И сегодня человек, которым восторгаются взрослые и дети Якутии рассказывает нам, в чем залог успеха циркового артиста, каковы тонкости акробатики, и почему нам с вами стоит по-новому взглянуть на цирковое искусство.
– Александр Иннокентьевич, расскажите, как вы пришли в профессию?
– В далеком 1997 году, в Якутию приехали тренеры, завучи, директор китайской цирковой школы, проводился кастинг, который длился 2-3 месяца. Нас пришло больше 400 ребят, из всех отобрали всего 20, в том числе и 10-летнего меня.
А на самом кастинге я оказался благодаря папе, который случайно услышал по радио, а может, прочитал в газете объявление о наборе на обучение в Пекине. Летом мы поехали из села Диринг Чурапчинского района в село Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района, и уже в октябре вылетели в Китай.
Причём прежде я никак не был связан с цирком. Мой отец, Иннокентий Семенович, тренер по вольной борьбе, с самого раннего детства таскал меня с собой на тренировки. Еще я занимался классической хореографией, поэтому физически был чуть-чуть готов. Впрочем, большинство ребят, прошедших кастинг, пришли из спорта.
– Значит, первым тренером для вас стал отец?
– Да. Как себя помню, мы всегда ходили вместе на охоту, бродили по лесу, что физически меня развивало. Он всегда ценил и развивал в своих учениках дисциплину и человечность.
– Расскажите, как вы учились в Китае?
– Я семь лет учился в Поднебесной. Мы участвовали на фестивалях, набирались опыта у китайских тренеров. За это время объездили много городов в России и за рубежом, я гастролировал вместе с труппой.
Если сейчас вспомнить, цирковая школа дала нам многое, хотя тогда было учиться сложно. Китайские преподаватели весьма требовательны и пунктуальны как часы, тренировки и отдых проводят на максимуме. Это очень жёсткая школа жизни.
В Китае, если наказывают, бьют палками за лень или отсутствие дисциплины, в нашем случае еще влияли сложности с языковым барьером. Все равно это длилось недолго и не каждый день. И все-таки, хороших воспоминаний осталось больше. В свободное от занятий время нас возили в музеи и парки.
Вернулись мы в Якутск в 2004 году и по сей день работаем в нашем самом северном цирке. У меня уже 17-й сезон цирковых представлений.
– У вас есть кумир?
– Есть такое выражение: «не сотвори себе кумира»... Но любому человеку всегда есть к чему стремиться. Особенно когда смотришь, как работают другие артисты, тренера, спортсмены, команды которые достигают больших результатов.
Поэтому если хочешь быть полезным для других людей, чтобы твои ученики достигали своих целей, воплощали свои мечты о мировых гастролях, стали успешными нужно учиться, перенимать опыт у лучших. И сегодня у тебя может быть один кумир, а завтра, если ты прогрессируешь, вполне возможно другой.
– Вы руководитель гастрольной труппы цирка. Часто ездите, расскажите, где вы были?
– В среднем в труппе на гастроли едет от десяти до 30 человек. Было даже 60 человек. Отдыхать там увы не приходится. Напротив, график работы очень насыщенный, расписанный буквально по часам. Возможность посмотреть достопримечательности и местные цирковые школы у нас есть разве что в выходные.
Сегодня в связи с известными событиями гастроли цирковых трупп редкость. До пандемии наша труппа была на гастролях в Венгрии, три месяца с полным аншлагом мы выступали в новогодних представлениях в Столичном цирке. Тогда мы участвовали в престижном Будапештском фестивале и всей труппой получили спецприз от Мэра города Будапешта.
Вообще мы гастролировали во многих европейских и азиатских странах, но больше всего запомнились гастроли в Японии. Там уровень понимания циркового искусства совершенно другой: взрослые в цирк не только водят детей, но и сами ходят на свидания, отдыхают компанией или всей семьей. Публика ценит то, что делают артисты. Это совсем другой менталитет.
– А как нам следует воспринимать цирковое искусство?
– На самом деле цирк – очень демократичное искусство. Цирк любят и взрослые, и дети. Я думаю, цирк дает понять, что сложно, а что нет, дает базу знаний и умений, формирует видение искусства и чувство прекрасного. Простых деталей очень много, и они поданы под разными соусами.
Якутский зритель очень строгий, его не обманешь – сразу видит халтуру. Например, в других странах не знают, что такое якутские национальные танцы – можно хоть как кривляться (смеется), и они скажут: «Вау! С Севера приехали». Для них главное –экзотичность. А здесь ты находишься постоянно, и работаешь над репутацией.
– Какой самый сложный, опасный трюк вы можете исполнить? Какой максимальный вес поднимаете?
– У акробатов и гимнастов нашего цирка достаточно сложные трюки. Один из самых трудновыполнимых – четыре сальто назад и три сальто вперед. Перед тем как их попробовать, следует сделать обычное сальто вперед и назад. Постепенно нужно набрать высоту и количество кувырков.
Со стороны может показаться, что это очень легко, но в действительности даже опытным спортсменам, подходя к упражнению, нужно каждый раз себя перебороть. Это же касается и цирковых артистов. Разве что сейчас мы опытные, делаем это постоянно, поэтому довели движения до автоматизма, и теперь не так сложно. А раньше было много крови, пота. И теперь я бы не сказал, что какой-то определенный трюк - самый сложный или опасный для меня или других артистов.
Максимальный вес – около 130-150 кг., но не более. В Якутии большинство людей среднего роста. Больших ребят в цирке мало, поэтому нецелесообразно поднимать больше.
– Как ваша физическая подготовка помогает в обычной жизни?
– Мы не поскальзываемся (смеется), гололед не страшен! Это шутка, конечно, но артисты – ловкие ребята: не припомню, чтобы за последние 15 лет кто-то из нас в быту, падал и получал серьезные травмы.
Да и в любые тем более командные игры: страйкбол, волейбол, баскетбол, футбол – с цирковыми играть не посоветую никому, слишком они хорошо понимают друг друга, они как единый механизм, не говоря уж физической подготовке.
– У вас были какие-нибудь травмы?
– Без них мы, конечно, не обходимся. Микротравмы типа ушибов или растяжений происходят постоянно. Сложные травмы бывают очень редко, мы стараемся их избегать, соблюдаем технику безопасности. Когда твоё тело единственный и главный рабочий инструмент в первую очередь учат тому, как его беречь. У нас хорошие специалисты в этой области. Дай Бог, чтобы все было нормально и в дальнейшем.
– Как проходят занятия с артистами?
– Я работаю со взрослыми, сам ставлю номера. Желание работать с детьми тоже есть, но пока времени нет, поскольку я и сам выступаю, все совмещать трудно. Тренировки идут каждый день.
Подход нужен к каждому индивидуальный, поэтому после общей репетиции, если у кого-то есть вопросы, недочеты, работаем отдельно. Главное, много тренироваться и не пропускать тренировки. Дисциплина – залог успеха.
– Приоткройте нам занавес и расскажите, как проходит подготовка к большому выступлению.
– Выступления – это каждый раз волнительно, особенно при групповых номерах, так как мы волнуемся друг за друга. На репетициях дважды прогоняем номер, но в день выступления много не тренируемся, чтобы накопить силы.
Мы делаем небольшой кастинг между собой, иногда привлекаем других талантливых ребят и начинаем их тренировать, обучать цирковому искусству. Постоянно повторяем – количество переводим на качество. Наши тренировки не проходят скучно, ведь мы друг друга хорошо знаем, общаемся, шутим и смеемся, и поэтому с настроением приходим на работу.
При подготовке к большому событию режиссер ставит задачу, которую мы стараемся выполнить. Обсуждаем кто, и что хочет сделать, кто что может. В креативном и творческом плане все открыты, нет каких-то ограничений или жестких правил.
– А расскажите о тонкостях профессии, о которых мало кто знает.
– Работать в цирке очень интересно, каждый раз разные проекты. На ежегодные праздники всегда нужно придумывать что-то новое. Сам процесс подготовки, постановки номеров, подготовки к фестивалям очень затягивает. Благодаря профессии, я побывал во многих местах, увидел мир, как живут другие люди, как работают другие артисты.
В Бриллиантовом цирке коллектив очень молодой, сплоченный. Не высокий слог, – наш цирк – это большая семья. И я думаю, в том немалая заслуга нашего бессменного директора Сергея Васильевича Расторгуева.
А сама работа довольно специфическая, поэтому нужно придумывать методики обучения, специальные упражнения, чтобы прокачать определенные группы мышц, нужно много читать, искать, как это делать. Так как у нас гибкий график, то после 2-3 часов тренировки или репетиции ты все равно думаешь о работе, как сделать выступления лучше, что добавить, что сократить.
– А над чем сейчас работаете?
– Сейчас мы готовим номер с летучими мачтами, на которых воздушные гимнасты и акробаты делают трюки. Я надеюсь к 100-летию образования нашей республики Якутск увидит наше выступление.
– Что любите делать в свободное время?
– Раньше я занимался брейк-дансом, а сейчас уделяю время семье и работе. У меня жена, двое детей. Старшая дочь уже три года занимается художественной гимнастикой для физической подготовки и хочет стать цирковой артисткой. А младшему еще не придумали, чем занять, пока слишком маленький.
– Какое достижение в своей жизни вы считаете самым важным?
– Я не считаю себя большим артистом, потому что больше работаю с коллективом. А самым особенным событием в жизни любого цирка считается Победа на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло. Это все равно как для фильма – Оскар, а для спортсмена – Олимпийская медаль. Международный цирковой фестиваль пройдет в январе следующего года в 45-й раз.
В 2003 году наша группа акробатов на этом престижном фестивале получила серебро и спецприз правительства и мэра Монако. С тех пор у нас есть цель и мечта повторить достижение 20-летней давности. Я думаю, в ближайшие три года или пять лет мы заявим миру о себе снова, а для этого надо много работать.
– Как стать гимнастом или акробатом? Что нужно для этого?
– Цирковым артистом может стать человек, который очень хочет этого и очень много трудится. Отдавая этому всего себя. У нас говорят, 99% успеха – это работа и 1%, возможно, талант. И нужно знать, чего ты именно хочешь, потому что в цирке очень много жанров, кому-то нравится жонглирование, а кому-то летать или прыгать.
При Государственном цирке работает детская студия «Серпантин», некоторые воспитанники этой студии, прошли в свое время кастинг, учились в Пекине, и сейчас они – полноценные артисты нашего цирка.
Хотелось бы, чтобы у нас открылась своя цирковая школа, тогда мы бы готовили кадры здесь, детям не пришлось бы уезжать от семей на семь лет. У нас достаточно артистов, которые способны преподавать разные цирковые жанры. Но пока для этого нет условий.
Для взрослых кастинги наподобие поступления детей в Пекинский колледж не проводят, но, если была бы своя цирковая школа, то возможно, в ней бы открыли любительскую группу, была бы возможность выявить талантливых людей.
Такую школу с просторными залами и общежитием планировали построить в продолжение нашего здания цирка как вторую очередь. Увы наш цирк полностью по проекту ещё не достроен…
– Расскажите о группе «Акробаты Республики Саха (Якутия)».
– Когда я с другими детьми выехал в Китай, практически сразу на следующий год группе детей-акробатов, куда меня зачислили, поставили номер с кольцами и мачтами. Именно с этими номерами мы выиграли золото в Москве и дважды в Екатеринбурге, в Италии – серебро, а также серебро и спецприз - в Монте-Карло.
Мы образовали эту группу в 1999 году, выступили с премьерой в Пекинском театре и по сей день мы выступаем с этим и другими номерами. Раньше нас было двенадцать, сейчас – семеро, многие закончили карьеру акробата, и сейчас нам приходиться отдуваться за них (смеется).
– Какие упражнения посоветуете читателям в период пандемии?
– В первую очередь – кардиоупражнения, во время которых увеличиваются частота сердечных сокращений и потребление кислорода. Еще порекомендовал бы правильно растягивать позвоночник и мышцы спины, полезно заниматься йогой. Чтобы не получить травму спины артисты уделяют много внимания ее подкачке и растяжке.
– Поделитесь, пожалуйста, дальнейшими планами.
– У нас в плане стоит постановка большого спектакля «Шаман Солнца», но дата премьеры пока неизвестна. Из-за пандемии работа идет медленнее, но я надеюсь, что все устаканится. Несмотря на это, люди продолжают ходить в цирк, а репертуарные планы ставятся каждые выходные, причем над ними работают все артисты цирка, поэтому они грандиознее прежнего. А так по приглашениям были запланированы гастроли труппы во Францию, Испанию, Латинскую Америку.
На VIII Спортивных играх народов Якутии, которые пройдут летом 2022 года в селе Борогонцы Усть-Алданского района, нашего директора и художественного руководителя Сергея Васильевича Расторгуева назначили главным режиссером. Режиссерско-постановочная группа обсуждает детали, а нам скажут, что нужно готовить, весной, ближе к дате. Скорее всего, летом следующего года всем цирком переедем в Усть-Алданский улус.
– У вас был такой момент в жизни, который мог бы полностью ее поменять?
– В поздние подростковые годы меня терзали мысли: кем бы я стал, если бы не уехал в Китай? Я до сих пор не нахожу ответа, но рад и горд тем, что работаю в нашем цирке!
В заключение Александр Посельский пожелал всем тренерам и наставникам республики вдохновения, творческого полета, ведь тренерская работа творческая в том плане, что нужно придумывать подходы, принимать решения, от которых зависит карьера подопечных. «Ищите, находите и творите!» – напутствует наш гость.
Нарыйа ИВАНОВА
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0