей. Когда можно будет говорить об эффективности нововведений?

- Начиная с января 2021 года механизм будет внедряться в жизнь. Как известно, основные задачи и принципы господдержки Ил Дархан Айсен Николаев обозначил в своем Послании Ил Тумэну в прошлом году. Его видение отражено в виде нового закона.

Разумеется, будет вестись мониторинг действия нового механизма, так, к 1 июля рассмотрим показатели по каждому хозяйству, после чего, вероятно, понадобятся уточнения.  Говорить о результатах господдержки сельхозпроизводителей можно будет через год, то есть 1 января 2022 года. Профильному комитету парламента поручено, на постоянной основе будет контролировать ситуацию, вести мониторинг, подключится экспертный совет комитета. В случае выявления затруднений, согласно данным на 1 июля, осенью вернемся к данному закону, дабы внести корректировки.

5

- В последнее время население на местах выражает обеспокоенность по поводу реорганизации управлений ветеринарии в арктических районах.

- Надо помнить о том, что существует принцип разделения властей и текущая исполнительно-распорядительная деятельность, к которой относится реорганизация ветеринарных служб, находится в ведении исполнительных органов власти, то есть осуществляется на уровне правительства. Парламент не вправе вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, нельзя нарушать конституционный принцип разделения властей.

С другой стороны, являясь высшим представительным органом, мы представляем интересы жителей и слышим определенную озабоченность реорганизацией ветеринарной службы.

В рамках работы над данным вопросом мною было проведено совещание с приглашением заместителя председателя правительства Михаила Никифорова, руководителя департамента ветеринарии Петра Петрова. Заслушав их информацию, было принято решение о том, что сначала вопрос будет рассмотрен в рамках комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики и далее мы вернемся к нему в рамках правительственного часа, организация которого поручена комитету по селу и аграрной политике.

Речь не идет о необходимости принятия действий ревизионного характера по принятым нормативным актам. Мы говорим о том, рассмотрим вопрос комплексно со всех сторон. Так,  Намская и Жиганская ветеринарии в течение последнего года работают в рамках отношений «головное управление и филиал». Предложено рассмотреть и изучить данный формат на примере Амгинского и Усть-Майского районов. Если есть позитивные моменты, надо принять на вооружение.

Вопрос надо рассматривать также и с позиции доступности ветеринарных услуг. Жители улусов говорят, что ветеринарные услуги очень дороги, то есть калькуляции необходимо определить объективную стоимость услуг. Ветеринария не должна зарабатывать на людях, которые создают сельхозпродукцию, которая идет на стол якутян.

И очень важный момент: глава Якутии подчеркнул, что ни одной штатной единицы ветврача не будет сокращено. Таким образом, речь идет не только о реорганизации, данный вопрос надо рассматривать комплексно и, конечно же, контролировать ситуацию на местах, чтобы не допустить нарушения законодательства.

- В последнее время встал вопрос о статусе вахтовых поселков. Что это даст вахтовикам, самим поселкам и республике в целом?

- Данный вопрос мы вновь недавно актуализировали. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции, работники вахтовых поселков оказались фактически вне стандартов государственной помощи, принятых в цивилизованном обществе. Прежде всего, медицинской помощи. Мы поняли, что надо ставить вопрос - людям должны быть обеспечены защита их прав и интересов. Трудовой кодекс РФ регулирует те или иные аспекты трудовых отношений вахтовым способом, но кроме трудовых отношений есть и другие интересы.

Второй момент - нагрузка, которая ложится на окружающую природную среду. В свое время когда случилась авария, загрязнившая реки Малая Ботуобия и Эбелях, а в последующем реки Вилюй, экспертные организации провели забор проб воды из других рек для обеспечения населенных пунктов питьевой водой. В реке, на которой был расположен вахтовый поселок, вода не соответствовала питьевым стандартам. Но понятно, что речь, в отсутствие очистных сооружений, идет о серьезной нагрузке.

В-третьих, мы бы хотели, чтобы была использована инфраструктура, которая создана в существующих населенных пунктах. Определенные сервисы, промышленные компании можно было бы туда перевести. То есть развивать населенные пункты, где проживает постоянное население, которое также привлекается к деятельности хозяйствующих субъектов. И мы могли бы обеспечить больший объем гарантий прав и интересов работников.

Якутия - один из субъектов, где развит вахтовый метод, привлечены 62 тысячи человек, которые находятся здесь длительное время и все заинтересованы, чтобы была обеспечена защита их прав.

Первое время, когда на Чаяндинском месторождении случилось массовое инфицирование работников, до получения достоверной и полной информации, была обеспокоенность. Благодаря тому, что слаженно сработали федеральный и республиканский оперативные штабы во взаимодействии с хозяйствующими субъектами, удалось решить задачи, не переводя в крайние формы. Когда начался вывоз вахтовых работников, встала проблема использования санитарной авиации: этот вопрос не отрегулирован, а речь идет о межрегиональных перевозках. Эти и иные проблемы, которые вырисовывались в ситуации с Чаяндинским месторождения, позволяют нам ставить вопросы о необходимости введения вахтовых поселков в законодательное поле.

- Законодательно принято решение до 1 января 2023 года упразднить конституционные (уставные) суды в субъектах РФ. При этом предлагается создавать конституционные (уставные) советы при законодательных органах. Какова ваша позиция по этому вопросу?

- Конституционный суд Республики Саха (Якутия) является органом конституционного контроля, предмет его деятельности охрана Конституции РС(Я). Основной закон - это учредительный акт, документ, который регулирует наиболее важные общественные отношения в республике, создает стандарты прав людей, которые здесь проживают.

Приведу пример. Когда мы закрепили в Конституции РС(Я), что будем гарантировать среднее общее образование людям, которые здесь проживают, прокуратура отреагировала на это, как на несоответствие Конституции РФ, в которой гражданам, как известно, гарантируется основное общее образование. Безусловно, стандарты разные. Мы, тем не менее, смогли указать, что нет ущемления прав людей, а, наоборот, в нашей конституции устанавливаются большие гарантии. Таким образом, есть предмет правового регулирования в конституциях регионов, в которых мы  можем предусмотреть лучшие условия для человека. Есть и другие моменты, которые важны и характерны для республики, поэтому я в свое время высказался на эту тему.

Сегодня мы понимаем и руководствуемся тем, что 4 июля вступил в закон о поправке к Конституции РФ, обладающей высшей юридической силой, верховенством, и, безусловно, каждый из нас должен обеспечить реализацию конституционных положений.

На сегодняшний день законодательно установлено, что с 1 января 2023 года будут упразднены конституционные суды, выведены из судебной системы и утратят статус судебного органа. Тем не менее, предмет деятельности сохраняется. В рамках реализации федерального законодательства мы, как органы законодательной власти, вправе организовать у себя конституционный совет как орган конституционного контроля. Здесь наиболее сложным моментом будет являться юридическая сила итоговых решений, которые будет принимать совет. Исходя из природы его решений мы должны определить концепцию организации этого органа: будет ли это орган государственной власти, будет ли он обладать организационной самостоятельностью либо это станет частью регионального парламента. Какой характер будут нести его решения, станут ли они приниматься в форме закона и т.д. Есть ряд важных вопросов, на которые сегодня нет ответов в федеральном законодательстве. Поэтому мы должны начать обсуждать и предложить концепцию. Уверен, что ряд субъектов будет создавать конституционные (уставные) советы и нам важно организовать обсуждение на межрегиональном уровне. Совет законодателей при Федеральном Собрании является эффективных площадкой, на которой возможно обсуждение этого вопроса и в рамках соответствующей комиссии Совета законодателей мы этот вопрос инициируем.

Уроки трудного года

- Год выдался очень непростой, привнес в нашу жизнь много нового. Какие выводы мы можем сделать в глобальном плане?

- То, что принималось нами как данность, как естественное, оказалось достаточно уязвимым в обстоятельствах, когда встают столь глобальные угрозы. Сегодня борьба с распространением новой коронавирусной инфекции показывает, что государства в разной степени готовы противостоять таким угрозам, а площадки межгосударственного общения не готовы взять на себя роль координатора действий. Получается, те испытания, которые принес 2020 год, преподнесли очень важный жизненный урок: человечество должно дальше развиваться, не переходя в крайние формы противостояния.

С одной стороны, мы должны начать ценить живое общение, поскольку его дефицит повлияет в будущем на состояние человечества в целом, на здоровье каждого из нас.

С другой стороны, новые информационные технологии обладают бесконечными возможностями для того, чтобы мы могли претворить их в сферу государственной деятельности для оперативности, эффективности и меньших затрат. Очень многие формы деятельности найдут свое продолжение в формате цифрового правительства и цифрового парламента. Значит,  определенные виды деятельности переведем в эту плоскость и таким образом станет возможным осуществлять ряд государственных функций.

Мир сегодня показал, что не только экономика взаимосвязана, но и мы, оказывается, более тесно связаны с другими странами, чем нам это казалось и надо развивать международное общение. Осенью, в сентябре, на Северном форуме мы предложили создать межпарламентскую ассамблею региональных парламентов арктических стран. На недавно прошедшем Арктическом форуме инициатива была поддержана, если есть общая актуальная повестка, значит, надо найти формы и направления работы, приложить усилия и волю, чтобы решить эти задачи, защитить интересы будущих поколений.

- Петр Васильевич, с каким настроением встречаете новый календарный год?

- С ожиданием лучшего, нежели в 2020-м. Я сам являюсь отцом большой семьи, живы родители, слава богу, и я вижу, что те испытания, которые принес уходящий год, люди разного возраста переносят очень по-разному. Как в преклонном возрасте воспринимается ситуация, которая несет риски для людей в пожилом возрасте, как наше, более молодое, поколение, молодежь, дети - все абсолютно по-своему встретили эти испытания. Мы должны извлечь уроки не только на уровне государства, но и в каждой семье, обобщить интересы каждого и на их основе корректировать государственную политику.

Мы были очень рады, когда в актуальную повестку Совета Федерации и Государственной Думы начали вводить вопросы деревянного домостроения усадебного типа, предлагая решения жилищного вопроса, что также является уроком пандемии. Эти и другие вопросы позволяют встречать 2021 год с тем настроем, чтобы приложить большие усилия для устранения рисков.  Очень много зависит от инициативности, эффективности деятельности органов государственной власти. В условиях пандемии это стало конкурентным преимуществом российского государства на фоне других стран, когда государственными органами были предложены и осуществлены эффективные способы борьбы с пандемией.

Желаю всем счастья и благополучия! Главное, берегите себя и близких, крепкого всем здоровья! 

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ